Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Апухтин А.Ф. 1
1 ФГБУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет»
1. Апухтин А.Ф. Стратегия инновационного развития здравоохранения в компетенциях врачебных кадров. ЭНИ // Забайкальский медицинский Вестник. – 2014. – № 1. – С. 94–97.
2. Апухтин А.Ф., Деларю В.В. Ситуация с разработками и внедрениями отечественных инновационных технологий в здравоохранении: оценки врачей // В мире научных открытий. – 2010. – № 4–14. – С. 23–24.
3. Апухтин А.Ф. Мнения врачей о технической оснащенности регионального здравоохранения и внедрениях медицинских инноваций за пять лет // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета (VOLSMU). – 2014. – № 2(50). – С. 17–19.
4. Апухтин А.Ф. Состояние периферического кровообращения и тканевого обмена кислорода у больных гипертонической болезнью в зависимости от антигипертензивной терапии: дис. ... канд. мед. наук / ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет». – Волгоград, 2004. – 156 с.
5. Апухтин А.Ф., Стаценко М.Е. Способ диагностики нарушения эндотелийзависимой регуляции локального кровотока / Патент РФ на изобретение RU 2340278 от 10.04.2007.

Знание социально-правовых институтов, социальных систем и практик в сфере интеллектуальной собственности отражает достаточный уровень компетенций квалифицированного специалиста [1]. Вопросы медицинских новаций являются социально значимыми [2, 3] но не достаточно реализуемы, по разным причинам, носителями новаций [4, 5].

Цель исследования – оценка компетенций в вопросах интеллектуальной собственности и заинтересованности в них среди студентов медицинского университета.

Материалы и методы. Случайным образом в 2009 и 2014 гг. отобраны 1025 студентов 6 курса медицинского университета (908 студентов лечебного и 117 студентов педиатрического факультетов)которым было предложена анонимно ответить на 15 вопросов анкеты на знание раздела ГК РФ регламентирующего вопросы интеллектуальной собственности (ОИС), частоты использования в обучении ОИС, потребности в дополнительном образовании для приобретения компетенций в области авторского права. Вид опросы личный. Обработка материала ответов проводилась с использованием программы статистики «IBM SPSS Statistics 22». Для ввода данных в компьютер в формализованном виде вопросы анкеты кодировали. Закрытые вопросы с различными вариантами ответов были кодированы несколькими одно вариантными переменными. Открытые вопросы кодировались одной переменной. Статистическую шибка для случайной выборки рассчитывали по формуле:

apuhtin01.wmf

где Z – статическая константа для соответствующего уровня доверия; р = Q = 50 % – вероятность наступления / не наступления изучаемого события (попадания / не попадания респондента в выборку); для случайных выборок эта вероятность была принята равной 1/2 или 50 %; n-размер выборки (общее количество респондентов). Расчетный показатель максимальной статистической погрешности Δ при р = 0,05 для случайная выборка из 1025 опрошенных респондентов составил:

apuhtin02.wmf

Результаты. Частоту использования сведений о патентных разработках в учебном процессе отметили 22,1 % студентов. Среди работающих в студенческом научном обществе частота применения сведений о патентных разработках была выше общей – 34,6 %, среди не участвующих в СНО ниже средней, в 14,4 % случаях.

Престижность занятий изобретательством отметили 32,9 и 29,2 % студентов, занимающихся и не занимающихся в студенческом научном обществе. Осведомленность в вопросах правовой охраны объектов интеллектуальной собственности (ОИС) отметили 63.3 % студентов участвующих в студенческом научном обществе (СНО) и 52,2 % не занимающихся в СНО. Знание раздела Гражданского Кодекса, регламентирующего оборот ОИС показали 15,2 % студентов СНО и 9,7 % не занятых в СНО. Знание срока защиты авторства обнаружили 22,4 % студентов СНО и 15,4 % не занятых научно-исследовательской работой. Затруднились дать ответ (эквивалент не знания) 56,8 % студентов СНО и 62,5 % не занятых в СНО. Не знали срока охраны авторских прав на объекты интеллектуальной собственности занятых и не занятых работой в СНО, соответственно, 20,8 и 22,0 % студентов.

Не целесообразность дополнительного обучение по вопросам авторского права и объектам интеллектуальной собственности отметили 17,5 % студентов СНО и 17,3 % студентов, не занятых в СНО. Таким образом, целесообразность дополнительного обучения в сфере авторского права и интеллектуальной собственности среди опрошенных студентов была выше 82 %. Статья 82 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что характер профессионального медицинского и фармацевтического образования должен обеспечивать «…непрерывное совершенствование профессиональных знаний на протяжении всей жизни, а также постоянное профессиональное развитие и расширение практических навыков». В то же время второе образование Министерство здравоохранения предусматривает лишь по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», с акцентом на подготовку менеджеров здравоохранения.

Выводы

1. Заинтересованность в дополнительном образовании по вопросам авторского права и интеллектуальной собственности отметили более 82 % опрошенных студентов.

2. Более чем две трети студентов не осведомлены в сроках охраны авторских прав и не знают раздела Гражданского Кодекса, регламентирующего оборот ОИС.

3. Компетентность в вопросах авторских прав и регламентации ОИС среди студентов выпускного курса лечебного и педиатрического факультетов медицинского университета низкая, востребованность знаний данных вопросов высокая.


Библиографическая ссылка

Апухтин А.Ф. КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-1. – С. 21-22;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10744 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674