Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ФИЛОСОФСКИЙ ДУАЛИЗМ В СВЕТЕ НОВЫХ ДОСТИЖЕНИЙ НАУКИ

Романов В.П. 1
1 ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
1. Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории: пер. с англ. – М.: УРСС: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 512 с.
2. Романов В.П., Соколова Н.А. Вероятностно-статистический метод психолого-педагогических исследований. – М.: Ладомир, 2012. – 144 с.

Классические дуалистические философские учения базируются на признании одновременного вечного существования двух независимых субстанций: материи и сознания (мозга и разума, тела и души и т.п.). Дуалисты вслед за Рене Декартом, утверждают, что материя и сознание существуют параллельно, независимо друг от друга, т.е. они абсолютны. Такой дуализм, предложенный Декартом, получил название «картезианский» дуализм, так как Декарт (фр. Descartes) по-латински означает Картезий (лат. Cartesius). Дуалистическое направление в философии изначально было призвано найти условия примирения между материализмом и идеализмом. Однако до сих пор эта задача остается нерешенной и, по-видимому, вряд ли будет когда-либо решена с позиций классического дуализма, признающего независимое существование двух миров: материального и идеального.

Классический философский дуализм содержит в себе принципиальное противоречие, обусловленное абсолютностью материи и сознания с одной стороны и единством мира с другой стороны, предполагающим диалектическое взаимодействие материи и сознания как противоположностей, без которого невозможно развитие. В настоящее время свойства объектов микро-, макро- и мегамиров изучены достаточно хорошо, чего нельзя сказать о свойствах сознания. В работе [2] говорится о том, что дальнейшие успехи в области философии будут определяться достижениями в разработке теории сознания. Определенный шаг в этом направлении сделан в работе [1].

В [1] показано, что существующие теории сознания, так или иначе, учитывают важную роль головного мозга в формировании сознания. О сознании можно судить только по изменению состояния нервной системы человека и, в частности, головного мозга, которое может произойти в результате совершения работы над головным мозгом, а значит и самим головным мозгом. В связи с этим в [1] высказано предположение, что сознание – это работа нервной системы человека, как центральной (головного и спинного мозга), так периферической (нервов и ганглий, для передачи сенсорных и двигательных сигналов между центральной нервной системой и различными органами человека). В результате такой работы имеет место как запись, так и воспроизведение информации. Это сопровождается энергетическим, структурным и другими изменениями самой нервной системы. Основные процессы, связанные с обработкой поступающей информации, ее хранением и воспроизведением, протекают в головном мозге, поэтому в дальнейшем под сознанием будем понимать работу головного мозга, имея в виду, что на самом деле работает вся нервная система. Можно утверждать, что сознание в мозге человека не содержится, поскольку оно представляет собой работу, которая по своей сути не может содержаться ни в каком теле, она может только совершаться. О том, совершается работа или нет, можно судить по тому, происходит изменение состояния тела (системы) или нет.

Аналогом сознания в физике может служить теплота. Теплота в теле не содержится. Однако иногда говорят о передаче некоторого количества теплоты от одного тела к другому, подразумевая под этим работу, которая совершается на микроуровне. Когда приводится в соприкосновение более нагретое тело с менее нагретым, то приповерхностные частицы (атомы, ионы, молекулы) более нагретого тела, имеющие бóльшую кинетическую энергию, взаимодействуя с приповерхностными частицами менее нагретого тела, совершают над ними работу. В результате этого изменяются состояния взаимодействующих тел (нагретое тело остывает, а холодное нагревается), и температуры тел выравниваются, а это означает, что внутренняя энергия исходно более нагретого тела уменьшается, а исходно менее нагретого тела увеличивается.

Таким образом, сознание (работа головного мозга) сопровождается изменением физических, биологических, структурных и других характеристик самого мозга, в частности образованием нейронных ансамблей. В свою очередь мозг, находясь в новом состоянии, может совершить новую работу, т.е. может явиться причиной появления нового сознания. Отсюда следует, что материя «рождает» сознание (работу), которое в свою очередь «рождает» материю (формирует материальные объекты с новыми свойствами). Такая взаимообусловленность материи и сознания является фактически универсальным законом природы, который решает отмеченные выше противоречия и позволяет вложить новое содержание в философский дуализм.

Действие закона взаимообусловленности материи и сознания можно проследить на примерах эволюции всех видов и форм объектов природы. Рассмотрим это на примере эволюции системы, состоящей из протона и электрона. В этой материальной системе сознание находит свое проявление в виде работы электростатических сил, приводящей при определенных условиях к образованию атома водорода, как новой формы материи, которая рождает соответственно новое сознание, формирующее в свою очередь новую форму материи в виде молекулы водорода и так далее.


Библиографическая ссылка

Романов В.П. ФИЛОСОФСКИЙ ДУАЛИЗМ В СВЕТЕ НОВЫХ ДОСТИЖЕНИЙ НАУКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 68-68;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10120 (дата обращения: 21.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074