Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Научная монография «Ситуационно-стратегическое планирование в экономике» в 3-й редакции с добавлениями и изменения издана в 2-х томах: том 1 «Методология оптимизации показателей спроса и предложения» и том 2 «Моделирование оптимальных стратегий и программ». Монография содержит теоретико-методологические основы формирования многоуровневой, сквозной ситуационно-стратегической системы планирования. Стратегическое планирование на долгосрочную перспективу и текущее ситуационное планирование предлагается рассматривать в комплексе. В связи с этим формируется новая логика планирования, так как долгосрочные прогнозы развития рынков, потребительского спроса, конкуренции, делового окружения фирмы теперь являются основой стратегического планирования, а в зависимости от изменения ситуации на рынках, от изменения текущего потребительского спроса корректируют текущие планы развития. Соединение стратегического и текущего планирования в единую систему позволяет не только согласовать стратегическую и текущую программу между собой, но и маневрировать текущими данными предложения продукции на рынках в допустимых границах, определённых стратегической программой развития. Такой подход очень продуктивен, так как позволяет повысить обоснованности и стратегических, и текущих программ, а также значительно повысить скорость корректировок текущих программ, проводить их в режиме реального времени, что повышает полезный эффект от продукции, её конкурентоспособность.

Предложенный механизм планирования характеризуется многоуровневым характером. Макроэкономический, региональный, отраслевой уровень и уровень планирования конкретных предприятий объединяются в единую систему для установления взаимосвязей между ними и согласования программ их развития. Многоуровневый механизм планирования позволяет не только в полной мере реализовать комплексный подход, но и реализовать принцип сквозной системности, устанавливающий прямые и обратные взаимосвязи между всеми уровнями хозяйствования при формировании программ их развития, а также принцип народнохозяйственного приоритета, позволяющий государственным органам управления выступать регуляторами рыночных отношений, формирующих условия хозяйствования таким образом, что приоритет остаётся за народнохозяйственными интересами наилучшего удовлетворения общественных потребностей. Такие приоритеты позволяют весь процесс уже со стадий изготовления продукции ориентировать на лучшее удовлетворение потребительского спроса на рынках и связывать доходы фирмы с выгодой потребителя, с ростом общественной эффективности продукции. Для этого в научной монографии разработана система показателей, выведены формулы расчёта эффективности товара для потребителей, производителя, сбытовиков, финансистов, а также сводный показатель народнохозяйственной эффективности, характеризующий вклад всех участников процесса в конечный результат. Предприятия, конечно, являются главным субъектом хозяйствования, создающим материальные ценности, но и региональные, и отраслевые структуры в современных условиях хозяйствования перестают выполнять только административные функции управления, а всё больше становятся субъектами экономических, рыночных отношений. Они отвечают за экономическое развитие отраслей и регионов, оптимизацию отраслевых и региональных рынков и за формирование условий, правил хозяйствования для предприятий.

Кроме перечисленных очень важным новшеством предлагаемой ситуационно-стратегической системы планирования является формирование предложения продуктов в единой системе времени и пространства. Жизненные циклы изготовления и предложения конкретных товаров формируются не абстрактно, а в расчёте на спрос конкретных рынков. Разработаны графические методики прогнозирования и взаимосвязанного планирования жизненных циклов товаров и ресурсов, которые используются при их изготовлении, а также графические методики взаимосвязанного планирования интенсивного использования ресурсов. Предлагается определять не только стратегические зоны хозяйствования на товарных рынках в виде тех сегментах рынка, на которых позиционируются произведённые продукты, но и стратегические зоны ресурсопотребления на ресурсных рынках, на которых фирмой закупаются ресурсы в определённый период времени для конкретных продуктовых программ. Преимуществом разработанного механизма планирования является и то, что все изменения во времени и пространстве рекомендуется планировать адресно, т.е. не на производство в целом, а на изготовление конкретных видов продукции, а следовательно, корректировать объёмы, цену, качество каждого конкретного вида продукции с учётом временных параметров его позиционирования на каждом конкретном рынке. Кроме того, разработана графическая методика адресного планирования производительности труда, фондоотдачи, материалоёмкости, себестоимости для каждого конкретного вида продукции с учётом временных параметров спроса на него на конкретном рынке.

Ключевым звеном разработанного механизма ситуационно-стратегического планирования является методология по формированию матриц многоцелевой оптимизации, которые основаны на принципе «теории множеств». В матрицах все ячейки сбалансированы и по вертикали – по стадиям жизненных циклов продукции, и по горизонтали – по рынках их позиционирования, т.е. и по временным, и по пространственным параметрам, при этом каждая ячейка разбита пополам, в верхней её части отражаются прогнозные данные спроса, а в нижней – планируемые данные предложения. В книге приводятся разработанные матрицы многоцелевой оптимизации широты и составов ТН и ТА, целевой функции товара и составляющих её параметров, показателей использования ресурсов при изготовлении продукции, а также показателей предложения продукции. В матрице все данные связаны друг с другом и влияют друг на друга. Изменение данных в одной ячейке может повлечь за собой целую серию корректировок данных. Сводные ячейки матриц формируются как множество совместимых и согласованных данных, которые только в найденном сочетании друг с другом приводят к наивысшему синергетическому результату. Данные матрицы позволяют не только путём переборок различных комбинаций отыскать наилучшее множество данных предложения конкретных видов продукции, позиционируемых на определённых рынках в определённый период времени, но и оценить полезный эффект от них. Поэтому данные матрицы являются матрицами двойного действия. Они очень результативны, но при этом достаточно экономичны, что открывает им простор для практического использования в качестве инструмента оптимизации множества данных с учётом временных и пространственных параметров. Действие данных матриц по нахождению оптимальных решений дополняется инструментами более точного прогноза в виде графиков многомерного моделирования данных предложения продукции и более точной, сравнительной оценки в виде алгоритмов выбора наилучшего множества данных предложения продукции. В книге приводятся конкретные примеры построения графиков в трёхмерной системе координат для определения в соответствии с тенденциями изменения функций спроса тенденций изменения функций показателей объёма, качества (результативности целевой функции) и цены предложения конкретного товара в зависимости от выбранной стратегии позиционирования товара на определённом рынке в конкретный период времени. В книге приводятся примеры алгоритмов сравнения комбинаций компоновки матриц, вариантов различных корректировок товарного предложения и выбора оптимального варианта. Алгоритмы предназначены для составления программ для ЭВМ, что позволит повысить обоснованность и скорость выбора оптимального варианта.

Новизной и практической значимостью обладают предложенные в книге ситуационные модели для планирования фирмой СЗХ и программ хозяйствования в них, модели для определения оптимальных зон ресурсопотребления и программ закупок ресурсов, а также ситуационные модели развития рынков отраслей и регионов. Данные ситуационные модели в полной мере реализует принцип единства пространства и времени, так как позволяют в зависимости от времени и изменения ситуации на рынке, потребительского спроса решать пространственные задачи на всех уровнях, т.е. по оптимизации рынков регионов и отраслей, по маневрированию фирмой зонами позиционирования своих товаров путём перехода с ними из одного сегмента в другой по мере прохождения продуктами стадий своего жизненного цикла с тем, чтобы продлить их жизненный цикл, поддержать спрос на них, а также по маневрированию зонами и показателями закупок ресурсов в зависимости от изменения фактора времени и производственных программ по изготовлению продуктов фирмы. Гибкие хозяйственные связи с поставщиками ресурсов позволят интенсифицировать производственный процесс по изготовлению продукции. Рекомендуемая в книге система оценок показателей делового окружения на товарных и ресурсных рынках позволит повысить обоснованность прогнозов и оценок ситуации.

Предложенные в книге принципиально новые оптимизационные механизмы ситуационно-стратегической системы планирования и моделирования позволяют повысить результативность, точность, надёжность программных документов по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и связать полезный эффект от продукции с лучшим удовлетворением общественной потребности.