Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ САМОРАЗВИТИЮ И САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гам А.В. 1
1 АНО ДО «Сибирский институт непрерывного дополнительного образования»

Под общей редакцией д.п.н., профессора Петрусевича А.А.

Методическое пособие «Технологии, способствующие саморазвитию и самоопределению детей во внеучебной деятельности» представляет собой результаты опытно-экспериментальной работы, выполненные в рамках научно-педагогической лаборатории «Формы и технологии, ориентированные на саморазвитие и самоопределение личности ребенка» Сибирского института непрерывного дополнительного образования. В экспериментальной работе участвовали БОУ ДОД г. Омска «Дом юных техников им. Ю. Гагарина», БОУ ДОД г. Омска ГДД(ю)Т, БОУ ДОД г. Омска «Станция юных туристов и др.

Методическое пособие содержит сведения о теоретических основах ФГОС ОО, ориентирующих на новые результаты учреждения общего и дополнительного образования детей, различные подходы к определению основных понятий «новые образовательные технологии», «саморазвитие и самоопределение детей», «эффективность технологий». Автор акцентирует внимание читателей на то, что обновление содержания не может быть осуществлено в полной мере без конструирования и нормативного закрепления новых форм внеучебной работы.

К числу наиболее перспективных можно отнести следующие формы:

  • интенсивная модульная образовательная программа,
  • компетентностная олимпиада,
  • предметно-практические лаборатории и «полигоны»,
  • элективные предметные и метапредметные курсы,
  • учебные командные проекты,
  • развивающие и формирующие среды (интерактивные музеи, реальные и виртуальные тренажёры и др.),
  • проблемные клубы и волонтёрские организации.

В данное пособие вошли статьи и методические разработки, содержание которых позволяет читателю познакомиться с современными и актуальными технологиями. Речь идет технологиях, которые направлены на решение задачи обучения «научения», обучения «самостоятельно приобретать знания», «выявлять знания о своем не знании», о таких как технологии процессуальной ориентации, технологии формулировки проблемы, технологии, основанной на собственном опыте, технологии обучения мышлению, технологии формирования понятий, технологии формирования индуктивного мышления, технологии разработки стратегий обучения, технологии интерпретации данных, технологии применения правил и принципов, технологии развития нового проблемного видения, технологии обучения через развертывание различных сюжетных линий и др. Даже по названию технологий можно понять, что их целью является научить учиться, научить самостоятельности, научить добывать знания, через выявление «незнаний о своем знании».

Пособие включает 2 связанных между собой части и пакет приложений.

Глава 1. Дополнительное образование детей как пространство развития подрастающего поколения на основе идей непрерывного образования

1.1. Дополнительное образование детей – среда для саморазвития и самоопределения воспитанников

1.2. Особенности саморазвития и самоопределения личности ребенка

Глава 2. Характеристики основных групп технологий, направленных на саморазвитие и самоопределение ребенка

2.1. Технология инженерно-технической разработки

2.2. Экранные технологии в деятельности детского объединения информатики.

2.3. Технология разработки исследовательского проекта (технология разработки исследовательского проекта по основам наук и -естественно-научного цикла (химия, биология, физика)

2.4. Образовательное путешествие

2.5. Технология театрально-игровой деятельности

2.6. Технология работы с кейсами

Приложения методического пособия содержат конкретные практические разработки с пояснениями и технологические карты по представленным технологиям:

  • технологическая карта инженерной разработки;
  • технологическая карта занятия по теме «Критерии оценки сайтов»;
  • технологическая карта занятия по теме «Основные законы дизайна»;
  • технологическая карта занятия по математике для дошкольников с использованием кейс-технологии;
  • технологическая карта, реализующая образовательной путешествие,
  • сценарий занятия по актерскому мастерству с использованием технологии театрально-игровой деятельности;
  • сценарий занятия «Вместе весело шагать» по формированию коммуникационных навыков с использованием методов эффективной коммуникации.

Материалы сборника демонстрируют современные технологии и методы обучения, с помощью которых педагоги могут ориентировать своих воспитанников на эффективное использование полученных во внеучебной деятельности навыков. Учебный процесс при этом строится на принципах сохранения единого образовательного пространства в учреждении, не сковывает творческой инициативы педагогов, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей детей.

Издание адресовано широкому кругу педагогических работников: руководителям образовательных учреждений, методистам, заместителям директоров образовательных учреждений, учителям, педагогам дополнительного образования, а также родителям школьников.


Библиографическая ссылка

Гам А.В. ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ САМОРАЗВИТИЮ И САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-1. – С. 71-72;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10786 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674