Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ВГУЭС

Волкова П.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
1. Бубновская О.В. Исследование взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций студентов // Система ценностей современного общества. – Новосибирск, 2012. – № 25. – С. 168–173.
2. Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 1–1. – С. 147–153.
3. Бубновская О.В., Добрынина М.С. Психологические особенности мотивационно-личностной сферы и карьерных ориентаций студенчества // Казанская наука. – Казань: Изд-во «Казанский издательский дом», 2011. – № 3. – С. 177–180.
4. Черкасова Ю.С., Бубновская О.В. Характеристика ценностных и смысложизненных ориентаций участников волонтерского движения (на примере Центра волонтеров ВГУЭС) // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5–2. – С. 228–233.
5. Овчинников М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование: дис. ... канд. психол. наук [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2008 – Режим доступа: http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/dinamika-motivacii-uchenija-studentov-pedagogicheskogo-vuza-i-ee-formirovanie.html.
6. Харитонова К.В. Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности студентов // Психология XXI века: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» (26–28 апреля 2012 года, Санкт-Петербург). – СПб.: Издат-во С.-Петерб, 2012. – С. 285.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – С. 433.
8. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. – Улан-Удэ, 2004. – С. 151–154.
9. Никиреев Е.M. Психологические особенности направленности личности: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 72 с.
10. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь. 2010. – 350 с.

В данной работе рассматривается мотивация обучения и ее взаимосвязь с самооценкой личности. Показано, что различные виды мотивации по-разному коррелируют с самооценкой.

Мотивационно-личностная сфера очень значима с точки зрения многих исследователей особенно в юношеском возрасте, когда происходит поиск смысла жизни и формируются ведущие потребности [1, 2, 3, 4]. Проблемы мотивации относятся к важным аспектам психологического знания, так как их изучение помогает лучше понять сущность тех или иных поступков личности, механизмы и причины ее деятельности (Л.И. Божович, Б.А. Сосновский, В.С. Мерлин).

Проблемы мотивации обучения студентов затрагиваются в работах таких ученых, как В.Г. Леонтьев, А.Б. Орлов, Л.И. Божович, В.А. Якунин, А.К. Маркова. М.В. Овчинников, рассматривая мотивацию учения студентов, показывает, что доминирующими мотивами учения являются профессиональные, прагматические и познавательные [5]. В его работе выявлены наиболее значимые мотивы поступления в вуз: желание получить высшее образование и интерес к профессии. Среди реально действующих мотивов учения в качестве доминирующих определены: мотив приобретения глубоких и прочных знаний и интеллектуальное удовлетворение. В профессиональной мотивации выделена группа мотивов с высокими показателями выраженности: самосовершенствование, достижение в профессии самореализации, получение интересной работы.

Как отмечает К.В. Харитонова, студенты с высокой самооценкой мотивированы на успех и поэтому проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. Респонденты с низкой самооценкой мотивированы на неудачу и обычно ставят перед собой более низкие цели, чем могли бы достигнуть, тем самым преувеличивая значение неудач [6].

В данной работе целью исследования является выявление взаимосвязи мотивации обучения с самооценкой личности студентов-психологов ВГУЭС.

В качестве объекта исследования рассматривается мотивационно-личностная сфера студенчества, предметом исследования выступает взаимосвязь мотивации обучения и самооценки студентов.

Гипотеза исследования: существует статистически значимая взаимосвязь мотивации обучения и самооценки личности, которая проявляется в том, что у студентов-психологов с высокой самооценкой мотивы получения диплома и овладение профессией выше.

Выборку составляют студенты второго и третьего курсов направления подготовки «Психология» Института права ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» в количестве 21 человека (из них, 9,5 % юноши и 90,5 % девушки), в возрасте от 19 лет до 21 года.

Методы исследования: психодиагностические методики «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной» [7], «Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой)» [8] и «Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси» [9]. Основной метод статистической обработки информации – метод ранговой корреляции Спирмена [10].

В ходе проведенного исследования был определен уровень самооценки студентов по методике Будасси, результаты представлены на рис. 1.

pic_5.wmf

Рис. 1. Результаты исследования самооценки студентов по методике Будасси

Большинство студентов имеют среднюю адекватную самооценку (42,86 %). Неадекватную (высокую) самооценку имеют 4,76 % студентов. В целом это говорит о том, что большинство студентов предполагает равное признание как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности – уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет студенту регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям.

По результатам анализа мотивации обучения студентов отметим, что в среднем по данной выборке мотивы приобретения знаний и овладения профессией находятся примерно на одном уровне выраженности с мотивом приобретения диплома, что свидетельствует о достаточно разной мотивированности студентов. Однако, превалирующим мотивом для большинства является мотив приобретения знаний (по методике Ильиной). Мотив овладения профессией стоит на третьем месте, что возможно связано с тем, что второй и третий курсы еще не осознали важность приобретения именно профессиональных навыков. У студентов слабо выражены мотивы избегания и социальные мотивы (по методике в модификации Бадмаевой), что свидетельствует о направленности студентов на решение поставленных задач и нацеленность на результат.

Соотнеся полученные баллы по тестам на самооценку и мотивацию обучения, мы провели корреляционный анализ данных, результаты которого представлены в таблице.

Результаты корреляционного анализа мотивации обучения и самооценки

Мотивы

r (Спирмен)

Средний балл у студентов – психологов

Коммуникативные мотивы

0,20

0,69

Мотив избегания

0,16

0,34

Мотив престижа

0,16

0,46

Профессиональные мотивы

0,25

0,85

Творческие мотивы

0,43

0,78

Учебно-познавательные мотивы

0,16

0,70

Социальные мотивы

0,05

0,62

Мотив приобретения знаний

–0,28

0,68

Мотив овладения профессией

–0,02

0,50

Мотив получения диплома

0,42

0,58

Наибольшую положительную корреляцию с самооценкой личности студентов-психологов представляют творческие мотивы и мотив получения диплома.

Возможно, это связано с тем, что творческие люди видят результат своей деятельности, получают удовлетворение от нее, и поэтому самооценка у них достаточно высокая. Получение диплома представляет для студентов желаемую цель и ассоциируется с успешностью. Профессиональные мотивы также показали достаточно сильную корреляцию, что, скорее всего, связано с тем, что студенты с высокой самооценкой хотят увидеть результат своего обучения, планируют успешную профессиональную карьеру.

Интересно отметить обратную корреляцию между уровнем самооценки и мотивом получения знаний. Это, возможно, связано с тем, что студенты с высокой самооценкой нацелены на результат и не видят в простом получении знаний возможности добиться успеха, считая его недостаточным условием.

В целом, следует отметить, что сила и устойчивость мотивации влияет на успех деятельности, который, в свою очередь, влияет на самооценку личности.

Также хотелось бы отметить, что для студентов с низкой самооценкой, в целом все перечисленные мотивы находятся ниже среднего уровня мотивов по выборке (рис. 2). Соответственно, можно предположить, что низкая самооценка не способствует высокому уровню мотивированности к обучению. Самыми мотивированными студентами, согласно результатам исследования, являются студенты-психологи со средней самооценкой, а также с высокой неадекватной самооценкой.

pic_6.wmf

Рис. 2. Уровень выраженности мотивов обучения у студентов с разным уровнем самооценки личности

В данной работе выявилась взаимосвязь мотивации обучения с самооценкой: для высокой самооценки студентов характерен высокий уровень выраженности мотива получения диплома и творческих мотивов. Корреляция самооценки с профессиональными мотивами выражена слабо.

В целом, можно сказать об удовлетворительной мотивации обучения студентов-психологов, так как большинство мотивов выражены на уровне выше среднего, а мотивы избегания и социальные мотивы выражены очень слабо, что свидетельствует о разносторонности и мотивированности на обучение.


Библиографическая ссылка

Волкова П.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ВГУЭС // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 46-48;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10105 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674