Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Мелконян К.А. 1 Марченко М.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
1. Ажгихин С.Г. Развитие творческого воображения будущих дизайнеров // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. – №3 (53), 2008. – C. 68–72.
2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов / А.Г. Маклаков – СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. – 580 с.
3. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования: учеб. пособие. – М.: «Архитектура-С», 2004. – C. 147
4. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников М.: «Педагогика», 1980. — 240 с.

Актуальной на сегодняшний день проблемой в дизайн-образовании в высших учебных заведениях является развитие пространственного мышления студентов-дизайнеров. Для понимания значимости проблемы остановимся на рассмотрении таких понятий как «пространство» и «пространственное мышление» в дизайне.

Для дизайнера характерно понимание «пространства» как пустоты, незаполненного места. Особенно это актуально для пространства, с которым он работает. Например, умение мыслить в рамках границы листа способствует тому, что у будущего дизайнера практически не возникает ситуаций, когда изображение «вылезает» из формата. То есть студент забывает о возможности использования композиционных «входов», «выходов». Таким образом, он сам себя ограничивает во многих возможных оригинальных решениях. Нельзя забывать, что пространство является полноценным элементом композиции.

Теперь рассмотрим, с точки зрения психологии, существующие виды мышления. Принято различать по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления. [2]

Опираясь на исследования Д.Л. Мелодинского, можно выделить два вида пространственных представлений (образов) – образы памяти и образы воображения: «Образы памяти являются отражением ранее воспринятых предметов, а образы воображения – новыми образами. Образы воображения в свою очередь по способу возникновения делятся на образы воспроизводящего (воссоздающего) воображения и образы творческого воображения. Первые, будучи новыми образами, своим источником имеют заданные условия, выраженные в какой-либо форме (чертеж, макет, описание и пр.); вторые не имеют для своего создания подобных эталонов, образцов и указаний на то, какими они должны быть» [3, 147].

Пространственное мышление является разновидностью образного мышления и оперирует образами. Дизайнер в профессиональной деятельности постоянно решает ряд задач, требующих ориентации в пространстве. Решение задач опирается на зрительный образ. Умение мыслить в системе зрительных образов и характеризует пространственное мышление. [1]

Другими словами, мыслить в пространстве – уметь свободно ориентироваться в объективном трехмерном пространстве. В развитии данного типа мышления помогает начертательная геометрия, скульптура, макетирование, моделирование и ряд других дисциплин. [4]

Изучив и проанализировав роль пространственного мышления в дизайн-образовании, отметим, что пространственное мышление играет важную роль у будущих дизайнеров. Сложившаяся ситуация сегодняшнего дня показывает отсутствие у студентов-дизайнеров навыков оперирования образами и трансформирования их в объемно-пространственной среде. Известно, что удачные проекты требуют хорошего пространственного мышления. а как показывает практика, у студентов первых курсов недостаточно сформировано воображение. Для решения данной проблемы необходимо попытаться максимально активизировать пространственные представления и мышление у студентов-дизайнеров. Один из путей решения – включение в разработку образовательных программ по профилирующим дисциплинам направления «Дизайн» в качестве одной из главных задач – развитие пространственного мышления студентов-дизайнеров. Такая тактика позволит подготовить в стенах вуза профессионалов своего дела.


Библиографическая ссылка

Мелконян К.А., Марченко М.Н. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-3. – С. 446-447;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11026 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674