Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ И УГЛУБЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ

Глущенко Л.Ф. 1 Глущенко Н.А. 1 Лаптева Н.Г. 1 Петрова А.С. 1 Ларичева К.Н. 1
1 ФГБОУ ВП «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»
В статье рассматриваются особенности системы, обеспечивающей приобретение студентами прочных профессиональных компетенций, на примере подготовки в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого бакалавров направления «Технология производства сельскохозяйственной продукции». Обоснованы необходимые приобретаемые качества личности, которые студент должен продемонстрировать при защите выпускной квалификационной работы. Показано, что система базируется на принципах междисциплинарной интеграции и разбита на три этапа, которые студенты осваивают, начиная со второго курса. Проведённая авторами работа показала важную роль ранней и систематизированной междисциплинарной интеграции при подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями. Актуальность статьи связана с большим интересом, проявляемым в вузах при решении задач развития и углубления профессиональных компетенций у бакалавров.
компетенция
профессиональная компетенция
междисциплинарная интеграция
система
сформированность профессиональных компетенций
1. Гура В.В. Проблема педагогического измерения профессиональной готовности будущих социальных педагогов // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11 – С. 176–178.
2. Иванов В.М. Современное состояние и перспективы совершенствования подготовки бакалавров по специальности «Агрономия» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10 – С. 22–23.
3. Камалеева А.Р. Научно-методическая система формирования основных естественнонаучных компетенций учащейся молодежи: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / ГОУВПО «Московский педагогический государственный университет». – М., 2012. – 546 с.
4. Камалеева А.Р. Совершенствование системы оценивания результатов обучения в высшей школе // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11 – С. 338–342.
5. Овчинников А.С. Проблемы высшего профессионального образования в условиях современной России // Мат. межд-ой науч.-метод. конф., 12–14 марта 2014 года. Ч. 1. Волгоград. – Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2014. – С. 3.
6.Шаталoва, Н.П. Кoнcтруктивнoе oбучение: Теoрия и практика. Мoнoграфия. – Барнаул: БГПУ, 2007. – 300 c.
7. Шаталова Н.П. Проблемы развития навыков самообучения студентов на основе конструктивного подхода // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12 – С. 209–210.

Одной из ключевых задач современного высшего образования является подготовка конкурентоспособного специалиста, сумеющего успешно социализироваться на рынке труда [5]. В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников.

Под компетентностью понимают сформированное качество или совокупность качеств личности студента (знаний, умений и навыков, ценностно-смысловых ориентаций, способностей, опыта), которые обеспечивают и усиливают его готовность успешно выполнять различные функции, связанные с профессиональной деятельностью. В свою очередь, профессиональная компетентность – это сформированная совокупность качеств личности студента, которые в дальнейшем обеспечат его готовность успешно выполнять функции, связанные с будущей профессиональной деятельностью.

Сегодня нужен специалист, нацеленный на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность, поэтому современные образовательные технологии направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста и гражданина [2, 4].

Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения [5]. При этом важным условием повышения качества образования является внедрение компетентностного подхода, который связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения той или иной работы конкретным студентом.

Таким образом, выпускник вуза при защите выпускной квалификационной работы должен, демонстрируя владение профессиональными компетенциями, показать и приобретённые качества личности, такие как:

1. Способность применять знания из различных дисциплин в профессиональной деятельности;

2. Уверенность в своих возможностях решать задачи профессиональной деятельности, комплексно применяя знания из различных дисциплин;

3. Готовность к самообучению при изучении дисциплин;

4. Опыт практического применения междисциплинарных задач в будущей профессиональной деятельности.

Первое знакомство с профессиональными компетенциями должно начинаться у студента буквально с первого курса в рамках единого образовательного процесса, при котором используются различные инновационные педагогические методы, средства и организационные формы обучения [1, 2, 4].

При подготовке академических бакалавров по направлению «Технология сельскохозяйственного производства» и специализации «Разработка новых продуктов» на кафедре «Технология переработки сельскохозяйственной продукции» (ТПСП) Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (НовГУ) разработана система приобретения студентами прочных профессиональных компетенций. Система представляет собой выполнение студентами, начиная со второго курса, комплексной междисциплинарной работы, которая заканчивается выпускной квалификационной работой, представляемой для защиты в государственную экзаменационную комиссию.

В основу всей работы системы заложены принципы междисциплинарной интеграции, которая обеспечивает взаимопроникновение содержания разных учебных дисциплин, что, в свою очередь, способствует развитию у студентов умения комплексного применения знаний, переносу идей и методов одной науки в другую [3, 6]. При разработке системы учитывалось, что с помощью использования междисциплинарных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, но также у студентов закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому междисциплинарные связи, являющиеся важным условием в обучении и воспитании студентов, были положены в основу работы системы.

При разработке системы учитывалось, что основными требованиями при подготовке студентов к профессиональной деятельности являются:

– умение комплексного применения знаний,

– переноса идей и методов из одной науки в другую,

– установление согласованности учебных программ и учебного материала.

Следовательно, реальный уровень знаний студентов, получаемый ими на общенаучных кафедрах, должен обеспечивать требуемый уровень их сформированности для изучения специальных дисциплин и выполнения комплексных профессиональных междисциплинарных работ [3, 4].

Достижение требуемого уровня сформированности профессиональных компетенций невозможно без соблюдения преемственности между общенаучными и специальными дисциплинами, что можно достичь путём междисциплинарных связей [7].

Таким образом, разработанная в НовГУ система приобретения студентами прочных профессиональных компетенций при разработке новых продуктов состоит из трёх основных этапов:

– первый этап (2 курс) – выбор темы, обоснование её актуальности, цели и задач;

– второй этап (3 курс) – разработка программы проведения работы, выполнение предварительных исследований (возможно изготовление нового продукта), обоснование методик исследований, подготовка сообщений (публикаций) по результатам работы, выбор конкретного предприятия для внедрения результатов работы;

– третий этап (4 курс) – отработка заданных показателей качества нового продукта, разработка нормативной документации на продукт, согласование с базовым предприятием объёмов производства разработанного продукта, решение вопросов по организации производства разработанного продукта на базовом предприятии (подбор технологического оборудования, размещение его на участке и т.п.) и обоснование эффективности этих работ, подготовка материалов для участия в конференциях, публикации в открытой печати.

При выполнении работ используются разнообразные организационные формы для формирования профессиональной компетентности студентов: практические занятия, на которых решаются междисциплинарные задачи, междисциплинарные лабораторные работы с использованием информационно-коммуникационных технологий, междисциплинарные семинары, диспуты, конференции. Большое значение при выполнении таких заданий имеет самостоятельная работа студентов, которая играет главную роль в приобретении знаний и развитии профессиональных компетенций. Стоит отметить, что изделие, которое студенты изготавливают от начала и до конца собственными руками придает им стимул, и они стремятся сделать его как можно лучше, используя все свои знания и умения, тем самым, развивают свое мышление, проявляют творческую активность, развивают и углубляют профессиональные компетенции.

Целью системы является выполнение студентами всех этапов работы по разработке нового продукта для условий конкретного предприятия, что завершает формирование необходимых профессиональных компетенций бакалавра направления «Технология сельскохозяйственного производства» по специализации «Разработка новых продуктов». Благодаря выполнению заданий всех трёх этапов студент развивает и углубляет профессиональные компетенции, создаёт базу для написания и подготовки к защите выпускной квалификационной работы. А при защите выпускной квалификационной работы студент готов продемонстрировать, как отменное владение профессиональными компетенциями, так и приобретённые качества личности. А так как студенту при выполнении каждого задания требовалось самостоятельно решать многочисленные междисциплинарные задачи, то это, несомненно, значительно повысило уровень овладения профессиональными компетенциями.

Анализ приведённых сведений даёт основание утверждать, что выполнение студентами такой междисциплинарной комплексной работы в рамках системы приобретения студентами прочных профессиональных компетенций, положительно сказывается на общей профессиональной подготовке специалиста. Это подтверждается высокой оценкой уровня подготовки на кафедре ТПСП НовГУ специалистов этого направления целым рядом работодателей Великого Новгорода и Новгородской области. Причём этот уровень повышается из года в год. Всегда при оценивании качества подготовки выпускников, на первый план должны выходить именно потребности работодателя, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях.


Библиографическая ссылка

Глущенко Л.Ф., Глущенко Н.А., Лаптева Н.Г., Петрова А.С., Ларичева К.Н. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ И УГЛУБЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 13-15;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11048 (дата обращения: 07.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074