Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

SWOT – АНАЛИЗ НА ЭТАПЕ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КОЛЛЕДЖ – ВУЗ) В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Волков П.Б. 1
1 ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт»
В статье рассматриваются как положительные стороны, так и возможные риски при планировании и разработке концепции и технологии реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике. Обосновывается идея модернизации в системе предоставления образовательных услуг через создание образовательного кластера в регионе, развития дистанционного образования, оптимизацию логических схем в менеджменте учреждения, нацеленность на качественную подготовку высококлассных специалистов. Осуществляется анализ исследуемой проблемы в философской, психолого- педагогической, социологической литературе; состояние проблемы в системе высшего, среднего профессионального образования; теоретический анализ научных трудов по проблемам организации непрерывного образования, формирования компетентностей специалистов в условиях обучения в сфере непрерывного педагогического образования (колледж-вуз) в Удмуртской Республике; определяется научный аппарат исследования; обосновываются и апробируются организационные формы в системе подготовки специалистов в системе непрерывного образования. Анализ и обобщение материалов, полученных на этом этапе исследования, позволят выявить основные противоречия, возникающие в процессе подготовки будущего специалиста в сфере непрерывного профессионального образования, определить логику исследовательской работы.
образовательный кластер
высококлассные специалисты
качество образовательных услуг
1. Волков П.Б. Методическое сопровождение формирования профессиональной готовности в процессе повышение квалификации специалистов // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование». – Липецк, ЛГПИ, 2009. – С. 106–107.
2. Наговицын Р.С. Национально – региональный компонент содержания обучения физической культуре в вузе / Р.С. Наговицын // Вестник развития науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 83–87.
3. Тутолмин А.В. Формирование и развитие креативной компетентности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в системе непрерывного педагогического образования / А.В. Тутолмин // Вестник Удмуртского университета. – 2012. – № 3–2. – С. 49–58.

Основная идея реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике состоит в том, что создаваемый образовательный кластер способен определять образовательную политику в регионе, т.е. социальные партнеры не станут «не тянуть одеяло на себя», а будут согласовывать свои действия с интересами партнера.

Механизм реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике направлен на эффективное распределение ресурсов (кадровых, материально-технических, финансовых) внутри образовательного кластера, что позволит целенаправленно решать назревшие проблемы.

Образовательный кластер вскроет арсенал потенциальных ресурсов: создаст большие возможностей для удовлетворения потребностей различного контингента занимающихся в образовании; станет привлекательным объектом для инвестиций, поскольку инвестор получит гарантии в подготовке высококлассных специалистов; рационально распределять полномочия в системе менеджмента, что позволит снять проблемы дублирования или «двойного» руководства образовательными учреждениями; обеспечит оперативное внедрение дистанционного образования, что поможет привлечь дополнительные резервы с «периферии» Удмуртской Республики; возможно расширение сферы в образовательной деятельности за счет вхождения в образовательный кластер на правах социальных партнеров самостоятельных образовательных учреждений.

Разработка концепции и технологии реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике обеспечивается восьмью взаимосвязанными блоками: «целевым», «теоретическим», «содержательным», «программным», «кадровым обеспечением», «организационно-управленческим», «реализующим», «результативным» [1, с. 106-107].

В теоретическом аспекте разработка механизма реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике способствует обновлению и модернизации системы на рынке образовательных услуг, расширению сферы предоставления образовательных услуг, служит повышению уровня подготовленности будущих специалистов, создает предпосылки для конкуренции высококвалифицированных специалистов в образовательных учреждениях.

Крупная образовательная единица (образовательный кластер) позволит адекватно реагировать на изменения в законодательной базе высшего образования (непредсказуемость критериев оценки вузов, ссузов и т.п. – усиление «драконовских» мер).

Ресурсная поддержка обеспечения реализации данной концепции включает пять блоков (педагогический, информационный, научно- методический, организационно-управленческий, материально-технический), взаимосвязанных и взаимодополняющих, призванных содействовать её внедрению в практику.

Реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике позволит преподавателям заниматься повышением качества образования студентов, т.е. выполнять профессиональные обязанности, выполнения непрофильной работы, поиска студентов и т.п.

Создание образовательного кластера в регионе соответствует направленности действий на укрупнение учреждений образования со стороны Правительств РФ и УР, обеспечивает выполнения социального запроса в модернизации образования и его потребности в новых идеях [2, с. 85].

Данная модель способна осуществлять комплексный подход к формированию единых требований к подготовке специалистов на российском и международном уровне.

Понимая, что при планировании и разработке концепции и технологии реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике, что, в свою очередь, является неотъемлемой частью государственной политики в сфере образования, способом борьбы с негативными факторами, необходимостью реформирования и модернизации высшего и специального профессионального образования, в тоже время обоснуем возможные риски:

Для получения эффекта об объединения стратегия должна строиться на научной основе: быть разработаны на основе алгоритма и требований к их составлению процесс перехода из одного состояния, в нашем случае вуз и колледж, (самостоятельные образовательные единицы) в другое (образовательный кластер). Данного алгоритма коллективам не представлено.

Преобладание технократического подхода (объединение как цель оптимизации, укрупнения) над необходимостью повышения гуманистических основ высшего и среднего специального профессионального образования на основе развития самостоятельности, сохранения традиций, оптимального сочетания инноваций и традиций.

Потеря суверенитета педагогическим вузом и колледжем, что, на наш взгляд, внесет изменения в образовательную стратегию: от следования традициям к развитию инноваций в ситуации непредсказуемости, прежде всего финансирования со стороны государства и субъекта Федерации.

Неготовность сотрудников вуза и колледжа к изменениям (психологический аспект): неуверенность в профессиональном будущем, неопределенность, преувеличение опасности объединения, изменение традиционного уклада в профессиональной деятельности и т.п.

Пересмотр организационно-методических основ организации работы в вузе и колледже: следует привести, разработанные учебные программы, планы образовательных учреждений к общим и специфическим компетенциям будущих специалистов.

Не следует поддаваться иллюзиям, что в одночасье, в созданном образовательном кластере, специалисты системы образования перейдут на инновационные формы организации и проведения занятий, займутся углубленной подготовкой и переподготовкой по читаемым учебным дисциплинам. Речь идет о низкой методической подготовленности специалистов в вопросах внедрения инновационных технологий в занятия студентов, что не способствует повышению качества образования. В этой связи возникает необходимость разработки системы подготовки и переподготовки специалистов в едином образовательном пространстве кластера [3, с. 57].

В результате анализа перспектив и возможных рисков на этапе планирования и разработки концепции и технологии реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике, выделены признаки инноваций: «цикличность развития»; «связь со временем»; «новизна качества»; «информированность и внедрение»; «системность преобразования»; «материально – финансово – ресурсная затратность».

Процесс реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике обоснован как инновация, так как обладает признаками теоретической и практической значимости, способствует решению жизненно важных профессиональных и социально-экономических проблем сферы образования.

Системообразующим фактором создания образовательного кластера являются объективные требования общества к сфере высшего и среднего специального профессионального образования, к личности преподавателя и будущего специалиста, к повышению уровня образования и профессиональной подготовке.

Процесс создания образовательного кластера выглядит следующим образом: запрос со стороны министерства образования Удмуртской Республики (объявление конкурса) – определение по итогам конкурса субъекта (образовательного учреждения) для разработки и реализации проекта – поиск проектантом приемлемой теоретической основы для объединения – интеграция (процесс объединения) – модернизация (приведение к единым требованиям «входящих» в образовательный кластер документов) – создание на имеющейся основе (базе) инновационных технологий (создание условий для научно – педагогической практики в образовательном кластере) – трансляция новой образовательной услуги со стороны образовательного кластера во внешний мир – интеграция в образовательный кластер образовательных учреждений, например, из системы среднего профессионального образования, в образовательный кластер – получение отзыва об эффективности транслируемой технологии – корректировка – новый виток в развитии образовательного кластера на высоком качественном уровне.

В то же время, как и к любой инновации, выявлены возможные негативные реакции со стороны «входящей» в образовательный кластер учреждений. Основная проблема сотрудников: адаптация к переменам и адекватная (неадекватная) оценка своих адаптивных и мобильных возможностей.

Таким образом, нами рассмотрены как положительные стороны, так и возможные риски при планировании и разработке концепции и технологии реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике. Обоснована идея модернизации в системе предоставления образовательных услуг через создание образовательного кластера в регионе, развития дистанционного образования, оптимизацию логических схем в менеджменте учреждения, нацеленность на качественную подготовку высококлассных специалистов.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-18003.


Библиографическая ссылка

Волков П.Б. SWOT – АНАЛИЗ НА ЭТАПЕ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КОЛЛЕДЖ – ВУЗ) В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 9-2. – С. 181-183;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10476 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674