Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ЗНАЧЕНИЕ «МАТЕРИНСКОЙ ШКОЛЫ» В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

Койлубаева Н.К. 1
1 Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева
В статье идет речь об особом значении “Материнской школы” в формировании у детей нравственных качеств, которая не хуже школьного образования и воспитания. Опыт ребенка по созданию отношений с другими людьми, система нравственных правил и ценностей в его душе формируется и развивается в семье. Так как, начиная с момента рождения, ребенок воспитывается по подобию родителей, особенно, поведению, действиям матери, во многих случаях, по ее образу. Материнская ласка рождает в ребенке чувство любви, приобщая к ценным человеческим качествам. Гуманное отношение между матерью и ребенком – начало нравственности. С педагогической точки зрения, мы никогда не можем отказаться от воспитания с колыбели, то есть, материнской школы. На сегодняшний день мы должны привить ребенку нравственные качества, духовные ценности нации с момента рождения ребенка через матерей, которые являются врожденными воспитателями.
материнская школа
пример матери
нравственные качества
этическое воспитание
гуманное отношение
семейное воспитание
дети младшего возрвста
родители
1. Арабай уулу Э, Жаӊылык / Арабай уулу Э, Карасай уулу К. – Бишкек, 2013. – 50 б.
2. Бектуров Т. Художественная литература как средство формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к природе // Современные наукоемкие технологии. – №2. – 2016. – Часть 2. http: //www.rae.ru/snt.
3. Карасаев, Х.Н. Накыл сөздөр: Тил казынасынан баян / Х.К.Карасаев. – Фрунзе, Кыргызстан, 1982. – 20 б.
4. Коменский Я.А. Материнская школа / Я.А. Коменский; пер. с. нем. – М., 1982. – Т. 1. – 346 с.
5. Муратов А.Ж. Кыргыз эл педагогикасы: табияты, таралышы жана тарыхы / А.Ж. Муратов. – Бишкек, 2011.– 142 б.
6. Никитина Л.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников / Л.А. Никитина. – М., 1995. – 177 с.
7. Усенко Л.В. Материнская школа / Л.В. Усенко. – Бишкек, 2002.

В настоящее время, когда происходят социально-экономические изменения в обществе, и связанное с ними нравственно-этическое воспитание молодого поколения направлено на активное участие в нем общества и семьи, начинается время целенаправленной ориентации на изучение богатого наследия народной педагогики, национального образования и воспитания будущих поколений. Воспитание овладению нравственных качеств, крепко соблюдающих воспитание матери, отцовские традиции, любовь к родине начиная с младшего возраста, наметило перед педагогами еще новые задачи. Системное применение в образовании и воспитании национальных ценностей, традиций и обычаев, сохранившихся в народе испокон веков, является актуальным вопрос изучения его в сочетании с семьей. Так как, в достойном воспитании детей в обществе, в связи с социально-экономическими трудностями проблемы многих родителей, особенно «матерей», недостаточно обращается внимания на соответствующем уровне.

Президент Кыргызской Республики А.Ш. Атамбаев в целях формирования бережного отношения к матери со стороны государства и общественности и повышения статуса матери и семьи в республике, 23 апреля 2012 года подписал Указ о провозглашении в Кыргызской Республике «Днем матери». Безусловно, не секрет, что в условиях перехода на рыночную экономику положение матери и семьи ухудшилось. Из-за безработицы в стране 50–60% мигрантов, работающих в других странах, составляют женщины. В этой связи, тысячи детей недостаточно получают воспитание родителей, увеличивается число отрицательных негативных явлений в обществе и семье, и в целом, упадок в обществе авторитета женщины – матери, негативно влияют на формирование нравственных качеств у нашей молодежи. В связи с этим, возникает необходимость воспитания молодого поколения, являющегося будущим страны, формирования у них нравственных качеств первыми воспитателями – матерями. Значит, формирование у детей нравственных качеств, в первую очередь, связано с активными действиями матери, будущее, жизнь и счастье общества в руках этих великих личностей.

Насколько молодежь будет нравственной, воспитанной и трудолюбивой, настолько общество будет спокойным и мирным. Молодое поколение наряду с наукой, техникой, экономикой, должно развиваться и совершенствоваться с точки зрения чести, нравственности, духовности, другими словами, в этом мире оставаться нравственным человеком является одной из основных задач. Если мы хотим представить лучшее будущее, необходимо начать с нравственного воспитания, формирующего его нравственные качества. Так как, по мнению ученого Т. Бектурова: «Этичность – состояние единения по отношению ко всему миру, взаимодействия: это интересная мысль о солидарности со своими близкими, начиная с членов своей семьи, своих родственников, соплеменников, земляков и др.» [2, С. 295].

Рождению и развитию ребенка, становлению его как нравственной личности, в первую очередь, способствует мать. Ласковое лицо матери, добрая забота, прижатие к груди с момента первых шагов жизни, окружает нас как солнце. Материнская ласка рождает в детях чувство любви, прививая человеческие ценные качества. С педагогической точки зрения мы не можем отрицать воспитание материнской школы. Гуманное отношение между матерью и ребенком – начало нравственности.

В истории представители классической педагогики Н.Г. Волков, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, Е.И. Конради, С.М. Ковалев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др., отмечали роль матери, имеющую гуманистический и демократический характер воспитания детей, начиная с младшего возраста. Они в своих трудах, исследованиях определили, что формирование нравственных качеств детей младшего возраста – это главная обязанность матери (миссия). Чешский педагог Я.А. Коменский особо отметил: «Объятия матери» – в каждом доме необходима материнская школа, самая главная школа ребенка – это «Материнская школа» [7]. Здесь основная идея – в качестве стержня воспитания нравственное качество человека может основать только мать. Каким является мудрость в аспекте материнского воспитания, в нравственном аспекте тоже для формирования «истинной человеческой справедливости» тоже является крепкой основой. Ребенок, владеющий нравственными качествами, отличается спокойствием, аккуратностью, уважительным отношением к старшим, послушностью, справедливостью, честностью, трудолюбием.

Первые просветители кыргызского народа И. Арабаев и К. Тыныстанов отмечали, что начало образования и воспитания детей начинается с младшего возраста, становится привычкой, особую роль в формировании у детей чистоты души, чувства справедливости, честности, правдивости, особое значение имеет роль семьи, роль матери [1].

Российские ученые, исследовавшие индивидульное психологическое рзвитие ребенка, Л.М. Архангельский, В.Ф. Афанасьев, Е.Н. Водовозова, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, из кыргызстанских Ж.М. Жумалиева и др. особое значение придавали материнской любви для внутреннего духовного развития ребенка.

Как говорится, что начало воспитания – семья, дети получают первые понятия о добре и зле, о правильных отношениях между людьми в семье. Опыт ребенка в создании отношений с другими людьми, правила этики и система ценностей в его духовном мире формируются и развиваются в семье. Так как ребенок с момента рождения впитывает в себя поведение, действия, советы и назидания родителей, особенно матери, и начинает делать то, что видит. При нравственном воспитании ребенка родители должны своей лаской, примерным поведением войти в жизнь ребенка, и с ответственностью строить свои отношения.

На основе примерного поведения родителей, подржания им, сначала возникает нравственность. Нравственность - это чувственная любовь родителей, требовательно связывающая внимательность и осторожность. Наличие грубого и неэтичного отношения со стороны родителей рождет в характере ребенка упрямство, равнодушие и неверие в себя. Для того, чтобы подрастающее поколение было честным, огромное значение имеет справедливость родителей. Дети уважают справедливых родителей, они слушают их обоснованную речь. А несправедливость приводит к неуважению родителей, к непослушанию их. Единство слова и дела родителей, их примерное поведение – это первая школа для формирования у ребенка нравственных качеств. Родители с ласковым отношением в их примерном поведении формируют у всех членов семьи, особенно у детей, нравственные качества. Дети живо воспринимают нравственное отношение родителей, различают добросовестность и преступность, добро и зло, изучают доброту, нравственность. Обязанность родителей –с прозорливостью замечать в поведении детей различные действия, чтобы они выполняли их обдуманно, должны быть умными и справедливыми советчиками.

Мать – это школа, мать – это университет, если мать правильно направит ребенка, укажет правильный путь в общество, конечно, ведь, «что увидит в гнезде, то и получит в полете». Умственные способности, нравственные чувства ребенка развиваются через материнское воспитание и формирование их является важной обязанностью матери. Так как у ребенка духовный мир чист и нетронут, мы, матери, должны охранять его как зеницу ока от отрицательных влияний, дать достойное воспитание, и тогда нравственное воспитание ребенка будет настолько на высоком уровне.

Так как мать является первым воспитателем, ребенок во многих случаях воспитывается как ее прообраз. Мать – идеал нравственности, являющийся образцом формирования нравственных качеств ребенка. Значит, на сегодняшний день мы должны привить нравственные качества, духовные ценности нации, святые идеалы с момента рождения ребенка через матерей, которые являются врожденными воспитателями. В таких условиях очень важны идеал, пример, особенно миссия матери.

Пример матери является опорой, средством для воспитания нравственного сознания, воспитания примерного поведения. Для ребенка нет более влиятельного авторитета чем родители. Дети, видя нравственные качества родителей, т.е. справедливость, доброту, заботливость, терпимость, силу воли, любовь и другие качества, стараются подражать им. Образец – является ориентиром для подростка, он сравнивает с ним свою жизнь. Повседневное поведение, отношение, действия матерей, и, в целом, качественные примеры со всех сторон оставляют глубокий след в душе ребенка. Пример матери – свят во всех ситуациях, особенно, в обучении хорошим качествам. Чувства по отношению к нашим воспитуемым детям, наши мысли, речи, поведение в духовной жизни всегда должны преследовать цель соответствовать образцу. Под влиянием примера матери, подражая им, сначла возникает нравственность. Через лучший пример матери результаты становления поведения, нравственных качеств ребенка будут плодотворными.

У кыргызского народа поведение, характер, нрав человека оценивается нравственностью или безнравственностью, рассматривая нравственность как основную идею, и воспитывают, формируя нравственные качества. Рассматривая нравственность как один из способов открытых способов, ведущих к уважению народа, считали, что нет человека, который пострадал бы от нравственности, духовное богатство всегда ставилось выше материального богатства. Безнравственность – это низость, которая все равно приводит к ненависти и отстраненности. Воспитание нравственным качествам – это воспитание хороших привычек.

В педагогических наследиях кыргызского народа особо ценятся место матерей в обществе, воспитательная роль, их дальновидность, мудрость, прозорливость, святые ценности, патриотические-нравственные ценности, которые подтверждают, что свет материнской ласки освещает не только свое семейство, но и все молодое поколение наставляет на путь истинный, высоконравственные принципы и сейчас не теряют своего значения в формировании у них нравственных качеств, что воспитание через опыт материнской школы – одна из важных обязанностей нравственного воспитания.

Если обратимся к пословицам и поговоркам, касающимся проблем жизненного образования и воспитания матерей: «Жену выбирай под стать матери», «Нравственность матери – нравственность дочери», «Хорошая жена – половина счастья», «Ребенок без матери не красив», «Привычка матери – пример для дочери», «Дочка равняется на мать, младшая сестра равняется на старшую сестру», «С матери начинается воспитание, с родного языка – нация сохраняется», то видим, что наши предки, которые особо отмечали воспитание женского начала, т.е. матери, акцентируя внимание на место и роль матери в семье, ее предвидение, что счастье семьи и уют дома зависят от поведения женщины, ее ума, все эти точно выраженные мысли народа о матери, переданные через пословицы, являются закваской педагогической науки, как выдающееся сокровище науки и народа широко используются в формировании нравственных качеств молодого поколения [7].

«Семья без матери – свеча с потухшим фитилем» гласит кыргызская пословица. Отношение между матерью и ребенком испокон веков считается особенной большой школой, прививающей матерями как золотые серьги к ушам детей воспитание и нравственные правила. Некоторые матери при воспитании своих детей используют силу, ругая их и унижая. Если к ребенку относиться жестоко, то и он выберет в отношении с окружающими такой способ поведения. Действительно, ребенок, получивший от близкого человека жестокое отношение, становится грубым, превращаясь в человека, извергающим на всех окружающих желчь. Из-за незнания некоторых матерей своего места, из-за действий, несоответствующих материнским качествам в поведении, распадается семья, ни в чем не повинные дети с детских лет вынуждены ьросать школу, идти на преступные действия.

Матерей, неправильно выполняющих свои обязанности, российкий педагог Л.А. Никитина разделила на: «Пугливая мать», «Страдающая мать», «Плачущая мать», «Мать-ментор» и «Равнодушная мать». «Пугливая мать» – ни на шаг не отпускает своего ребенка, как наседка защищает крыльями свое детище. Не зная, виновный или невиновный ребенок, защищает его, ругаясь с обвинителем, сдувает пылинки со своего ребенка. «Страдающая мать» – для выполнения желаний и требований ребенка готова пожертвовать собой, не жалея сил старается достичь этого, ждет этого и от ребенка. «Плачущая мать» – рассказывает окружающим свои проблемы, ждет от окружающих жалости, выражая недовольства членами своей семьи. «Мать-ментор» – самое главное, управление, обязательное подчинение себе всех. Для нее ребенок – объект воспитания, она не думает о ребенке, не переживает, к ребенку относится однозначно. «Равнодушная мать» – ребенок для нее не нужен. Воспитание ребенка перекладывает на других (детский сад, школу, членов семьи) сама желает жить спокойно и свободно [7].

Но каким бы ни был возраст, влияние матери необходимо. Со своими особенными способностями воспитания, данными природой, мать защищает своих детей, понимает, лаской и любовью воспитывает их.

А у кыргызского народа профессор Х.Н. Карасаев женщин охарактеризовал как: «Ак крп жайыл (Распростертое белое одеяло)» – женщины с правильным поведением, с нравом, подобающим народу, хорошо знающие традиции и обычаи, самые добродушные, веселые женщины. «Баш койко? (Выдающаяся голова)» – служащая народу как мужчина, выдающаяся женщина. «Жайыл дасторкон (Распростертая скатерть)» – гостеприимная, хозяйственная женщина, у которой всегда могут принять гостей. «Ак жоолук (Белый платок)» – красивая, приятная женщина, притягивающая к себе людей. «Кара инген (Черная верблюдица с покрывалом – идеальная женщина, сочетающая в себе все лучшие качества)» – отличная хозяйка, все в жизни решающая сама, немногословная, терпеливя женщина. «тр тентек (Вспильчивая забияка)» – вспыльчивая, кричащая на своих детей, шумная женщина» [7].

Если ребенок видит в своей матери нравственность, порядок, культуру, справедливость, крепко сохраняющие жизненные правила, то у ребенка, находящегося в такой среде, создается мощный стимул, способствующий развитию честного, достойного, справедливого и активного гражданина. Если ребенок любит своих родителей, братьев и сестер, относится к другим детям и взрослым уважительно, внимательно, этично, бережно, не лжет, не ворует, не причиняет вреда, то это является признаком соблюдения правил вежливости, этических норм, развития силы воли.

Так как самой ценной, святой обязанностью женщины является материнская обязанность, дарованная великой природой, женщине должно поклоняться все человечество, живущее на земле, становясь на колени, взяв руки на груди, поклоняясь ей. Потому что мать девять месяцев носит ребеночка под сердцем, и рождает на белый свет. Нельзя передать словами труд матери, вырастившей ребенка, пройдя тяжести, не досыпая, ни счем нельзя сравнить ее любовь. Поэтому, кыргызский народ говорит: «Кыздын кырк чачы улуу (Девушек нужно уважать)», «Эне – ыйык (Мать – святая)», «Даже если три раза пронесешь на спине мать до Мекки, и тогда не оплатишь долг перед матерью», «Бейиш эненин таман астында (Рай под ногами матери)». Почтительные мысли относительно матери встречаются у всех народов мира и цели у них одни и те же.

Анализируя вышеуказанные понятия про «Материнскую школу», мы дали следующее определение в широком смысле слова: «Материнская школа – это начало всестороннего развития ребенка, несущее и распространяющее идеи народной педагогики, семейный пример заботливого отношения и человечности» – рассматривая ее как одну часть общей педагогики.

При формировании нравственных качеств детей младшего возраста особое значение имеет «Материнская школа», не хуже школьного образования и воспитания.

На сегодняшний день в Кыргызской Республике организовано более 200 «Материнских школ». В них разработано положение «Материнских школ», на основе специальной программы для матерей проводятся конкурсы, встречи «Лучшие родители», «Мама и я», «Лучшая семья», «Самая лучшая мама!», «Заботливая мама» и др. и вечера по обмену мнениями по нравственности, включающие опыт материнской школы, круглые столы, родительские собрания, книжные и картинные выставки, кинофильмы, слайды и др. мероприятия, отражающие труд матерей.

Для повышения значения воспитания нравственности, в организованных мероприятиях были учтены возрастные особенности, опыт современной широко распространяющейся «Материнской школы», ее роль, пример родителей в семье, даны обширные понятия о воспитании через устные народные произведения, пословицы и поговорки, традиции и обычаи, крылатые выражения, легенды, обсуждены и обращено внимание на то, что родители должны быть в тесной взаимосвязи со школой.

Все действия в такой форме обогащают педагогические знания родителей по воспитанию относительно своих детей, расширяют их мировоззрение и мышление.

Время требует от родителей педагогической грамотности. Высокий уровень педагогических знаний родителей повышает ответственность их перед обществом в воспитании своих детей. Так как опыт материнской школы кыргызского народа является важным средством в формировании нравственных качеств детей, необходимо постоянно и систематически проводить целенаправленные мероприятия в различном направлении, включающие идею материнской школы.

В настоящее время «Материнская школа» успешно распространяется и в медицинской отрасли. К примеру, в рамках проекта «Поддержка начального уровня охраны здоровья» Фондом Ага Хана открыта Материнская школа. Это в материнской школе улучшение функции охраны здоровья матерей и детей до 5 лет, преследуется цель воспитания здоровых детей, матерям систематически оказывается медицинская помощь, показываются разные медицинские упражнения.

Доцентами Кыргызской академии образования при МОиН Кыргызской Республики Л.В. Усенко и К.С. Сейдекуловой составлена программа «Материнской школы», в которой особое значение придается семейному воспитанию, рассматриваются нравственные правила, семейные отношения, чувства любви и др. мероприятия, педагогические наследия Я.А. Коменского в процессе образования и воспитания реализуются в сочетании с передовым педагогическим опытом стран СНГ и современной Кыргызской Республики [7].

Значит, при формировании нравственных качеств у детей особое значение имеет опыт «Материнской школы», основанной на народные традиции и обычаи, родной язык, родную культуру. Высказанные и проанализированные выше мысли о «Материнской школе», программы и мероприятия еще раз подтверждают актуальность формирования у современного молодого поколения нравственных качеств.


Библиографическая ссылка

Койлубаева Н.К. ЗНАЧЕНИЕ «МАТЕРИНСКОЙ ШКОЛЫ» В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 21-25;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11050 (дата обращения: 07.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074