Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АНАЛИЗ УРОВНЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВСЕРОССИЙСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДИКТАНТА

Макаров К.А. 1 Брель О.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
В статье поднимается актуальная проблема снижения уровня географической грамотности обучающихся и в целом населения Российской Федерации, подчеркивается значимость географических знаний и представлений на современном этапе развития общества. Авторы рассматривают Всероссийский географический диктант как массовое исследование географической грамотности населения. Авторами описываются результаты географического диктанта, показанные на площадке Кемеровского государственного университета. Проведен анализ уровня географической грамотности участников диктанта по разным критериям, отмечены конкретные вопросы, вызвавшие наибольшие затруднения у участников. Полученные результаты исследования, проведённого в одном регионе, отражают ситуацию во многих регионах нашей страны. Авторы отмечают, что проблема низкого уровня географической грамотности населения, выявленная в ходе анализа результатов диктанта, обозначила необходимость изменения концепции географического образования.
география
географическая грамотность
географический диктант
1. Кайзер Ф.Ю. Роль географического образования и краеведческого воспитания в формировании положительного образа региона у обучающихся // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований: Материалы VII Международной научно-практической конференции / н.-и. ц. «Академический». – 2015. – С.12-14.
2. Локшина Л.М. Современные задачи повышения географической грамотности и пути их решения // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XIX Международной научно-практической конференции / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – М.: Изд-во «Институт стратегических исследований», 2014. – 144 с.
3. Циперман Ж.В. Географическая грамотность населения / Ж.В. Циперман // География в школе. – М., 1995. – №1. – С.48-51.
4. Чему не учит география // Полит.ру [Электронный ресурс] / режим доступа: http://polit.ru/article/2008/01/16/geograf/ (дата обращения: 20.03.2016).

География – одно из ключевых звеньев в формировании естественнонаучной картины мира, она дает комплексное понимание пространства планеты Земля, тем самым преодолевая стереотипы и обыденный взгляд на «плоский» мир со стороны человека. Кроме того, на современном этапе география играет ключевую роль в объяснении современных экономических, социальных, культурных и политических процессов. География, пожалуй, является единственной дисциплиной, которая сочетает естественнонаучную и общественную составляющие, таким образом, формируя целый комплекс наук. Владение географическими знаниями – важный показатель культуры человека.

Сегодня география, как наука, изучающая пространство, окружающее человека, особенности пространственного размещения человечества и взаимодействия между природой и обществом, одна из наиболее влиятельных сил, способных помочь сохранить планету для грядущих поколений [3]. При этом важна деятельность не только профессиональных географов. Жизнь требует, чтобы каждый человек обладал умением географически мыслить и ориентироваться как в естественном географическом пространстве, так и в социально-экономическом. Но понимание географических закономерностей и решение проблем на любом территориальном уровне невозможны без определённого фундамента – знания исходных географических фактов. География является фундаментом многих дисциплин из смежных областей наук и сфер деятельности, таких как экономика, туризм, политология, социология, естествознание, обществознание и другие. Географические понятия и закономерности органично встроены в понятия и категории многих наук, и без них невозможно само построение большинства дисциплин.

Актуальность данной работы заключается в возрастающем за последние годы внимании со стороны государства к проблеме географического образования, связанном с проблемой снижения уровня географической грамотности обучающихся и в целом населения Российской Федерации.

Под географической грамотностью мы понимаем наличие знаний в области географии, степень владения человеком навыками понимания и ориентирования в пространстве. Человек постоянно пребывает в географическом пространстве и взаимодействует с ним, поэтому географическая грамотность является столь же значимой, что и речевая грамотность. В последние годы многие отмечают, что уровень грамотности в нашей стране снижается, а это в современных условиях чревато разного рода неблагоприятными последствиями.

Филологи и журналисты активно призывают граждан к участию в «Тотальном диктанте» с целью проверки и повышения уровня своей грамотности. В то же время сами журналисты довольно регулярно совершают территориальные ошибки. Например, «Новокузнецкая область» уже стала систематической ошибкой российских журналистов. Так же различные авторы сообщают о предвыборных плакатах с очертаниями России без Курильских островов и без Калининградской области и сообщениях об очередях на «российско-шведской границе» и т.д. [4].

Географическая грамотность является необходимой составляющей общей грамотности человека. Владение географическими знаниями и пространственным мышлением являются необходимыми качествами выпускника, попадающего в новую социальную и экономическую среду. Географически грамотный человек не только обладает географической культурой, но и одновременно является ее частью, он способен не только познавать окружающий мир, осознавать свое место в нем, понимать пространственные связи между его компонентами, но и активно преобразовывать географическую среду, оставаясь в гармонии с ней, с самим собой и окружающими людьми [1].

Человеку важно и необходимо знать о пространстве, в котором он живёт, работает и взаимодействует с другими людьми и природой. Человек должен иметь представление о пространстве, которое он преобразует посредством своей деятельности, чтобы знать, как правильно его преобразовывать, чтобы не причинить вред системе, частью которой он сам является.

1 ноября 2015 года в России впервые состоялась масштабная образовательная акция, обещающая стать ежегодной и направленная на оценку уровня географической грамотности населения, – Всероссийский географический диктант. Диктант позволил оценить уровень географических знаний всех категорий граждан нашей страны и привлёк внимание к проблеме географической грамотности.

Наши исследования проводились в Кемеровской области на площадке Кемеровского государственного университета. На данной площадке участие в акции принял 221 человек. В бланке ответов организаторы разместили небольшую анкету, которая позволила нам оценить сформированность географической культуры у различных социальных групп. В акции приняли участие люди разных возрастных категорий (рис. 1).

makar1.tiff

Рис 1. Диаграмма, отражающая возрастную структуру участников диктанта на площадке КемГУ

Так, среди участников были представлены 81 человек – младше 18 лет, 66 – в возрасте 19-25 лет, 33 – в возрасте 26-35 лет, 22 – в возрасте 36-53 года, 18 – в возрасте 54-65 лет, 5 – старше 65 лет.

По роду занятий (рис. 2) участники распределились следующим образом: 85 работающих (в том числе: 39 – в сфере образования и науки, 13 – в производственной сфере, 11 – в сфере услуг, 9 – в торговле, 13 участников указали другое), 79 студентов, 49 школьников, 8 пенсионеров.

makar2.tiff

Рис. 2. Диаграмма, отражающая структуру участников диктанта на площадке КемГУ по роду занятости

Для оценки результатов диктанта по различным социальным группам мы использовали следующие показатели: минимальный результат, максимальный результат и средний результат. Минимальный результат на площадке составил 3 балла, максимальный результат на площадке – 95 баллов. Средний результат на площадке составил 57,8 баллов, средний результат по стране – 55 баллов, что позволяет нам заключить, что участники, писавшие диктант на площадке Кемеровского государственного университета написали его лучше, чем в среднем по стране.

Результаты, представленные на рис. 3, показывают снижение показателей у возрастной группы 36–53 года. Мы считаем одной из причин этого явления модернизацию системы образования, произошедшую в конце 80-х и начале 90-х годов XX века, в Советском Союзе и Российской Федерации. Реформы, затронувшие также и содержание географического образования, были обусловлены происходившими в стране политическими потрясениями и геополитическими изменениями, и не позволили обучающимся качественно освоить школьную программу по географии.

makar3.tiff

Рис. 3. Гистограмма сравнения результатов у различных возрастных групп

Участники диктанта, в целом, лучше всего справились с вопросами № 2 (про дельту), № 4 (про миграции), № 7 (про остров Сахалин), № 12 (про Мурманск), № 14 (про Керченский пролив), № 21 (про полуостров Крым). Наибольшие затруднения у участников вызвали следующие вопросы: №3 (про этнос), № 5 (про масштаб), № 10 (про Плесецк), № 16 (про устья рек), №19 (про самую влажную территорию), №20 (про часовые пояса), № 24 (про Анадырь).

В трёх вопросах диктанта необходимо было назвать субъект Российской Федерации: № 8 (Республика Калмыкия), № 10 (Архангельская область), № 19 (Краснодарский край), в вопросе №18 – расположить субъекты Российской Федерации (Камчатский край, Республика Адыгея, Удмуртская Республика, Республика Алтай) в последовательности с запада на восток. По итогам анализа ответов на эти вопросы мы можем говорить о том, что у многих граждан плохо сформировано представление о субъекте федерации и различных субъектах РФ. В частности, мы выделяем три проблемы: во-первых, люди с трудом связывают конкретные объекты с территориями определённых субъектов РФ, во-вторых, многие люди не знают, какие существуют субъекты РФ и как они называются, в-третьих, некоторые люди не представляют, что такое субъект федерации, называя крупные регионы страны или природные объекты.

В двух вопросах диктанта необходимо было назвать географические объекты по принципу нахождения в Европейской части России. Многие участники называли объекты, расположенные в Азиатской части России. В связи с этим мы можем утверждать, что у граждан недостаточно сформировано представление о Европейской и Азиатской части России.

Мы считаем необходимым отметить и тот факт, что некоторые из участников в возрастных категориях старше 40 лет отвечали на вопросы по географии России, называя географические объекты Советского Союза. Граждане этого возраста изучали географию своей родной страны до распада Советского Союза. Причиной слабых знаний по географии России мы считаем непопулярность в современной российской действительности географических знаний и долговременное отсутствие общенародного и государственного интереса к познанию географии своей страны.

Для дифференцированной оценки особенностей понимания гражданами пространства организаторы диктанта разделили вопросы на три блока. Первый состоял из заданий на знание географических понятий и терминов (№№ 1-5); второй был направлен на проверку знаний о расположении географических объектов на карте (№№ 6-20); третий – на знание географических описаний (№№ 21-25).

С первым блоком заданий на знание географических понятий и терминов участники справились на 58 %; с вторым блоком на проверку знаний о расположении географических объектов на карте – на 52,6 %; с третьим блоком на знание географических описаний – на 61,2 %.

С вопросами по физической географии России (№ 1, 2, 6, 7, 11, 13, 14, 16, 17, 19) участники справились на 57,6 %. С вопросами по экономической и социальной географии России (№ 3, 4, 8, 9, 10, 12, 15, 18) участники справились на 57,7 %.

Стоит отметить, что некоторые участники допустили весьма необычные ошибки, свидетельствующие о географической неграмотности, которые, мы считаем, нужно упомянуть. На вопрос № 6 «Назовите крупнейший правый приток Волги» участники диктанта называли реки, которые не то, чтобы не впадают в Волгу, но и вообще являются самостоятельными реками: Обь, Енисей, Печора. На вопрос № 7 «Назовите крупнейший принадлежащий России остров в Тихом океане» участники диктанта «присоединили к России» острова Гренландия, Огненная Земля и Пасхи. На вопрос № 14 «Назовите пролив, отделяющий Краснодарский край от Республики Крым» участники диктанта называли не только находящиеся далеко за границами России пролив Босфор и Гибралтарский пролив, но и отсутствующие на карте Эгейский, Истринский и Каспийский пролив.

На основании проведённого нами анализа результатов Всероссийского географического диктанта по площадке Кемеровского государственного университета мы можем говорить как о достаточно низком общем уровне географической грамотности населения, так и о конкретных знаниях и представлениях, недостаточно сформированных у граждан Российской Федерации. В числе таких, упомянутые нами ранее, представления о субъекте Российской Федерации, представления о Европейской и Азиатской части России. Также стоит упомянуть низкое качество ответов на вопрос о часовых поясах.

Подобные результаты по конкретным областям географических знаний могут быть использованы при составлении Единого Географического Стандарта [2]. Кроме того по итогам проведения первого Всероссийского Географического диктанта Русское географическое общество выдвинуло проблему необходимости разработки новой Концепции географического образования в России и повышения статуса географии в обществе.

Таким образом, Всероссийский географический диктант стал массовым исследованием географической грамотности населения и образовательной акцией, призванной повысить интерес к географии как науке и актуализировать вопрос необходимости повышения географической культуры населения. Увеличение активности населения по вопросам географического образования и грамотности и в различных аспектах географической деятельности является довольно эффективным в вопросах повышения географической культуры населения.


Библиографическая ссылка

Макаров К.А., Брель О.А. АНАЛИЗ УРОВНЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВСЕРОССИЙСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДИКТАНТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 178-182;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10853 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674