Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ТЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В КАЗАХСКИХ РАССКАЗАХ

Абдикалык К.С. 1 Токташбай А.К. 1 Нурпеисова А.Т. 2
1 Казахский государственный женский педагогический университет
2 Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» ПК
1. Алимкулов Т. Кертолгау. – Алматы: Жазушы, 1973.
2. Шаймерденов С. Тандамалы шыгармалар жинагы. – Алматы, 2011.
3. Жунисов С. Ошпейтын ыздер. – Алматы: Жазушы, 1968.
4. Кекилбаев А. Кус канаты. – Алматы: Жазушы, 1978.
5. Магауин М. Шыгармалар жинагы. – Алматы: Канагат, 2002.
6. Чудаков А. Слово – вещь – мир. – М.: Наука, 1985.

Проблема нравственности – одна из крупных и вечных тем литературы любого народа. Тема нравственности всегда занимает широкое место в произведениях казахских писателей и поэтов. Известно, что чуждые человеку качества мещанства, карьеризма, честолюбия были общей проблемой прозы 60–80-х годов. Писатели, внесшие свой вклад в тему нравственности, поднимали не только морально-этические проблемы, не только воспевали духовное богатство и душевную красоту современников, но и критиковали противоположные им отрицательные действия и обывательские характеры, стремления людей.

Скажем, среди небольших по объему произведений писателя Т. Алимкулова, а именно в рассказе «Выгода» [1] автор у своих читателей вызывает чувство неприязни к образу богатого Бакдаулета, который в жизни все, даже смысл жизни, от жадности мерит деньгами, имуществом и вещами. Персонажи рассказа Билисбай – прямой, чудной, у него тонкая душа, он широко известен среди народа как певец, а Бакдаулет – старший племянник Билисбая, волостной, очень богатый человек.

Мещанин Бакдаулет, Билисбая, пришедшего с просьбой дать ему деньги, заставляет петь у него на празднике, использует его и хитростью и обманом провожает его. Тогда разозленный Билисбай сильно жалеет о том, что он не писатель, что он хотя бы не журналист, а просто впечатлительный певец. Расстраивается из-за того, что не смог съязвить, не смог его наказать языком из-за небогатого словарного запаса.

В произведении в основном изображаются богатство, достаток, поощрение, лживая щедрость, двуличие. Все это как будто сконцентрировано в одном человеке, в Бакдаулете. Писатель сильно критикует таких, как Бакдаулет, которые в реальной жизни превратились в рабов имущества и богатства. Т. Алимкулов через образ грамотного музыканта Билисбая глубоко раскрывает образ Бакдаулета, считающего себя «писателем, мудрецом». Основную мысль рассказа писатель передает и развивает, а также подытаживает с помощью парня-музыканта Билисбая.

Читая рассказ, представляя образ Билисбая, который шел, спотыкаясь по кривым улицам, как будто видишь будущую непонятную жизнь персонажа, его думы о том, как прожить на пути неизвестной жизненной выгоды. В целом, автор через своих персонажей призывает читателей быть честными по отношению к искусству, нравственные качества держать на высоте.

А если обратимся к рассказам Сафуана Шаймерденова, которые проповедуют нравственность, то в рассказе «Порыв селя» [2] можно увидеть обыденную жизнь, обыкновенные действия мужа и жены, почувствовать, как автор раскрывает натуру своих персонажей. Писатель не описывает их характеры. Характеры персонажей можно ярко увидеть через их действия. Читая произведение, поневоле улыбаешься.

Туршабай и его жена Шарбан ежегодно, как начинается лето, со своими детьми уезжают из города, ездят к своим родственникам, которые живут в селе, или путешествуют по курортам. Хотя сами таким образом избегают опасности, но сами всю ночь не спят, переживая и думая об оставленном в городе имуществе, таким образом автор раскрывает жадность, мещанство в характере своих персонажей.

Супружеская чета днем и ночью думает только о богатстве, о достатке, об имуществе. Шарбан, чтобы устроиться на хорошую работу и заработать много денег, решает написать диссертацию, для чего вынуждена остаться в городе. Слух о селе, который ежегодно повторяется в городе каждое лето, снова распространяется. Именно этот сель и стал лейтмотивом этого рассказа. Туршабай и Шарбан, которые каждый день проводили в страхе, услышав сообщение о том, что «горы будут разрушены и оттуда будет проложена дамба», быстро собравшись, решают уехать из города. Они в такой серьезный момент от жадности не хотят оставлять дорогие вещи, и их действия вызывают у читателей чувства усмешки. В конце концов персонажи собирают все свои ценности и становятся свидетелями установки дамбы без какой бы то ни было опасности для города. Таким образом, автор высмеивает характер людей, встречающихся в посведневной жизни, посвятивших свою жизнь мещанству и обогащению.

Самая главная позиция Сафуана Шаймерденова в раскрытии любой темы – призывать к человечности, нравственности. Критически описывая общую проблему прозы 60-80-х годов, чуждые для человека отрицательные качества, как мещанство, честолюбие, писатель призывает читателей быть честными, трудолюбивыми, быть дальше от бессовестных, жадных, никчемных людей.

Спокойное и бессовестное проживание тунеядцев – болезнь общества. Также бюрократизм, взяточничество, распространенное в то время в обществе, тоже не остаются вне поля зрения автора. Писатель не только описывает, а предлагает читателям обсудить действия персонажей, пропустить их через свою призму, тем самым показывает, что трудно, но авторитетно дойти до вершины истины. Лучший образец духовности – человеческие качества человека, ответственность перед своей совестью. Для раскрытия этой темы возьмем рассказ Сакена Жунусова «Жанторы» [3].

Деталь, которая стала основой рассказа, это – как парень по имени Жанторы, ехавший в купе поезда, со страха во сне внезапно просыпается ночью. Жанторы, знакомясь с попутчиком, рассказывает о своем сне, о том, что произошло с ним, все это сразу притягивает к себе внимание читателей. Автор с помощью каждого слова, высказанного персонажем, убеждает читателей в том, что рассказ его будет интересным, тем самым вызывает интерес к дальнейшему чтению. Даже ощущаешь такое чувство, как будто едешь в купе вместе с Жанторы. Рассказ Жанторы, который после завершения средней школы поехал поступать в одно из высших учебных заведений, чуть не стал жертвой двуличия, коварства и бесстыдства, не оставляет читателя безразличным. В образе сельского выпускника Жанторы, приехавшего в город Алматы за мечтой, ярко можно увидеть простодушную доверчивость, незапятнанную ничем открытую и чистую душу. Он верит всем, ко всему относится доверчиво, как к самому себе. Вот поэтому и пошел он за Жексембаем, полностью доверившись ему. Жексембай, который уже стал настоящим городским мошенником, легко и быстро взяв в оборот доверчивого Жанторы, ведет работу по заранее составленному плану. Добившись своего, он исчезает. Претворитель его планов, «агай» тоже после получения денег исчезает. Автор рассказывает об этом событии, произошедшим с Жанторы, поскольку такое на себе испытал не один только он, а множество доверчивых казахских парней. Кто виноват в этом?

В ходе знакомства с произведением этот вопрос все время встает перед читателем: кого винить: доверчивого Жанторы или обманувшего его и «посадившего его в галошу» Жексембая? Вот именно этот вопрос ставит перед читателями автор. Писатель образами мошенников и аферистов изображает рост взяточничества и несправедливости, как «совращаются» человеческие ценности. Лечение данной «болезни» – в корне уничтожить неприглядные явления общества.

Итак, в коротком рассказе С. Жунусова лежит серьезная мысль о нравственности. В каком бы произведении ни было, писатель в отношении духовно-нравственной проблемы общества свою авторскую позицию раскрывает открыто и ясно. С этой точки зрения, рассказы С. Жунусова, также как и произведения других писателей, имеют высокую воспитательное, образовательное значение.

Писатель Абиш Кекильбаев в своих малых рассказах обращает внимание на повседневные события, делает свои выводы в рассказах о простой жизни, о взаимоотношениях между людьми, поднимает проблемы нравственности, морали. При изображении сельской бытовой жизни писателем можно познакомиться с яркими национальными особенностями казахов, присущими только им традициями и обычаями. Также автор при изображении образов персонажей проводит глубокий психологический анализ, тем самым достигает художественных высот в их описании.

В рассказе А. Кекилбаева «Есболай» [4] внутренний монолог, писхологические явления художник передает хладнокровно, как внешний авторский рассказ. Процессы в сознании старика Есболая, его размышления передаются как прямой внутренний монолог. Художник слова, наблюдая внутренние переживания старика Есболая, любуясь его действиями, передает их способом психологического описания. Персонаж против тех, кто бюрократизирует жизнь,, кто даже человеческие ценности измеряет бумагами.

В рассказе «Нужный человек» писатель показывает, как вместе со временем меняются Сарсенов и Ержанов, которые с детства росли вместе. Также он рассказывает о характерных им особенностях, о том, как меняются их должности, власть, и соответственно их быт. Не остались без внимания автора и городская жизнь, и степные люди, люди аула, уже свыкшиеся с городскими закономерностями, а также наука, образование и другие типы городской культуры. Однако характер, действия Ержанова не изменились, он такой же, каким был и раньше. По представлению автора, он находит общий язык со всеми, начиная с абитуриента и заканчивая министром. Несмотря на это, он тот же открытый, веселый и жизнерадостный, добродушный Ержанов. Его жена тоже такая же, добрая, веселая, гостеприимная, всех встречает с открытой душой, она тоже прекрасный человек, красивая женщина.

Ержанов как-то заходит в дом Сарсенова и дает ему советы. Цель Ержанова – пригласить друга, застрявшего профессионально в рамках села, в священный город Алматы, превратившийся в современный центр образования и культуры, обратить внимание друга на райский источник, на глубины науки. То есть он хочет, чтобы его друг стал нужным обществу и науке человеком. В свое время и Ержанов вот так прибыл в Алматы. Но по разным причинам он не смог идти в ногу с наукой и новыми общественными веяниями, то есть не достиг высоких научных званий и должностей, но стремится помочь другу. Значит, в позиции автора – самая главная ценность – это нравственность. Автор грамотных, опытных и образованных людей, таких, как Ержанов, считает настоящими нужными людьми для развития культуры и политики, науки и общества, вообще для будущего страны.

В произведении нужным в свое время человеком изображен Даулетов. Даулетов – человек, который нужен всем – своим знакомым, своей среде, друзьям, родственникам, потому что его предложили на звание академика, а это – несбывшаяся мечта многих людей науки. Конечно, это радость и гордость и для него самого, и для других. В общем, главная мысль произведения – ученый человек нужен науке, а наука нужна образованным. Любое явление в обществе нужно по-своему, это своеобразное благополучие человека. Среди них самое важное, самое нужное для человека – качественное образование и наука. Человек, который добился этого, считается нужной для общества личностью.

Одним из прекрасных произведений М. Магауина по праву считается рассказ «Горсть пшеницы» [5] – это рассказ о жизни сельчан в годы коллективизации в период советской власти, о трудностях тех лет, о том, как Алмажан во время сбора колосьев взяла горсть пшеницы, чтобы прокормить своих детей. В этой связи уместно вспомнить слова русского ученого-литературоведа А. Чудакова о том, что «художественные компоненты, раскрывающие творческую поэтику отдельных писателей – это мир вещей, персонажи, события» [6, с. 219]. Неграмотные активисты Кагазтай и Аркатбай – малосознательные люди, которые довольствуются малым и гордятся этим. Писатель открыто осуждает этих обывателей, подхалимов, которые ради еды и карьеры готовы продать свою честь и достоинство.

В целом М. Магауин в своих произведениях с помощью своих персонажей сильно критикует духовную нищету, мещанство, обывательство, подлость и все другие отрицательные качества человека. Какой бы темы он не коснулся в своих рассказах, он проповедует нравственность, человечность, честь и достоинство.


Библиографическая ссылка

Абдикалык К.С., Токташбай А.К., Нурпеисова А.Т. ТЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В КАЗАХСКИХ РАССКАЗАХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-1. – С. 15-17;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10741 (дата обращения: 24.06.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252