Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 5В090200 «ТУРИЗМ» В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Имангулова Т.В. 1 Прокофьева М.А. 1 Закирьянов Б.К. 1
1 АО «Казахская академия спорта и туризма»
Авторы статьи теоретически обосновали и практически показали формирование модульной образовательной программы «Туризм» в соответствии с Дублинскими дескрипторами и параметрами Болонского процесса в системе образования Республики Казахстан. На сегодняшний день перед системой педагогического образования Казахстана стоят такие важные задачи, как повышение качества подготовки педагогических кадров, выпуск педагогов нового поколения, востребованных на рынке труда. В 2016 году за разработку образовательной программы 5В090200 – «Туризм» авторы статьи получили награду Gold medal «European Quality» от Европейского научно-промышленного консорциума (ESIC).
параметры Болонского процесса
концепция интегрированного образовательного пространства
рекомендательные параметры Болонского процесса
Болонская декларация
Болонский процесс
кредитная система обучения
противоречия образовательного процесса
компетенции
результаты обучения
модули
Европейская система перевода и накопления кредитов ESTS
1. Методические рекомендации по разработке образовательных программ на основе европейской системы перевода и накопления кредитов и планируемых результатов обучения. – Астана, 2014. – 62 с.
2. Болонский процесс: создание и подключение национальных, региональных и глобальных пространств высшего образования. Соглашение Третьего Форума политики Болонского процесса – Бухарест, 27 апреля 2012.
3. Образовательная программа специальности 5В090200 «Туризм» Казахская академия спорта и туризма. – Алматы, 2016. – 293 с.
4. Процесс: Результаты обучения и компетентностный подход / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с.

Казахстанская система образования за все годы независимости подвергалась кардинальным изменениям, результатом которых явилась модификация парадигмы образовательной сферы. Это послужило тому, что система образования приобрела гибкость. Гибкая система образования расширила границы образовательной сферы, отвечающей новым требованиям в условиях глобальной конкуренции. Важной задачей стало качество подготовки профессиональных кадров, сопоставимость уровневых квалификаций разных стран, что способствует повышению эффективной мобильности человеческого капитала [1].

На сегодняшний день перед системой педагогического образования Казахстана стоят такие важные задачи, как повышение качества подготовки педагогических кадров, выпуск педагогов нового поколения, востребованных на рынке труда.

Будущее, к которому мы стремимся – это вхождение в единое европейское образовательное пространство и международное признание образовательных программ по специальностям в области услуг. С подписанием Казахстаном Болонской декларации в 2010 году, одной из стратегических целей государственной политики в области высшего образования стало эффективное функционирование высших учебных заведений в соответствии с основными параметрами Болонского процесса [2].

На сегодняшний день перед факультетом туризма Казахской академии спорта и туризма стоят такие важные задачи, как повышение качества подготовки туристских кадров, выпуск специалистов в области услуг нового поколения, востребованных на международном уровне. Будущее, к которому стремится факультет туризма – международное признание образовательной программы по специальности 5В090200 – «Туризм».

Национальные стратегии, нормативные и правовые документы являются основополагающей платформой для выполнения факультетом туризма параметров Болонского процесса. В настоящее время мы придерживаемся следующих параметров Болонского процесса: – разработка и внедрение образовательных программ согласно требованиям Национальной рамки квалификации, отраслевых рамок квалификации и профессиональных стандартов; – совершенствование механизма гибкого реагирования на потребности рынка труда путем применения модульных образовательных программ; – разработка модульных образовательных программ при участии работодателей и др. [2].

Целью образовательной программы 5В090200 «Туризм» является подготовка высококвалифицированных туристских кадров, владеющих основами наук, знаниями в области современных инновационных технологий, способных осуществлять профессиональную деятельность, направленную на совершенствование индустрии туризма и гостеприимства, обеспечение государственного регулирования туристской отрасли, организацию и планирование профилактических и поисково-спасательных работ в туристских мероприятиях, а также других сферах человеческой деятельности, прямо или косвенно, связанных с туризмом.

Задачами образовательной программы 5В090200 «Туризм» являются: усовершенствование структуры, содержания, технологии туристского образования; обеспечение связи системы туристского образования с научно-технологической и инновационной политикой; формирование социально-личностных качеств студентов: любви к своей профессии, целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, патриотичности, гражданственности, толерантности, способности к построению коммуникаций, повышение их общей культуры, креативности мышления и т. д.; усиление методического и методологического содержания туристского образования, позволяющего выпускнику обладать универсальными, научными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда [3].

Бакалавр по специальности 5В090200 – «Туризм» должен решать следующие профессиональные задачи: перспективное и текущее планирование туристской деятельности с учетом изменений общественно-политической и социально-экономической ситуации в Республики Казахстан и за рубежом; разработка и продвижение новых видов туристских услуг; организация учета и контроля в целях оптимизации управленческого процесса; руководство работой по оказанию туристских услуг в различных сферах туристского бизнеса; проведение маркетинговых исследований с целью повышения эффективных туристских продаж; организация профилактических мероприятий по безопасности туристской деятельности; инновационная деятельность в области управления туристским движением.

Формирование целей образовательной программы с учётом развития экономики и потребностей рынка труда обеспечивается в двух направлениях: выполнение требований типовых учебных программ дисциплин специальности и реализация вузовского компонента, который формируется с учетом современных требованиями ГОСО (государственного общеобязательного стандарта образования) Республики Казахстан и спроса работодателей.

Для повышения конкурентоспособности образования, развития человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики в 2012 году совместно с предприятиями-партнерами к образовательной программе «Туризм» были разработаны дополнительные образовательные траектории: «Международный туризм: индустрия туризма и бизнеса» и «Спортивный и лечебно-оздоровительный туризм». Были определены дисциплины и их содержание, изучение которых проходит на базе Казахской академии спорта и туризма и на производстве [3].

Внедрение дополнительных образовательных траекторий позволило: – повысить привлекательность и конкурентоспособность специальности «Туризм» на рынке труда; расширить взаимодействие Казахской академии спорта и туризма с предприятиями на стадиях реализации образовательной программы; создать условия для повышения качества подготовки специалистов согласно требований работодателей; обеспечить 100 % трудоустройство выпускников.

Первая траектория обучения «Международный туризм: индустрия туризма и бизнеса» включает в себя следующие дисциплины: «Бухучет в туризме», «Микро и макроэкономика в туризме», «Стандарты качества проведения экскурсий», «Экскурсионный менеджмент», «Экскурсионные объекты Казахстана», «Гастрономический туризм», «Логистика в туризме», «Деловой этикет», «Особенности проведения экскурсий по различным темам» и другие, которые направлены на специализацию студентов по получению дополнительной квалификации – экскурсовода.

Вторая траектория обучения «Спортивный и лечебно-оздоровительный туризм» состоит из следующих дисциплин: «Лечебно-оздоровительный туризм», «Курортология», «Морально-психологическая подготовка туриста», «Детско-юношеский туризм», «Методика подготовки инструктора туризма», «Основы топографии и ориентирование на местности», «Специальные виды туризма» и другие, которые направлены на специализацию студентов по получению дополнительной квалификации – инструктора туризма [3].

Образовательная программа 5В090200 «Туризм» разработана отдельно по формам, уровням и срокам обучения и основывается на следующих принципах: – координация и взаимная адаптация учебных планов и программ; – завершенность образования на каждой ступени; – удовлетворение образовательных запросов обучающихся в зависимости от способностей, желаний и возможностей; – комплексность работы по профориентации и профессиональной подготовке, изучение спроса рынка труда.

Образовательная программа содержит:

1) теоретическое обучение, включающее изучение общеобразовательных, базовых и профилирующих дисциплин;

2) дополнительные виды обучения: профессиональная практика: учебная практика (учебно-тренировочный поход), учебно-производственная (международная) практика (выезд по территории Казахстана, дальнее и ближнее зарубежье по заранее составленному маршруту), производственная и преддипломная практика; физическая культура. Это способствует обеспечению целостности образовательной программы, сочетанию фундаментальности подготовки с профессиональной деятельностью специалиста, соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента, связи теории и практики.

3) промежуточная и итоговая аттестация.

Выпускники, освоившие образовательную программу 5В090200 «Туризм» в полном объеме, имеют возможность продолжить обучение по образовательным программам послевузовского (магистратура, докторантура) и дополнительного профессионального образования.

Рабочий учебный план ОП (образовательная программа) 5В090200 «Туризм» включает полный перечень дисциплин по трем циклам: модуль общеобразовательные дисциплины (ООД), модуль базовые дисциплины (БД), модуль профилирующие дисциплины (ПД), с обязательным проведением промежуточной и итоговой аттестации.

При разработке образовательной программы мы учли универсальные (общенаучные, инструментальные и социально-личностные) и предметно-специализированные (обще-профессиональные и профильные) компетенции, которые отражены в каталоге элективных дисциплин (КЭД), который разрабатывается на каждый год приема студентов на специальность и модульном справочнике. КЭД позволил нам организовать нелинейную траекторию обучения студентов, что соответствует рекомендательным параметрам Болонского процесса [4].

Основные партнеры по базам практик в рамках образовательной программы 5В090200 «Туризм» являются: Казахстанская туристская ассоциация (КТА), Казахстанская ассоциация гостиниц и ресторанов (КАГиР), Республиканские, областные и городские Федерации «Альпинизма и скалолазания», «Спортивного туризма и туристского многоборья», «Спортивного туризма», станция юных туристов г. Алматы; туристские компании, рестораны, санатории и отели г. Алматы и Алматинской области и т.д.

Факультет туризма для построения учебного процесса по образовательной программе имеет следующие материльно-технические ресурсы: 10 крытых спортивных залов; крытый 25–метровый плавательный бассейн, учебные аудитории, компьютерные классы с выходом в Интернет, туристско-спортивная база «Каймар», горно-туристская база «Горельник». гостиница «MarkInnHotel», научно-исследовательский институт туризма (НИИ туризма), туристский информационно-методический центр (ТИМЦ), а также специализированные кабинеты по образовательной программе 5В090200 «Туризм» [3].

Для прохождения плановых практик и практических занятий дисциплин «Техника и тактика активных видов туризма», «Туристско-спортивная подготовка», «Гостиничное хозяйство», «Планирование и организация туристского бизнеса», «Инфраструктура туризма», «Экскурсоведение» и т.д. по образовательной программе 5В090200 «Туризм» предназначены филиалы кафедры туризма и сервиса, т.е. собственные базы КазАСТ факультета туризм.

В 2014 году для учебного процесса по специальности 5В090200 «Туризм» в КазАСТ был открыт самый большой учебно-тренировочный скалодром в Казахстане для занятий по технике восхождений в горном туризме, скалолазанию, альпинизму, туристскому многоборью, поисково-спасательным работам и т.д.

Для организации туристско-спортивных походов, проведения полевых туристско-экскурсионных практик студентов, системной подготовки команды факультета к участию в слетах и соревнованиях по технике туризма (всех видов), спортивному ориентированию и скалолазанию, руководством КазАСТ были приобретены комплекты бивачного и специального туристского снаряжения (личное и групповое) новейшего образца для совершение пеших и горных категорийных и не категорийных походов и 18 горных велосипедов [4].

Результаты исследования. Результатом реализации программы являются сформированные ключевые компетенции выпускника, описываемые через дескрипторы, как это предусмотрено терминологией Болонского процесса. Образовательня программа и рабочий учебный план специальности 5В090200 – «Туризм» отвечает обязательным параметрам Болонского процесса и содержит выражение трудоемкости дисциплин и модулей в казахстанских кредитах и академических кредитах ESTS. Основная проблема проектирования модульной образовательной программы по специальности 5В090200 – «Туризм» – это проблема соотношения Дублинских дескрипторов, компетенций и структуры модуля образовательной программы, проблема определения результатов обучения по модулю и учебной дисциплины, а также соотношение между теоретическими и практико-ориентированными модулями.

Выводы

Таким образом, факультет туризма Казахской академии спорта и туризма, используя факультативные параметры Болонского процесса и имея хорошие матеиальные и образовательные ресурсы внедрила модульную систему обучения; нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору; электронные курсы. Они имеют большое значение в планировании, организации и формировании модульных образовательных программ, учебного процесса с учетом интересов работодателей и запросов общества Казахстана.


Библиографическая ссылка

Имангулова Т.В., Прокофьева М.А., Закирьянов Б.К. ФОРМИРОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 5В090200 «ТУРИЗМ» В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-3. – С. 299-302;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10986 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674