Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И СОЦИАЛИЗАЦИЯ В МЕДВУЗЕ

Огородникова Э.Ю. 1
1 Тихоокеанский государственный медицинский университет
1. Бальдау-Бергманн К. Студентоцентрированное обучение – возможности активного реформирования учебного процесса с участием студентов. «На пути к культуре качества». 12-е Ежегодное заседание рабочей группы. Оценка и обеспечение качества Берлинских и Бранденбургских вузов в Вильдау, 3–4 марта 2011.
2. Богуславская С.М. Диалог в трудах М.М. Бахтина // Вестник ОГУ. – 2011. – № 7. – С. 17-22.
3. Паспорт компетенций. Курс на компетенции – руководство для учащихся. Специализированный вуз в Кёльне.
4. Сергеев Н.К. В пространстве воспитательной деятельности: моногр. – Волгоград: Перемена, 2001. – 181 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 31.05.02 Педиатрия. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.08. 2015г. № 853.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598, «Российская газета», N 303, 31.12.2012.
7. Шайденко Н.А., Подзолков В.Г., Кирурова С.Н. Развитие адаптационного потенциала будущего учителя в образовательной среде педагогического вуза: моногр. – Saarbruken: Lap Lambert, 2015. – 145 с.

Закон об образовании определяет образование как единство воспитания и обучения, приобретение ценностных установок и компетенций, а воспитание трактуется как деятельность, направленная на создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных ценностей [6].

Вызовы компетентностной ориентации направлены на комплексную подготовку обучающихся к самостоятельной деятельности в профессиональной сфере медицины. Совмещение модуляризации и компетентностного подхода позволяет эффективно реструктурировать образовательную среду в условиях ФГОС ВО, способствуя развитию социализации выпускников программы специалитета и овладению ими следующими общекультурными компетенциями (ОК) [5]: готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5); готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8).

Психологические и педагогические исследования (Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, В.Я. Ляудис) [7] доказали необходимость совместной личностно-ориентированной деятельности преподавателей и обучающихся как в ситуациях учебного характера, так и в ситуациях специального обучения сотрудничеству. Исходя из этого, важным фактором профессионального самовоспитания будущих медиков в условиях поликультурного общества призвана стать активизация внеучебной иноязычной деятельности на основе диалогической стратегии. Диалог в социокультурной концепции диалогических отношений М.М. Бахтина [2] трактуется как ориентация партнеров на конкретный социокультурный контекст, а у Н.М. Борытько [4] рассматривается как пространство самоопределения личности в условиях множественности культур и как способ организации воспитательной деятельности. Структура диалогового клуба на иностранном языке позволяет конструировать межличностное диалогическое общение обучающихся в ситуациях, максимально приближенных к реальным ситуациям и преодолеть трудности социализации.

При этом центрирование на обучающихся, по мнению К. Бальдау-Бергманн, вносит следующие изменения в образовательные стратегии [1]:

  • содействует процессам самооценки;
  • казывает сопровождение и консультирование будущих специалистов;
  • развивает научные исследования;
  • стимулирует собственную проблематику обучающихся.

Воспитание тесно связано с содержанием образования, общественными, культурно-национальными, региональными запросами и образовательными потребностями [3]. Для обеспечения единства социокультурного пространства вуза была проведена модуляризация содержательной структуры заседаний диалогового клуба для обучающихся ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России с учетом специфических компонентов социальной адаптации.

Организация воспитательного процесса в вузе на основе модульного и компетентностного подхода позволяет управлять процессом социализации будущих медиков. Исследования по развитию личностной компетентности [3] также показали, что способность к самореализации и креативность (ОК-5) связана с личностной компетенцией принятия решений и уверенностью в себе; а способность работать в команде и умение действовать в чужой культурной среде (ОК-8), коррелирует с личностной компетенцией самоменеджмента – способности и открытости к опыту и инициативам.

Модуляризация внеучебной иноязычной деятельности на основе компетентностного подхода.

Модуль

Компонент социальной адаптации

Компетенции

Содержание

Модуль 1

Социально-психологический

ОК-5

ОК-8

Вводно-организационное заседание.

Модуль 2

Познавательный

ОК-5

ОК-8

Социокультурное пространство Владивостока.

Актуальные проблемы медицины.

Фестивали науки и искусств.

Модуль 3

Ценностно-мотивационный

ОК-5

ОК-8

Развитие личностной мотивации.

Система социализирующих мероприятий по внеучебной иноязычной деятельности может оказать существенное влияние на все компоненты социальной адаптации:

  • Социально-психологическая адаптации отражает успешность вхождения в образовательную и воспитательную среду вуза, усвоение новых норм и ценностей, установление эффективных межличностных отношений, приобретение нового социального статуса;
  • познавательная адаптация характеризует формирование у обучаемых способности и готовности к самостоятельной познавательной деятельности, к самообразованию, творческому и научному поиску;
  • ценностно-мотивационная адаптация включает формирование положительных профессиональных и нравственных мотивов к будущей деятельности.

Библиографическая ссылка

Огородникова Э.Ю. МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И СОЦИАЛИЗАЦИЯ В МЕДВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 8. – С. 98-99;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10377 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674