Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СОЦИАЛЬНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ МИГРАНТОВ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Куртева Е.Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России»
В статье представлен обзор законодательства, регулирующий организацию медицинской помощи мигрантам. Авторами отмечено, что мигранты являются «ядерной группой» поддерживающей заболеваемость сифилисом в субъекте Федерации с активными миграционными процессами: интенсивные показатели заболеваемости сифилисом (на 100 тыс. обследуемых) мигрантов превышают общую заболеваемость сифилисом в 2–29 раз. Проведен анализ нормативных документов, регулирующих пребывание микгрантов в РФ с социальными инфекциями. Отмечено, что законодательством возложен контроль за влиянием миграционных потоков на эпидемиологическую ситуации на различные службы и ведомства в субъектах Федерации. Однако отмечено, что разработка медико-организационной технологии, способствующей эффективному взаимодействию заинтересованных служб и ведомств с целью оперативного реагирования и принятия управленческих решений, способствующих снижению заболеваемости сифилисом в СФ с активными миграционными процессами является актуальной.
сифилис у мигрантов
нормативные документы
1. Кунгуров Н.В., Зильберберг Н.В., Кохан М.М., Уфимцева М.А. Актуальные вопросы повышения доступности и качества дерматовенерологической помощи Российский журнал кожных и венерических болезней. – 2007. – № 1. – С. 71–76.
2. Кунгуров Н.В., Уфимцева М.А., Малишевская Н.П., Сырнева Т.А., Струин Н.Л., Сурганова В.И. Эпидемиологическая роль мигрантов в распространении сифилиса на территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока Вестник дерматологии и венерологии. – 2010. – № 2. – С. 4-9.
3. Кунгуров Н.В., Уфимцева М.А. Эпидемиологические и социальные аспекты заболеваемости сифилисом, приоритетные задачи по предотвращению дальнейшего распространения инфекции. – Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 2008. – 196 с.
4. Малишевская Н.П., Уфимцева М.А., Попова Е.В., Барановская Т.Н., Коробова Г.Г. Социально-личностная характеристика подростков, больных гонореей Российский журнал кожных и венерических болезней. – 2008. – № 1. – С. 58-60.
5. Николаева К.И., Уфимцева М.А., Сырнева Т.А. Организация первичной профилактики инфекций, передаваемых половым путем, среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детских социальных учреждений Вестник дерматологии и венерологии. – 2016. – № 4. – С. 39-41.
6. Сырнева Т.А., Малишевская Н.П., Уфимцева М.А. Современное состояние профилактической работы в кожно-венерологических учреждениях // Здравоохранение Российской Федерации. – 2012. – № 6. – С. 11-15.
7. Сырнева Т.А., Малишевская Н.П., Уфимцева М.А. Структура и объем профилактической работы в кожно-венерологических учреждениях // Уральский медицинский журнал. – 2011. – № 8. – С. 16-19.
8. Сырнева Т.А., Уфимцева М.А., Николаева К.И., Ниселова М.З., Бочкарев Ю.М., Казаева А.В. К вопросу об организации медико-социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей Здравоохранение Российской Федерации. – 2015. – Т. 59. № 3. – С. 40-42.
9. Сырнева Т.А., Струин Н.Л., Уфимцева М.А., Струина Н.Н. Опыт работы информационно-управленческой системы по освидетельствованию иностранных граждан в Свердловской области Здравоохранение Российской Федерации. – 2014. – Т. 58. № 6. – С. 46-48.
10. Уфимцева М.А., Малишевская Н.П., Сырнева Т.А. Клинико-эпидемиологические особенности сифилиса на территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока // Современные проблемы дерматовенерологии, иммунологии и врачебной косметологии. – 2009. – Т. 2, № 2. – С. 68-73.

Социально-экономические изменения, происходящие в мире, являются причиной появление уязвимых групп, а также новых ядерных групп, в том числе мигрантов, что обосновывает необходимость разработки профилактических мероприятий соответствующих современной эпидемиологической ситуации [1, 4, 5, 6, 8].

Трудовые мигранты являются «ядерной группой» поддерживающей заболеваемость сифилисом в субъекте Федерации с активными миграционными процессами: интенсивные показатели заболеваемости сифилисом (на 100 тыс. обследуемых) мигрантов в 2,0 – 29,0 раз превышают общую заболеваемость сифилисом и находятся в диапазоне от 243 до 1877 случаев на 100 тыс. обследуемых. Выявлен высокий удельный вес поздних форм сифилиса среди данного контингента (27,1 %). Высокая заболеваемость сифилисом среди трудовых мигрантов обусловлена повышенным уровнем рискованного сексуального поведения, низким уровнем информированности об ИППП, ограничением доступа к медицинским услугам и профилактическим программам на бесплатной основе (р < 0,05) [2, 3, 7, 9, 10].

Процесс перемещения физических лиц через границы государств с целью осуществления трудовой деятельности в российских нормативно-правовых актах носит название «внешняя трудовая миграция» (Указ Президента РФ от 19.07.2004 № 928, ред. от 27.07.2007).

Специальное законодательство о внешней трудовой миграции в России отсутствует. Основным источником правового регулирования отношений, связанных с трудом иностранных работников на территории РФ, является Закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 23.07.2008). В данном Законе определены понятия, «иностранный гражданин», «трудовая деятельность иностранного гражданина», «иностранный работник», «иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя», «разрешение на работу»; определены правовые условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях; решаются вопросы контроля трудовой деятельности иностранных работников. Согласно ст. 17 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от ред. от 25.12.2008) «О занятости населения в Российской Федерации» привлечение на территорию РФ иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Кроме того, приняты и действуют многочисленные подзаконные акты, регламентирующие отдельные вопросы трудовой деятельности иностранных работников на территории РФ.

Процесс привлечения иностранной рабочей силы в РФ включает ряд последовательных стадий. Общим правилом, закрепленным в п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, является, что работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Порядок выдачи разрешений утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации».

Кроме того, на основании п. 9 ст. 13.1. Закона № 115-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2006 года № 798 «Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы» работодатель или заказчик работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании Управление ФМС и Государственной службы занятости населения в десятидневный срок с момента возникновения трудовых/гражданско-правовых отношений. Указанное уведомление дает право находиться иностранному работнику в России в течение срока действия трудового договора (но не более одного года с момента въезда).

Привлечение иностранных работников для осуществления трудовой деятельности на территории РФ осуществляется в пределах квот, которые утверждаются ежегодно. Квоты формируются на основании предложений о потребности в иностранной рабочей силе, формируемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (в Свердловской области – Министерством экономики и труда Свердловской области) в соответствии с заявками работодателей и заказчиков работ (услуг). В соответствии с пунктом 32.1 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 783 и Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. № 835 «Об утверждении на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу», Минздравсоцразвития РФ приняло Приказ от 26.12.2008 № 777н «О распределении по субъектам РФ утвержденной Правительством РФ на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу». Квота для Свердловской области определена в количестве 133402 разрешения на работу.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, представляющего собой документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. Работодатель обязан обеспечить получение иностранными граж¬данами разрешений на работу. Порядок выдачи разрешений утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации». Разрешение на работу выдается при условии:

а) достижения иностранным гражданином 18-летнего возраста;

б) привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности работодателем по трудовым или гражданско-правовым договорам в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников;

в) отсутствия в заявлении о выдаче разрешения на работу и представленных документах недостоверных или искаженных сведений, а также обстоятельств, предусмотренных п. 9 ст. 18 Закона № 115-ФЗ.

Разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в случае, если иностранный гражданин: является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Статья 18.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение: иммиграционных правил, в частности за уклонение от прохождения иммиграционного контроля, предусмотренного законодательством РФ; медицинского освидетельствования; идентификации личности; уклонение от представления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации.

Указанные действия влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового. В соответствии со ст. 30 Закона № 115-ФЗ, контроль за проживанием, временным пребыванием в РФ и транзитным передвижением в пределах РФ иностранных граждан (иммиграционный контроль) осуществляется Управлением федеральной миграционной службы РФ и его территориальными органами и Министерством внутренних дел РФ и его территориальными органами.

В соответствии с Письмом Роспотребнадзора от 30.01.2007 № 0100/806-07-32 2 «О медицинском освидетельствовании иностранных граждан», Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ», работодатель обязан представить медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных «Перечнем инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 188. Отсутствие указанных документов является основанием для отказа в выдаче разрешения на работу.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 29 сентября 1989 года № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» работодатели должны организовывать проведение предварительных и периодических медицинских осмотров иностранных граждан, получивших разрешение на работу в РФ: работников предприятий пищевой промышленности, общественного питания, торговли – на туберкулез, сифилис, гонорею, носительство возбудителей кишечных инфекций, гельминтозы, патогенные стафилококки (для работников кремово-кондитерских цехов); работников детских образовательных и санаторно-оздоровительных учреждений – на туберкулез, сифилис, гонорею, носительство возбудителей кишечных инфекций, гельминтозы, патогенные стафилококки; работников лечебно-профилактических учреждений – на туберкулез, сифилис, гонорею, носительство возбудителей кишечных инфекций, гельминтозы, патогенные стафилококки (родильные дома (отделения), отделения патологии новорожденных, хирургические отделения, детские молочные кухни); работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства – на кишечную группу инфекций, туберкулез, сифилис, гонорею, носительство возбудителей кишечных инфекций, гельминтозы.

Отказ от медицинского освидетельствования может служить основания для привлечения к ответственности по ст. 18.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 546 «Об утверждении правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ» бесплатно оказывается медицинская помощь только при первичном обращении, все остальные виды помощи – только на коммерческой основе.

В связи с создавшимся положением в декабре 2007 г. было издано постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства», направленное на улучшение работы по медицинскому освидетельствованию указанных контингентов, а также по созданию надлежащих санитарно-гигиенических условий их проживания, трудового процесса и питания.

Приказ № 336 от 14.09.2010 Федеральной службы Роспотребнадзора «О порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Роспотребнадзора материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ» определяет порядок подготовки, представления и рассмотрения в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ. К данным основаниям относится выявление у иностранного гражданина либо лица без гражданства инфекционного заболевания, указанного в Перечне заболеваний, утвержденном постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188. В приказе указано о целесообразности создания межведомственной комиссии (далее – Комиссии) с участием управления Роспотребнадзора по субъекту РФ и органов управления здравоохранением соответствующего субъекта РФ. В создании и работе Комиссии которой также могут принимать участие представители территориальных органов Федеральной миграционной службы России и иных государственных, муниципальных органов (по согласованию с ними).

Комиссия, с учетом тяжести клинических проявлений заболевания, степени эпидемиологической опасности больного, как источника инфекции, эпидемиологической оценки бытового и профессионального очага инфекционного заболевания, возможности, в том числе финансовой, обеспечения лечения и излечения данного заболевания, принимает решение о целесообразности проведения лечения иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории РФ.

По результатам работы Комиссией может быть принято одно из следующих решений: решение о возможности и целесообразности проведения курса лечения иностранного гражданина либо лица без гражданства на территории РФ (с указанием сроков лечения и контрольных мероприятий); решение о направлении в Роспотребнадзор предложения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ.

Обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о целесообразности лечения иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ, и порядок его лечения указываются в протоколе Комиссии. Исполнение Решения Комиссии контролируется специалистами управления Роспотребнадзора по субъекту РФ.

В случае последующего отказа или уклонения от лечения, нарушения порядка лечения либо иной невозможности проведения лечения иностранного гражданина (лица без гражданства) в отношении указанного лица управлением Роспотребнадзора по субъекту РФ должны быть подготовлены и направлены в Роспотребнадзор проект решения о нежелательности пребывания и иные материалы в порядке, указанном в приказе для подготовки дальнейших документов для депортации иностранного гражданина из РФ.

По окончании прохождения курса лечения иностранный гражданин или лицо без гражданства в течение 5 рабочих дней представляет в соответствующее управление Роспотребнадзора по субъекту РФ подписанный главным врачом либо заместителем главного врача ЛПУ, проводившего лечение, медицинский документ со сведениями о результатах лечения, заверенный печатью соответствующего ЛПУ. В течение 15 рабочих дней с даты окончания курса лечения, определенной Комиссией, но не позднее 5 рабочих дней с даты получения указанного в настоящем абзаце медицинского документа, управление Роспотребнадзора по субъекту РФ рассматривает вопрос о снятии указанного лица с учета (в случае выздоровления), вынесении на Комиссию вопроса о целесообразности продолжения лечения либо подготовки проекта решения о нежелательности пребывания.

Таким образом, законодательством возложен контроль за влиянием миграционных потоков на эпидемиологическую ситуации на различные службы и ведомства в субъектах Федерации. Однако разработка медико-организационной технологии, способствующей эффективному взаимодействию заинтересованных служб и ведомств с целью оперативного реагирования и принятия управленческих решений, способствующих снижению заболеваемости сифилисом в СФ с активными миграционными процессами является актуальной.


Библиографическая ссылка

Куртева Е.Е. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СОЦИАЛЬНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ МИГРАНТОВ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-1. – С. 29-33;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10686 (дата обращения: 18.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074