Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ»

Щеткин Б.Н. 1
1 Пермский агропромышленный техникум, Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Экология – наука междисциплинарная. Поэтому экологическое образование должно осуществляться не только с помощью введения общих и специальных курсов по охране природы и экологии, но и привнесением экологических знаний в содержание общеобразовательных дисциплин, а также строиться на базе системообразующих экологических идей и понятий. Содержание экологического образования должно быть подготовлено к переходу на единый план (программу) учебно-воспитательной и научной деятельности (или к сближению этих планов).

Экологическое образование и экологизация образования взаимосвязаны между собой. Если экологическое образование – целенаправленно организованный, планомерный и непрерывный процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками, формирование общей экологической культуры, то экологизация системы образования – это широкое проникновение идей, понятий, принципов экологии в содержание подготовки специалистов самого различного профиля.  Однако экология сама опирается на достижения целого ряда наук, включая их элементы в свое содержание. При формировании содержания образования важно иметь в виду обе указанные тенденции. Это поможет реализовать межпредметные связи учебных дисциплин.

Следует отметить, что процесс экологизации учебных дисциплин может затрагивать как учебную, так и внеучебную деятельность обучающихся, строиться на принципах целостности, единства и преемственности  всех звеньев и этапов обучения. Информация по проблемам окружающей среды должна вводиться в основные учебные курсы с учетом специфики каждого предмета. Это возможно реализовать в курсе лекций, на семинарских, лабораторных занятиях, по окончании изложения темы (раздела), в конце изучения всего теоретического курса. При этом экологическому содержанию должно быть четко определено место в каждом разделе. Следует также осуществлять взаимосвязь экологических, природоохранных и воспитательных аспектов изучаемого материала, тщательно продумывать методику изложения материала. Недостаточно передать обучающимся знания, навыки. Важно, чтобы каждый принимал участие в практических мероприятиях, понял и ощутил суть изменений в преобразовании природы. В тоже время экологическое образование становится схематичным, недоходчивым без воспитания эстетического отношения к природе. Воспитание играет немаловажную роль – следует добиваться того, чтобы идеи превращались в убеждения, чтобы экологические знания и экологическая культура стали неразрывны с активной жизненной позицией обучающегося.

Основными источниками знаний преподавателя о ходе усвоения обучающимися технических знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени, по отношению к каждому обучающемуся такой опрос носит эпизодический характер. Делая проверку контрольных работ, преподаватель имеет дело главным образом с результатами мыслительной деятельности обучающегося и не имеет возможности проникнуть в самый процесс этой деятельности. Одной из форм содействия обучающимся овладению способами самостоятельного добывания, активного усвоения и применения знаний являются рабочие тетради. Комплексность и комплектность – вот главное их достоинство, и они неоспоримы: системный подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени обучающегося за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия, то есть, на печатной основе, и, как следствие, возможность решения большего числа задач. Такие тетради не только информативны, они организуют самостоятельную работу обучающегося.

В соответствии с принципами современной российской государственной политики в области образования, предусматривающими общедоступность и адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, необходимо преобразование всего учебно-методического комплекса, в том числе, и входящих в него рабочих тетрадей.

Содержание рабочей тетради по экологии опирается на экологический императив, в соответствии с которым воздействие на окружающую среду должно рассматриваться в комплексе взаимодействий социальных и природных факторов. Цель рабочей тетради – способствовать повышению эффективности обучения обучающихся и уровня их творческого развития. Внедрение такого пособия в практику учебного процесса должно решать следующие задачи:

развитие мышления обучающихся;

более прочное усвоение теоретического материала, приобретение практического умения и навыков решений не только типовых, но и развивающих, творческих задач;

овладение алгоритмами решения основополагающих задач изучаемойдисциплины;

контроль за ходом обучения учебной дисциплине и формирование у обучающихся умений и навыков самоконтроля.

Рабочая тетрадь отвечает определенным требованиям:отражает все темы учебной дисциплины;быть понятной, доступной и интересной каждому обучающемуся, а значит, содержать дифференцированные задания, рассчитанные на тех, кто с большим трудом воспринимает и усваивает материал.

Современная рабочая тетрадь по экологии– это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося непосредственно на ее страницах. Решение любой задачи происходит обычно на основе теоретических знаний. Чтобы подготовить обучающихся к решению типовых задач, на страницах рабочей тетради полезно показать характер и последовательность их выполнения, т.е. познакомить их с алгоритмами.В рабочую тетрадь следует также включить задания творческого характера, при решении которых требуется проявить свои, хоть и первоначальные, способности и знания к составлению таких алгоритмов. Сочетание краткого содержания теоретических основ темы и алгоритмов решения типовых задач представляет собой, так называемый, информационный комплекс. Это первый раздел каждой темы, рассматриваемой в рабочей тетради. Вторым основным разделом каждой рассматриваемой темы является система различных задач, упражнений либо вопросов для самостоятельной работы обучающихся. В этот раздел следует включить несколько различных видов типовых задач. Это обеспечивает определенный тренаж, вырабатывает сноровку в ориентации и решении, повышает качество усвоения материала. Полезен и список литературы, позволяющий обучающимся познакомиться с версиями других авторов и более полно и глубоко освоить изучаемую тему. Это завершающий раздел по каждой рассматриваемой в рабочей тетради теме, – обобщение и заключение.

Структура и содержание рабочей тетради определяется следующим образом:

информационный комплекс по каждой теме: краткие теоретические сведения, алгоритм решения типовой задачи;

задачи, упражнения, вопросы для самостоятельной работы: типовые, развивающие и творческие; 

обобщение и заключение по каждой теме: примечания, резюме, выводы, контрольные вопросы и вопросы самоконтроля, список литературы. 

Тетрадь на печатной основе дает возможность провести определенную подготовку обучающегося. Работая с каждым заданием самостоятельно, у обучающихся появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнению, что также способствует более качественному усвоению изучаемого материала.


Библиографическая ссылка

Щеткин Б.Н. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-2. – С. 271-272;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10976 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674