Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

Лаптева Е.А. 1 Чеканин И.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет»
1. Доника А.Д. Проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов со средним медицинским образованием: монография / А.Д. Доника, Е.И. Калинченко, И.М. Чеканин, Е.А. Лаптева. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2015. – 78 с.
2. Доника А.Д. Формирование профессиональных компетенций на этапе обучения в медицинском колледже / А.Д. Доника, Е.И. Калинченко, И.М. Чеканин, Е.А.Лаптева // Проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов со средним медицинским образованием. – М., 2015. – С. 28–41.
3. Лаптева Е.А., Чеканин И.М., Калинченко Е.И. Метод кейс-стади – как средство реализации компетентностного подхода при подготовке зубных техников // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4–1. – С. 87–89.
4. Лаптева Е.А., Чеканин И.М. Педагогические условия организации самостоятельной работы студентов колледжа // Международный журнал экспериментального образования. 2016. – № 5–3. – С. 393–394.
5. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.Н. Коновалов, Е.В. Сартакова. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. – 256 с.
6. Сорокина Е.В., Останина М.В., Чеканин И.М., Лаптева Е.А., Калинченко Е.И. Формирование общих и профессиональных компетенций в процессе преподавания генетики человека с основами медицинской генетики в медицинском колледже // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2–2. – С. 307–310.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов выдвигает новые требования к организации образовательного процесса, в том числе и к объективным системам оценки уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников на основе чётких согласованных критериев. Оценка качества подготовки студентов и выпускников должна включать результаты их текущей, промежуточной и итоговой государственной аттестации. Однако образовательные стандарты не содержат дидактического инструментария, позволяющего измерить и оценить результаты обучения.

Обоснование и выбор критериев, измерение и оценка уровней сформированности приобретённых выпускниками компетенций представляют собой сложную задачу в профессиональном образовании. Известно, что фонды оценочных средств должны разрабатываться, утверждаться и применяться в соответствии со следующими представлениями о ключевых ценностях оценивания. Оценивание должно быть: валидным (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям учебной дисциплины); надёжным (необходимо использовать единообразные согласованные критерии или стандарты); справедливым (разные студенты должны иметь равные возможности добиться успеха); развивающим (фиксировать, что могут студенты и как им улучшить свои результаты); эффективным (выполнимым, не забирать много времени у преподавателей и студентов).

Сегодня функция оценивания не сводится только к выявлению недостатков освоения учебных программ, а рассматривается главным образом как средство критического анализа образовательного процесса, предполагающего определение направлений его улучшения.

Современные требования к результатам освоения программ подготовки специалистов среднего звена предусматривают обязательное внедрение компетентностного подхода, центральным понятием которого является компетенция. В отличие от знаний, умений, навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом, компетенция предусматривает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.

Для того чтобы установить уровень компетентности выпускника медицинского колледжа, необходимо обозначить средства оценивания, которые должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компонент подготовленности студента. В условиях компетентностного подхода это предполагает наличие необходимого набора объективных и качественных критериев. При этом методы оценки должны быть направлены на измерение освоенных целостных компетенций, а не отдельных знаний и умений. Можно выделить основные методы оценки, используемые при модульном обучении:

– составление портфолио практического обучения студента, в структуру портфолио могут входить: результаты защиты курсовых и научно-исследовательских работ; участие в выставках, конкурсах; результаты обучения на курсах; результаты практики; сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях, учебных семинарах; спортивные и иные достижения;

– сбор образцов деятельности обучающихся, демонстрирующих освоение ими требуемых компетенций;

– индивидуальные и групповые проекты;

– обязательная публичная защита курсовых работ;

– применение в учебном процессе ситуационных и практикоориентированных заданий;

– использование кейс-измерителей, при разработке которых целесообразно предлагать не только подробное описание ситуации, но и перечень вопросов;

– введение в практику промежуточного контроля комплексных экзаменов;

– включение в экзамен квалификационный по профессиональным модулям интегрированных задач профессиональной направленности;

– экспертная оценка преподавателями результатов самостоятельной работы студентов.

Практика показывает, что использование в учебной деятельности перечисленных средств и методов оценки повышает эффективность обучения. Только на основе комплексной оценки, можно сделать вывод о сформированности компетентности выпускников.


Библиографическая ссылка

Лаптева Е.А., Чеканин И.М. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-1. – С. 33-34;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10750 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674