Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Система ценностей является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Ценности нельзя отделить от личности, это ее необходимый её атрибут. Именно ценности придают личности устойчивость, а их качественные преобразования рассматриваются как центральный момент, сопровождающий кризисы возрастного развития.

С одной стороны, ценности отличает относительная устойчивость и стабильность во времени, а с другой, личностные ценности характеризуются динамичностью [2]. Становление ценностных ориентиров происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом к освоению того духовного опыта, который выработан человечеством, является старший дошкольный возраст. Выбор старшего дошкольного возраста в исследовании обусловлен данными психолого-педагогической науки, а именно: к пяти годам дети способны различать добро и зло, красивое и безобразное, у детей особенно развита эмоциональность, доверчивость, открытость, отзывчивость, старшие дошкольники быстро входят в предлагаемые роли, у них развита потребность в новых впечатлениях, высокая познавательная активность и интерес ко всему окружающему миру [3].

К эстетическим ценностям относятся ценность «Красота», т.е. понимание прекрасного, которое порождается явлениями природы, результатами труда людей, художественной и творческой деятельностью. Ценность «Красота» является важнейшей характеристикой становления личности, отражающий уровень самоопределения человеческой индивидуальности. Необходимо отметить, что ценность «Красота» не сводится к простой способности эстетической оценки, поскольку не останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отрицанием культурной, эстетической ценности [4].

Целью нашей работы является диагностика развития ценности «Красота» у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня сформированности ценности «Красота» использовались следующие критерии и показатели:

  1. Критерием наличия эстетических знаний выступают объем эстетических знаний; способность судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, понимать образный язык искусства; развитость оценочных суждений; умение отстаивать свои взгляды, убеждения, эстетические идеалы (в соответствии с возрастными возможностями).
  2. Способностью к эстетическому восприятию выступает адекватность восприятия воспринимаемому объекту; целостность; глубина восприятия; гармония интеллектуального и эмоционального.
  3. Способностью к эмоциональной отзывчивости (эстетические переживания и чувства) выступает проявление непроизвольной эмоциональной реакции при восприятии эстетического в жизни, искусстве (радость, восторг, умиление, негодование, чувство потрясения); характер эмоциональной реакции (длительность, устойчивость, интенсивность, глубина, искренность, сдержанность, выразительность); адекватность эмоциональных реакций содержанию художественного произведения, характеру происходящих явлений в природе и общественной жизни; умение чувствовать настроение людей, сопереживать; способность оценивать свое эмоциональное состояние, соотносить свои переживания.
  4. Проявлением эстетического вкуса выступает способность к оценке эстетических явлений действительности и произведений искусства; способность обоснования своей оценки; проявление эстетического вкуса в поведении, внешнем виде, эстетико-предметной деятельности.
  5. Ценностно-художественные ориентации характеризует степень устойчивости увлечений и эстетических интересов; сформированность системы эстетических предпочтений, характерная для данного возраста.
  6. Наличие эстетических интересов и потребностей определяет познавательная направленность на эстетические предметы и явления действительности; широта интересов в области искусства; проявление положительного отношения к овладению эстетико-предметной деятельностью; связь эстетического переживания с потребностью в действии (стремление участвовать в художественно-творческой деятельности, расширять эстетический кругозор); общественно-эстетическая активность.
  7. Способность к эстетико-предметной творческой деятельности показывает проявления художественно-творческих способностей в эстетической деятельности (быстрота ориентировки, находчивость, сообразительность, самостоятельность, оригинальность, инициативность, умение спланировать работу).

На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни сформированности ценности «Красота» у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: Ребенок проявляет самостоятельность в обследовании предмета, дает оценку основным эстетическим характеристикам предмета. Проявляет активность при рассматривании произведений искусства, демонстрирует в речи, жестах интериоризацию эстетических чувств, является инициатором искусствоведческой беседы. Задает много вопросов при рассматривании произведений искусства.

Средний уровень: Ребенок с помощью взрослого (по наводящим вопросам) выделяет основные эстетические характеристики предмета. Выражает заинтересованность к произведению искусства, однако затрудняется выразить свое отношение в речи, эпизодически демонстрирует эмоциональный отклик. Редко задает вопросы о произведениях искусства. Пытается изменить работу к лучшему.

Низкий уровень: Ребенок не выделяет эстетические характеристики предмета, не проявляет наблюдательность, поверхностно обследует предмет. Не проявляет эмоциональной отзывчивости на произведение искусства, речь эмоционально не окрашена. Не задает вопросы о произведениях искусства. Не пытается изменить работу к лучшему.

Нами были подобраны следующие методики исследования:

1. Методика «Выбери музыку», автор Л.В. Школяр. Цель – выявление способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах. В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 серии предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений: 1-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе»; 2-я серия: А. Лядов «Прелюдия»; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история». Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?

Л.В. Школяр предлагает следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки:

  • высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);
  • средний уровень – правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);
  • низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).

2. Художественно-экспрессивный тест, автор Л.В. Школяр. Цель - определение уровня развития эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов и эмоциональности. Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (устно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы: «О чем думают эти дети»? «Какие они по характеру»? «Какое у них настроение»?

Уровень развития эмоциональных представлений оценивается по трехбалльной системе: 3 балла – высокий уровень – ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей; 2 балла – средний уровень – ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако их суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые; 1 балл – низкий уровень – ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.

3. Методика «Пословицы» (С.М. Петрова), цель которой, определить уровень ценностных отношений к красоте, к прекрасному.

По результатам исследования по методике №1 было выявлено, что 3 детей (15%) имеют высокий уровень, 7 дошкольников (35%) имеют средний уровень и 10 детей (50%) – с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку.

На основе проведения методики №2 был выявлен уровень развития эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов и эмоциональности у дошкольников. Было выявлено, что 3 ребёнка (15%) имеют высокий уровень, 8 детей (40%) имеют средний уровень и 9 детей (45%) – с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на изобразительное искусство.

Диагностика по методике №3 выявила, что 4 дошкольника (20%) имеют высокий уровень, 9 дошкольников (45%) имеют средний уровень и 7 детей (35%) – с низким уровнем ценностного отношения к прекрасному.

Итак, в результате проведения констатирующего эксперимента выявлено, что у 8 дошкольников (40%) наблюдается средний уровень сформированности ценности «Красота». Дошкольники с помощью взрослого (по наводящим вопросам) выделяют основные эстетические характеристики предмета. Выражают заинтересованность к произведению искусства, однако затрудняются выразить свое отношение в речи, эпизодически демонстрируют эмоциональный отклик. Редко задают вопросы о произведениях искусства. Низкий уровень сформированности представлений о красоте показали 9 детей (это 45%). Дети не выделяют эстетические характеристики предмета, не проявляют наблюдательность, поверхностно обследуют предмет. Не проявляют эмоциональной отзывчивости на произведение искусства, речь эмоционально не окрашена. Не задают вопросы о произведениях искусства. Не пытаются изменить работу к лучшему. Лишь 3 дошкольника (15%) показали высокий уровень развития ценности «Красота». Дети проявляют самостоятельность в обследовании предмета, дают оценку основным эстетическим характеристикам предмета. Проявляют активность при рассматривании произведений искусства, демонстрируют в речи, жестах интериоризацию эстетических чувств, являются инициаторами искусствоведческой беседы. Задают много вопросов при рассматривании произведений искусства. Точно знают, как сделать работу еще красивее.

Таким образом, можно сделать вывод, о том что уровень сформированности представлений о ценности «Красота» у старших дошкольников на среднем и низком уровнях (85%). У детей слабая эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства, не осознают эстетические качества в произведениях искусства, они не в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова.

На основе полученных результатов, анализа литературных источников для развития ценности «Красота» у детей старшего дошкольного возраста можно дать следующие рекомендации [5].

  1. Дети очень восприимчивы к окружающему, и потому вся обстановка детского сада, предметно-развивающая среда имеют большое воспитательное значение. Если ребенок с раннего возраста будет находиться в эстетичной обстановке, слышать красивую речь, видеть красивые взаимоотношения, ухоженных людей - он будет воспринимать эстетику, как норму.
  2. Развивая ценность «Красота» у детей привлекать их к изобразительной, музыкальной, театральной и конструктивной деятельности, а так же к различным видам игр. Все дети любят творческую деятельность и очень часто занимаются ею по собственной инициативе. Задача взрослых - создать для этого благоприятные условия (дети должны знать, где можно взять нужные материалы и где можно, не мешая другим музицировать, рисовать или лепить).
  3. Немаловажное значение в развитии ценности «Красота» у детей должно отводиться разным формам работы, таким как экскурсии, просмотры фильмов, просмотры цирковых и театрализованных постановок, проведение праздников и развлечений, сочетающим разные виды искусств.

Рекомендации для родителей по развитию ценности «Красота» у дошкольников:

  1. Чаще бывать всей семьей на природе. Наблюдайте за всем, что происходит интересного в природе. Подберите образное описание увиденного или вспомните строки из любимых стихов.
  2. Побуждайте ребенка к изображению увиденного явления на листе бумаги, используя различные материалы.
  3. Обязательно оборудуйте место для творчества ребенка: пусть в нем удобно разместятся различные материалы для рисования (кисти, краски, цветные и простой карандаши, цветные мелки, фломастеры, трафареты и др.), для лепки (пластилин, глина, соленое тесто), для аппликации (наборы цветной бумаги, лоскутки, кусочки меха, кожи и многое другое).
  4. Обязательно рассматривайте с ребенком художественные альбомы, наборы открыток с изображением произведений искусства и изделий художественных промыслов. Лучше это делать под тихое звучание классической музыки.
  5. Желательно, что бы в интерьере дома находили место произведения изобразительного искусства и изделия народных умельцев, до которых ребенок обязательно должен дотрагиваться, чувствовать тепло души мастера, заряжаться его творческой энергетикой.