Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Гладковская Е.Н. 1
1 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
В статье приводится обоснование необходимости проведения оценки деятельности бюджетных организаций и учреждений, в частности – сферы здравоохранения. Рассматриваются методы оценки деятельности бюджетных учреждений сферы здравоохранения. Предложена комплексная методика оценки деятельности учреждения здравоохранения, ориентированная на оценку результативности и эффективности выполнения показателей муниципального задания учредителя, полноты использования бюджетного финансирования, оценку штатной укомплектованности учреждения здравоохранения врачами, средним и младшим медицинским персоналом, оценку коечного фонда, оценку показателей здоровья прикрепленного населения к учреждению здравоохранения. Методологическую основу исследования составили труды разных авторов в части управления деятельностью учреждений здравоохранения, а также в области экономического анализа. Информационную основу исследования составили данные финансовой и статистической отчетности деятельности муниципального учреждения здравоохранения – Городской клинической больницы г. Челябинска. Результаты, полученные по итогам оценки деятельности учреждения здравоохранения, могут являться основанием для принятия управленческих решений в части изменения финансирования, расширения внебюджетной деятельности (платных услуг) , повышения качества услуг, оказываемых учреждением здравоохранения, премирования персонала, организации работы с пациентами и снижения заболеваемости по определенным группам заболеваний и др.
муниципальное учреждение
сфера здравоохранения
деятельность медицинских учреждений
методика оценки
1. Приказ Комитета финансов Администрации города Когалыма от 15.12.2014 г. №92-О «Об утверждении методики оценки эффективности и результативности выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) » [Электронный ресурс]. – URL: http://admkogalym.ru/upload/ Документы КФ/Приказы КФ / Приказ Комитета финансов от 15.12.14 г. 92-О.docx (дата обращения: 05.10.2016) .
2. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 649 с.
3. Экономический анализ: учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 615 с.

Одним из инструментов управления в деятельности бюджетной организации (муниципальной, автономной и др.) , является проведение оценки деятельности. Данная оценка может включать как оценку эффективности и результативности деятельности по данным плана финансово-хозяйственной деятельности и фактическому выполнению запланированных показателей, так и оценку качества выполнения показателей муниципального задания.

Функционирование системы здравоохранения не обходится без кадровых ресурсов, финансовых средств, материально-технической обеспеченности (помещения, оборудование, материалы, транспорт, связь и др.) . При этом эффективное руководство деятельностью учреждения здравоохранения предопределяет эффективность использования всех этих средств. Поэтому важное внимание уделяется вопросам оценки деятельности учреждения сферы здравоохранения.

Цель исследования – разработать комплексную методику оценки деятельности муниципальных учреждений в сфере здравоохранения.

В процессе исследования применялись такие методы, как сбор фактов, сравнение, горизонтальный и вертикальный анализ, коэффициентный метод, выдвижение гипотез.

Следует отметить, что в трудах российских авторов не встречается комплексная методика оценки деятельности учреждения здравоохранения, так как деятельность бюджетных организаций до недавнего времени вообще не подвергалась экономическому анализу. В настоящее время государство стало задумываться об эффективности и экономности использования бюджетных средств, выделенных как субсидий для выполнения муниципальных заданий бюджетными и автономными организациями. Поэтому вопросы оценки эффективности и результативности деятельности учреждений, методы и методики оценки становятся не менее важными, чем в деятельности коммерческих организаций.

Информационную основу исследования составили данные бухгалтерской и статистической отчетности учреждения здравоохранения – городской клинической больницы №6 г. Челябинска за 2013-2015 гг. (баланс учреждения, план финансово-хозяйственной деятельности, муниципальное задание, статистические показатели) .

Предлагаемая автором исследования комплексная методика оценки деятельности учреждения сферы здравоохранения позволяет определить не только эффективность работы конкретного учреждения здравоохранения, оценить выполнение им муниципального задания, дать оценку здоровья населения, прикрепленного к этому учреждению здравоохранения. Методы исследования основываются на способах горизонтального и вертикального анализа, представленных в трудах Л.Т. Гиляровской [3] и Г.В. Савицкой [2].

Итак, методика оценки деятельности учреждения здравоохранения включает следующие направления:

1. Оценка эффективности и результативности выполнения муниципального задания;

2. Оценка штатной укомплектованности (определение процента обеспеченности персоналом той или иной квалификации, горизонтальный и вертикальный анализ состава и структуры персонала, фонда оплаты труда);

3. Оценка показателей здоровья прикрепленного населения (горизонтальный и вертикальный анализ показателей здоровья, заболеваемости и смертности населения);

4. Оценка коечного фонда (горизонтальный и вертикальный анализ коечного фонда стационара);

5. Оценка выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности (горизонтальный и вертикальный анализ источников финансирования деятельности учреждения – доходов, а также расходов) .

Приведем пояснение к каждому пункту методики.

1. Оценка результативности выполнения муниципального задания предполагает достижение плановых показателей, определенных в данном задании на очередной финансовый год. При этом невыполнение плановых показателей, возможно, снизит состав бюджетного финансирования (размер субсидии) на выполнение муниципального задания. К показателям качества деятельности учреждения здравоохранения относятся:

а) оказание первичной медико-санитарной помощи, в части диагностики и лечения;

б) соответствие порядкам оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи;

в) удовлетворенность потребителей в оказанной услуге.

Критерий качества оказания муниципальных услуг, установленный органами государственной власти, представлен в единой методике оценки эффективности и результативности выполнения муниципального задания бюджетными и автономными учреждениями. Данный критерий определяется по следующей формуле [1]:

gl1.wmf (1)

где Ki – оценка выполнения муниципального задания по каждому показателю качества оказания муниципальных услуг; N – число показателей, указанных в муниципальном задании на оказание услуги.

Расчет Ki – оценка выполнения муниципального задания по каждому из показателей качества оказания муниципальных услуг, производится следующим образом [1]:

gl2.wmf (2)

где Kфi – фактическое значение показателя, характеризующего качество оказания муниципальных услуг; Kплi – плановое значение показателя, характеризующего качество оказания муниципальных услуг.

Полученные результаты расчета показателей интерпретируют следующим образом: если значение показателя составило 100 %, то муниципальное задание считается перевыполненным, если от 95 % до 100 % – выполненным в полном объеме, если мене 95 % – недовыполненным [1].

По результатам оценки формулируются выводы об эффективности выполнения показателей муниципального задания и эффективности выделения бюджетных субсидий на выполнение муниципального задания.

2. Оценка штатной укомплектованности включает:

1) вертикальный анализ структуры персонала учреждения здравоохранения;

2) определение процента обеспеченности персоналом (штатной укомплектованности) ;

3) вертикальный анализ численности персонала по уровню квалификации.

Вертикальный анализ структуры персонала учреждения здравоохранения включает расчет удельного веса врачей, среднего медицинского персонала, младшего медицинского персонала и прочего персонала (АХЧ) в общей численности персонала учреждения здравоохранения. Результаты оценки оформляются в виде табл. 1.

Таблица 1

Структура персонала учреждения

Номенклатура должностей

Штат,

кол-во ставок

Численность

кол-во чел.

% к итогу

Врачи

х

х

х

Средний медицинский персонал

х

х

х

Медрегистраторы

х

х

х

Младший медицинский персонал

х

х

х

Прочие

х

х

х

Всего

х

х

х

Результаты оценки штатной укомплектованности учреждения здравоохранения оформляются в виде табл. 2.

Таблица 2

Оценка штатной укомплектованности учреждения

Номенклатура должностей

Штатная укомплектованность, %

Прирост штатной укомплектованности, %

2013

2014

2015

2013–2014

2014–2015

Врачи

х

х

х

х

х

Средний медицинский персонал

х

х

х

х

х

Младший медицинский персонал

х

х

х

х

х

Прочие

х

х

х

х

х

Всего

х

х

х

х

х

Результаты вертикального анализа численности персонала оформляются аналогично табл. 1, в разрезе видов квалификации персонала (высшая категория, первая категория, вторая категория и т.д.).

3. Оценка показателей здоровья прикрепленного населения включает проведение:

1) горизонтального и вертикального анализа численности прикрепленного населения;

2) динамику показателей здоровья прикрепленного населения: рождаемость, смертность населения, естественный прирост населения.

Результаты оценки динамики численности прикрепленного к учреждению населения отражаются в табл. 3.

Таблица 3

Динамика численности прикрепленного к учреждению населения и его распределение по участкам

Наименование показателя

Значение

Абсолютное изменение, +/-

Прирост, %

2013

2014

2015

2014-2013

2015-2014

2014-2013

2015-2014

Численность прикрепленного населения, чел.

х

х

х

х

х

х

х

Количество поликлинических участков, ед.

х

х

х

х

х

х

х

Состав показателей здоровья населения определен в табл. 4.

Динамика показателей смертности населения оформляется аналогично показателям табл. 5. Кроме того, анализируются причины смертности населения, и проводится вертикальная оценка структуры причин смертности (определение удельного веса каждого заболевания по показателям смертности населения).

Таблица 4

Показатели здоровья прикрепленного к учреждению населения

Наименование показателя

Значение показателя

Абсолютное изменение

Прирост, %

2013

2014

2015

2014-2013

2015-2014

2014-2013

2015-2014

Население, чел.

х

х

х

х

х

х

х

Рождаемость на 1000 населения, чел.

х

х

х

х

х

х

х

Смертность на 1000 населения, чел.

х

х

х

х

х

х

х

Естественный прирост (абс.), чел.

х

х

х

х

х

х

х

Естественный прирост на 1000 населения, %

х

х

х

х

х

х

х

Общая заболеваемость на 1000 населения, чел.

х

х

х

х

х

х

х

Таблица 5

Показатели смертности населения

Наименование показателя

Значение показателя

Абсолютное изменение

Прирост, %

2013

2014

2015

2014-2013

2015-2014

2014-2013

2015-2014

Смертность от болезней системы кровообращения на 100 000, чел.

х

х

х

х

х

х

х

Смертность от дорожно-транспортных травм на 100 000, чел.

х

х

х

х

х

х

х

Смертность от ЗНО на 100 000, чел.

х

х

х

х

х

х

х

Умерло от новообразований (абс.)

х

х

х

х

х

х

х

Смертность от туберкулёза (всех форм) на 100 000, чел.

х

х

х

х

х

х

х

Умерло от туберкулеза (всех форм) абс.

х

х

х

х

х

х

х

Смертность населения в трудоспособном возрасте

на 100 000 населения, чел.

х

х

х

х

х

х

х

Число умерших в трудоспособном возрасте (абс.)

х

х

х

х

х

х

х

По результатам оценки формулируются выводы относительно уровня заболеваемости, лечения или смертности населения, прикрепленного к учреждению здравоохранения.

4. Оценка коечного фонда.

Данное направление оценки включает проведение горизонтального и вертикального анализа коечного фонда стационара. Результаты оценки оформляются в виде табл. 6. При этом анализируется коечный фонд по видам подразделений (отделений) стационара с указанием источника финансирования.

Таблица 6

Изменение коечного фонда круглосуточного стационара по источникам финансирования

Профиль коек

2014 год

2015 год

Абсолютное изменение

ФОМС

бюджет

всего

Для беременных и рожениц

х

х

х

х

х

Отделение патологии беременных

х

х

х

х

х

Гинекологические

х

х

х

х

х

Гастроэнтерология

х

х

х

х

х

Эндокринология

х

х

х

х

х

Реабилитация

х

х

х

х

х

Хирургия

х

х

х

х

х

Терапия

х

х

х

х

х

………….

         

ИТОГО

х

х

х

х

х

По результатам оценки формулируются выводы, и определяется доля бюджетного финансирования в общей структуре доходов учреждения здравоохранения.

5. Оценка выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

По данным плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения анализируется состав доходов и расходов учреждения. При этом в составе доходов учреждения выделены: субсидия на выполнение муниципального задания, субсидии на иные цели, доходы от платных услуг (медицинские услуги, сервисные услуги) , средства ФФОМС, безвозмездные перечисления, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемым женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период (оплата по родовым сертификатам).

Результаты оценки горизонтального анализа источников финансирования учреждения здравоохранения представляются в виде табл. 7.

Таблица 7

Изменение источников финансирования деятельности учреждения здравоохранения

Вид источника финансирования

Значение, тыс. руб.

Абсолютное изменение

Прирост, %

2013

2014

2015

2014-2013

2015-2014

2014-2013

2015-2014

Бюджет

х

х

х

х

х

х

х

ФФОМС

х

х

х

х

х

х

х

Предпринимательская деятельность

х

х

х

х

х

х

х

Родовые сертификаты

х

х

х

х

х

х

х

Прочие (сдача имущества в аренду)

х

х

х

х

х

х

х

Всего

х

х

х

х

х

х

х

Таблица 8

Состав финансирования деятельности учреждения

Источник финансирования

2013

2014

2015

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

Бюджетные источники, в т.ч.:

х

х

х

х

х

х

Бюджет

х

х

х

х

х

х

ФФОМС

х

х

х

х

х

х

Родовые сертификаты

х

х

х

х

х

х

Внебюджетные источники, в т.ч.:

х

х

х

х

х

х

Предпринимательская деятельность

х

х

х

х

х

х

Прочие (сдача имущества в аренду)

х

х

х

х

х

х

Всего

х

х

х

х

х

х

Таблица 9

Состав расходов учреждения здравоохранения в разрезе источников их финансирования

Вид расходов

Значение, тыс. руб.

2013

в том числе

2014

в том числе

2015

в том числе

Итого

за счет бюджета

за счет внебюджета

Итого

за счет бюджета

за счет внебюджета

Итого

за счет бюджета

за счет внебюджета

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Оплата работ, услуг

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Прочие расходы

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Поступление нефинансовых активов

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Итого

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Результаты оценки вертикального анализа (структуры) источников средств учреждения представляются в виде табл. 8.

Результаты оценки состава и структуры расходов учреждения здравоохранения представляются в виде табл. 9.

Результаты анализа оформляются выводами и графиками, определяются проблемы в деятельности учреждения здравоохранения или сферы здравоохранения в целом, предлагаются пути решения выявленных проблем.


Библиографическая ссылка

Гладковская Е.Н. К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 202-207;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10858 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674