Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

Тимохина А.К. Тимохин В.М.
Развитие личности, индивидуализация творческого мышления, формирование качеств специалиста в соответствии с социальным заказом общества всё это проявляется в процессе усвоения индивидом определённой системы навыков, знаний, умений, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Для этого в течение всех школьных лет учителям следует не только объяснять, заставлять запоминать и проверять степень усвоения изученного теоретического материала, но и расширять применение таких форм организации занятий, как практическая и самостоятельная работа в форме игр, где создаются проблемные ситуации, решение которых приводит к определённому результату. В результате создаются условия для формирования социальной компетентности учащегося.

Игра является одним из основных популярных видов человеческой деятельности, одним из важнейших способов познания окружающего мира, чрезвычайно значимый в детском возрасте. Причин этому несколько: избыток энергии, накапливающейся после уроков особенно в среднем звене; возможность для учащихся проявить свой артистизм; проба сил и способностей в условиях конкуренции; возможность действовать, не боясь ошибок; приобретение навыков действия в различных жизненных ситуациях; любознательность и интерес к исследованию. Самостоятельность действий в процессе игры является важным элементом игры, что очень привлекательно для подростков. Интерес в игре является определяющим моментом её эффективности. Иначе игра станет формальной. Наиболее ответственным этапом организации занятия с использованием игровых методик является формирование групп, при котором нельзя допускать доминирования отдельных учащихся в группе или отдельных групп в игре, роли должны быть распределены в соответствии с интересами и способностями. Необходимо следить за правом меньшинства на выражение своего мнения, не допускать давления на учащихся.

Основными элементами игры являются: имитация, то есть подражание поведению героев игры; ролевой элемент, то есть действия учащихся в определенной роли; деловой элемент, то есть постановка задачи и шаги по её выполнению; моделирование, то есть создание определённой модели ситуации; добровольность участия; свободная форма выражения чувств и эмоций участников игры.

Задачами игры являются: применение ранее полученных знаний в новой ситуации; получение дополнительных знаний; развитие творческих способностей учеников; обучение школьников аргументировать и формулировать свою точку зрения в той или иной роли; развивать навыки участия в дискуссии, сотрудничестве в достижении поставленной цели; формировать толерантное отношение к другим мнениям. Одной из организационных форм решения задачи освоения жизненных навыков являются игры. «Игра есть та деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением» [1]. Необходимо учитывать, что «...если подросток не видит жизненного значения определённых знаний, то у него исчезает интерес» [2].

Для примера рассмотрим игру по теме «История древней Греции». Эта тема вызывает огромный интерес, особенно у учащихся 5-7 классов. Сначала класс или два класса делятся на команды, например, «Зевс» и «Персей», выбирается ведущий, который объявляет геймы, задаёт вопросы и даёт задания командам. Подводит итоги игры. Итак, игра начинается.

1-й гейм. разминка.

Вопросы команде «Зевс»

  1. Где находились перечисленные города? -Александрия Великая (Египет); Коринф (Материковая Греция);Микены (Материковая Греция); Сиракузы (Сицилия, Италия).
  2. Кто прятался на острове Крит во дворце? (Минотавр);
  3. Микены (Центр самостоятельного государства на Пелопоннесском полуострове);
  4. Афродита (Богиня любви и красоты);
  5. Бог грома и молнии (Зевс);
  6. Посейдон? (Бог моря);
  7. Как Геракл помог Прометею? (Убил орла, клевавшего его печень.)
  8. Гера (Жена Зевса)
  9. На какой горе жил Зевс? (На Олимпе);
  10. Рабы в Спарте (Илоты);
  11. В Спарте было... (Два царя, пять верховных правителей);
  12. Высший орган власти в Афинах (Народное собрание);
  13. Государственный строй Спарты (Олигархический);
  14. Длина марафонского бега (42 км 195 м).
  15. Солон (Преобразователь Афинского государства)

Вопросы команде «Персей»

  1. Чем знамениты перечисленные люди? -Аристофан (Древнегреческий сочинитель комедий); Поликлет (Скульптор); Сократ (Философ); Евклид (Александрийский учёный, основатель геометрии);
  2. Как греки называли Кносский дворец на острове Крит? (Лабиринт);
  3. Великий поэт, автор «Илиады» и «Одиссеи» (Гомер);
  4. Полис - это... (Небольшое независимое государство.)
  5. Кто спас Андромеду? (Персей);
  6. Бог подземного мира (Аид);
  7. Агора (Главная торговая площадь Афин);
  8. На какой горе жил бог Аполлон? (На Парнасе);
  9. Назовите напиток богов. (Нектар);
  10. Богатые и знатные люди (Аристократы).
  11. В Пелопоннесе дорийцы основали...(Спарту);
  12. Архонт - (Правитель государства);
  13. Спартанцы превратили местных жителей в (Илотов);
  14. Государственный строй Афин (Демократический);
  15. Фалангой греки называли (Боевой строй воинов).

2-й гейм. Работа с картой.

Задание команде «Зевс» - описать по карте завоевательные походы Александра Македонского, отметить покоренные им страны; команде «Персей» - описать по карте ход Пелопоннесской войны, отметить основные места сражений.

3-й гейм. Домашнее задание.

Домашнее задание команде «Зевс» - инсценированный рассказ о посещении древнегреческого театра, команде «Персей» - репортаж с древнегреческих Олимпийских игр.

4-й гейм. «Умники» (задания повышенной сложности).

Задания команде «Зевс»

  1. Греки были умеренны в еде и питье, вино не пили чистым, разбавляли его водой. Пьянство осуждали. Для кого из действующих лиц поэм Гомера вино имело роковые и необратимые последствия? (Циклоп, троянцы, женихи Пенелопы).
  2. Загадка древних греков: «Я - черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков; едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе». (Дым).

Задания команде «Персей»

  1. Среди законов Солона был и такой: «Кто поймает волка, тот получит 5 драхм (серебряных монет). Кто поймает волчонка, получит одну драхму». Почему так велика награда? Ведь в то время одну драхму стоила овца, а пять - целый бык. (Борьба с волками издавна была заботой афинян, потому что скотоводство - одно из основных их занятий).
  2. Загадка древних греков: «Когда ты на меня смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. Когда ты говоришь, глядя на меня, я открываю рот и двигаю губами, но молча, ибо у меня нет голоса». (Зеркало).

5-й гейм. «Перебранка».

Каждая команда придумывает несколько вопросов своим соперникам.

6-й гейм. «Вопросы на засыпку».

Задания для обеих команд. Побеждает та команда, которая первой дает правильный ответ.

  1. «Вы видели, конечно, мою статую. Скульптор изобразил меня во весь рост с печатью раздумий и заботы на лице. Бесспорно, мне было от чего прийти в отчаяние! В ужаснейшее время, когда Эллада была полна предателями, возглавил я афинский демос. Могу гордиться, что шутка про осла, штурмующего крепость, не про моих сограждан! Я всю жизнь боролся против сильнейшего врага. Разил его словом, а когда война стала неизбежной, то взялся за копье и принял неравный бой. Мы проиграли, лишились той наивысшей ценности, которой обладали. Но уважение потомков, согласитесь, осталось с нами!» Кто мог бы так сказать о себе? (Демосфен, великий оратор и последний защитник афинской демократии).
  2. Как возникли следующие выражения: нить Ариадны, троянский конь?
  3. Почти в каждом греческом городе был свой театр. Каждый из древних театров вмещал несколько тысяч зрителей. Задумаемся над этими словами, нет ли тут противоречия? Жителей в греческих городах было намного меньше, чем в современных, а театры были больших размеров, чем в наши дни. Чем это можно объяснить? (Театр был не только любимым зрелищем в Древней Греции, но ему придавалось очень важное воспитательное значение).
  4. Имя скульптора, украсившего статуями храм Парфенон (Фидий).
  5. Знаменитый греческий ученый Платон считал несправедливым «порабощать греческие города, терпеть, чтобы эллины становились рабами других эллинов». Означает ли это, что Платон осуждал рабство как таковое? (Нет, для древних греков рабство было нормальным явлением, если речь шла о чужеземцах. Но держать эллинов в рабстве многие, в том числе и Платон, считали недопустимым).
  6. Какие роли играл в жизни Древних Афин храм Парфенон? (Религиозная - поклонение богине Афине, гражданская - хранение государственной казны).
  7. Кто создал скульптуру «Дискобол»? (Скульптор Мирон).
  8. Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. За это спартанцам запретили 20 лет принимать участие в Олимпийских играх. Чем это можно объяснить? (Игры носили миротворческий характер, они объединяли эллинов, враждующих между собой. Незадолго до Олимпийских игр в Греции устанавливался священный мир, и никто не имел права воевать.).
  9. Какого ученого и философа Древней Греции называют отцом многих наук? (Аристотеля).
  10. Какой ученый Древней Греции первым высказал предположение, что все состоит из мельчайших неделимых частиц - атомов? (Демокрит).

7-й гейм. Исторические даты.

Две команды получают одинаковое задание: сопоставить события и даты. Побеждает та команда, которая первой даст правильный ответ.

События: Гибель последнего эллинистического государства; Законодательство Драконта в Афинах; Марафонская битва; Начало восточного похода Александра Македонского; Начало Олимпийских игр; Битва при Херонее; Начало Великой колонизации; Саламинский бой; Преобразования Солона в Афинах; Правление Перикла в Афинах.

Даты: 30 г. до н.э.; 621 г. до н.э.; 490 г. до н.э.; 334 г. до н.э.; 776 г. до н.э.; 338 г. до н.э., 774 г. до н.э.; 480 г. до н.э.; 594 г. до н.э.; 443430 гг. до н.э.;

Подводятся окончательные итоги игры, награждаются победители. По итогам занятия проводится дальнейшая коррекционная работа с целью устранения выявленных недочетов.

Список литературы

  1. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М., 1978. - С. 88.
  2. Мухина, В.С. Возрастная психология. - М., 2002. - С.359.

Работа представлена на Общероссийскую научную конференцию «Новые технологии, инновации, изобретения», Иркутск (5-7 июля 2010). Поступила в редакцию 13.06.2010.

Библиографическая ссылка

Тимохина А.К., Тимохин В.М. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 9. – С. 127-130;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=1076 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674