Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Оценка знаний - очень важная процедура в системе образования.

Пятибалльная система достаточно эффективно прослужила в нашей системе образования в течение последних 60 -70 лет. Однако, необходимо отметить, что ошибка преподавателя в один балл приводит к погрешности в 20 %, при определении степени усвоения программы. Это очень большая погрешность и она, снижая качество образования, сильно задерживает развитие общества. Нужен новый подход, более точная шкала, новый критерий.

В данной работе предлагается новый критерий, новая нелинейная шкала и модель оценки знаний.

Усвоение в %

40

50

60

70

80

90

95

96

97

98

99

100

Оценка по 5 бал шкале

2

2.5

3

3.5

4

4.5

4.75

4.8

4.85

4.9

4.95

5

К фактор

0.67

1

1.5

2.3

4

9

19

23.5

33

49

99

В предлагаемой одномерной модели объем изучаемого учебного материала представляется как прямая линия с длиной Lo. Объемы усвоенных и неусвоенных материалов, соответственно обозначены отрезками Ьз и Lh.

В качестве нового критерия предлагается взять отношения Lз к Lн. В предыдущей работе [1] это отношение обозначено буквой К. Очевидно, что когда Lз < Lн, тогда К < 1. Когда Lз = Lн, К = 1 . В случае когда Lз> Lн, тогда К >1. На таблице показаны изменения К фактора и оценки по 5 балльной шкале с изменением относительного усвоения знаний.

Как видно из таблицы, при больших значениях относительного усвоения (например 96-99%) новый критерий имеет огромное преимущество по сравнению с классическим, поскольку диапазон изменения К (99-23.5 =75,5) гораздо шире, чем при классическом (4.95- 4.80 = 0,15).

Нелинейная шкала обладает огромным потенциалом для объективной оценки различного рода ценности, т.е. определения истины. Она позволяет среди многочисленных равных достойных, объективно избирать самого достойного в случае умственных и интеллектуальных избирательных процедур (избрание на высокую должность, присвоение званий, ученых степеней, присуждение премий и тл.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аскеров Ш.Г., Оценка знаний: поиск рационального варианта. "Народное Образование",2004, №1, с.141


Работа представлена на Международную научную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», "Дагомыс" (Сочи), 21-24 сентября 2009 г. Поступила в редакцию 8.09.2009.