Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Боголюбов В.С. 1 Боголюбова С.А. 1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
1. Ельчанинов М.С., Алексеева Н.Д., Тресков Ю.А., Егоренко О.А., Крамарова Т.Ю., Якунин В.Н. Организация экскурсионной деятельности в Тольятти. – Тольятти, 2012.
2. Ермишин С.П., Якунин В.Н. Проблема повышения роли туризма в развитии Самарской области и г. Тольятти // Вестник Национальной академии туризма. – 2008. – № 2 (6). – С. 47–51.
3. Овсянников В.П., Якунин В.Н. Традиционное культурное наследие в молодых индустриальных городах // Балтийский гуманитарный журнал. – 2014. – № 1. – С. 58–62.
4. Якунин В.Н. Город Святого креста. (церковная история города Ставрополя – Тольятти) / Вадим Якунин. – Тольятти, 2007.
5. Якунин В.Н. Значение религиозного туризма для популяризации историко-культурного наследия // Вектор науки Тольяттинского госуниверситета. – 2013. – №1 (23). – С. 282–283.
6. Якунин В.Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. – Тольятти, 1999.
7. Якунин В.Н. Развитие религиозного туризма как составляющей части историко-культурного наследия на современном этапе // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2011. – Т. 4. № 2 (60). – С. 280–286.
8. Якунин В.Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития религиозного туризма в Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 124–126.
9. Якунин В.Н. Церковная жизнь и православная культура в Самарском крае в XVI – XX вв. // Балтийский гуманитарный журнал. – 2015. – № 1 (10). – С. 92–101.
10. Якунин В.Н. История Самарской епархии в 1851–2011 гг. // Наука и культура России. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 2011. – С. 133–135.
11. Якунин В.Н., Крамарова Т.Ю. Предпрофильная подготовка учащихся: содержательный и технологический аспекты (на примере курса «отдых людей – работа менеджера туризма») // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 3. – С. 111–113.
12. Якунин В.Н., Крамарова Т.Ю. Анализ требований к профессиональной подготовке востребованных кадров для спортивно-оздоровительной туристской деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 1. – С. 216–218.
13. Якунин В.Н. Современные направления инновационного развития вуза // Балтийский гуманитарный журнал. – 2015. – № 3 (12). – С. 78–83.
14. Якунин В.Н. Особенности развития университетской науки на современном этапе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. – № 3 (12). – С. 35–38.
15. Якунин В.Н. Поволжский государственный университет сервиса на путях инновационного развития // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 3 (57). С. 7–11.
16. Kramarova T.J., Semenov A.E., Yakunin V.N. Сonceptual approaches to the development of contents for additional professional education services for active tourism (Samara region) // World Applied Sciences Journal. – 2014. Т. 30. – С. 221.
17. Kramarova T.Y., Yakunin V.N., Alexeyeva N.D. Analysis of requirements of the federal state educational standards of the degree programs ‘recreation and sports and recreation tourism’ and ‘tourism’ // International Business Management. – 2015. – Т. 9. № 6. – С. 1147–1151.
18. Kramarova T.Y., Yakunin V.N., Alexeyeva N.D., Ovsyannikov V.P. Fundamentals of design of the occupational retraining programs on the basis of interdisciplinary integration // International Business Management. – 2015. – Т. 9. № 6. – С. 1097–1101.
19. Yakunin V.N. Trends and prospects of tourism development in Samara region // European researcher = Европейский исследователь. – 2012. – № 2 (17). – С. 146–149.
20. Yakunin Vadim Nikolayevich, Ovsyannikov Valery Petrovich, Lepeshkina Larisa Yuryevna, Nikitina Natalia Viktorovna, Skornichenko Natalia Nikolaevna and Alexeyeva Natalia Dmitrievna. The Role of Traditional Culture in Formation of Historical Image of Agglomeration // International Business Management. – 2016. – № 10 (7). – С. 1375–1381.
21. Yakunin V.N., Ovsyannikov V.P., Yamashev V.M., Nikitina N.V., Skornichenko N.N., Alexeyeva N.D. // Tourism Industry: Problems and Prospects of Development International Journal of Humanities and Cultural Studies. 2016: June 2016 Special Issue. С. 995–1004.

На современном этапе у граждан России растет потребность в духовных ценностях, усиливается интерес к памятникам религиозной культуры, жизни церкви, в частности монастырей, ставших важными центрами духовного возрождения. Религия, все глубже проникая в общественные отношения, открывает новые горизонты для туристских обменов.

Для специалистов туристской отрасли чрезвычайно важно не только владеть навыками практической организации поездок туристов, но и иметь четкое представление о том, что такое религия, какие мотивы побуждают людей отправиться в паломничество или на экскурсию по святым местам. Эти знания помогут им лучше осознавать потребности туристов при создании и продвижении турпродукта, выделять целевые сегменты рынка. Им необходимо также знание географии религиозных центров, поскольку именно они служат объектами привлечения в данном виде туризма. Подготовить грамотного специалиста туристской отрасли – задача, прежде всего, высшей школы [11, с. 111–113; 12, с. 216–218; 13, с. 78–83; 14, с. 35–38; 15, с. 7–11; 16, с. 221; 17, с. 1147–1151; 18, с. 1097–1101; 19, с. 146–149].

Религиозные туристские объекты пользуются все возрастающим спросом, а религиозный туризм в буквальном смысле слова становится частью современной индустрии туризма. Памятники религии, истории и культуры представляют существенную мотивацию посещения того или иного региона или города. Многие религиозные памятники являются объектами туристского показа и находятся под охраной государства. Развитие общемирового интереса к религиозному туризму не обошло и Россию. В нашей стране наблюдается процесс становления туристских фирм по организации религиозных паломнических туров, а также паломнических служб, организованных при монастырях, церквях и других религиозных организациях. За последние 25 лет в России значительно увеличилось количество туристов, совершающих паломничество к святыням России, а также направляющихся за границу с религиозно-познавательными целями [1; 2, с. 47–51; 3, с. 58–62; 4; 5, с. 282–283; 6; 7, с. 280–286; 8, с. 124–126; 9, с. 92–101; 10, с. 133–135; 19, с. 146–149].

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды [1; 2, с. 47–51; 3, с. 58–62; 4; 5, с. 282–283; 6; 7, с. 280–286; 8, с. 124–126; 9, с. 92–101; 10, с. 133–135; 17, с. 1147–1151; 18, с. 1097–1101;19].

Религиозный туризм – это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионной направленности.

Понятия «религиозный туризм» и «паломничество» нельзя смешивать, как это делают многие современные исследователи. Паломничество к «святым местам» – это, пожалуй, самая древняя форма туризма, известная ещё с древнеегипетских времён. Религиозная мотивация уже тогда оказывала существенное влияние на «туристские потоки» [1; 2, с. 47–51; 3, с. 58–62; 4; 5, с. 282–283; 6; 7, с. 280–286; 8, с. 124–126; 9, с. 92–101; 10, с. 133–135; 16, с. 221; 17, с. 1147–1151; 18, с. 1097–1101; 19, с. 146–149].

Религиозные туристы и в первую очередь паломники пускаются в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях обычной среды их проживания. Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные проблемы, найти себе подходящую религию, духовную школу и систему ценностей, познакомиться с культурным наследием страны [1; 2, с. 47–51; 3, с. 58–62; 4; 5, с. 282–283; 6; 7, с. 280–286; 8, с. 124–126; 9, с. 92–101; 10, с. 133–135; 17, с. 1147–1151; 18, с. 1097–1101;19, с. 146–149].

Туристы-экскурсанты пользуются услугами индустрии туризма: секторов транспортных перевозок, размещения и питания, развлечений, а также туроператоров и турагентов, реализующих туристский продукт. Паломники во многих случаях пользуются и другими услугами: живут и питаются при храмах, монастырях, иногда добираются до пунктов назначения средствами транспорта, предоставляемыми этими организациями. Паломники также могут выполнять определенную работу в виде послушания, служения; иногда такая работа бывает обязательна для них [1; 2, с. 47–51; 3, с. 58–62; 4; 5, с. 282–283; 6; 7, с. 280–286; 8, с. 124–126; 9, с. 92–101; 10, с. 133–135; 17, с. 1147–1151; 18, с. 1097–1101;19, с. 146–149].

Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма [1; 2, с. 47–51; 5, с. 282–283; 7, с. 280–286; 8, с. 124–126; 17, с. 1147–1151; 19, с. 146–149].

Из практики туристических фирм в городе Тольятти и Самарской области различают следующие маршруты религиозного туризма: 1) местные маршруты – это маршруты по городу и на территории Самарского региона; 2) маршруты на территории России; 3) маршруты, пролегающие к святыням ближнего зарубежья; 4) маршруты дальнего зарубежья [1; 2, с. 47–51; 3, с. 58–62; 4; 5, с. 282–283; 6; 7, с. 280–286; 8, с. 124–126; 9, с. 92–101; 10, с. 133–135; 16, с. 221; 17, с. 1147–1151; 18, с. 1097–1101; 19, с. 146–149; 20, с. 1375–1381].

Религиозный туризм можно классифицировать по следующим типам: внутренний туризм – путешествия жителей страны в пределах страны; внутренний местный туризм – путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм – путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм – путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

Эти типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма, которые относятся не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» – к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм.

Религиозный туризм можно классифицировать: по мировым религиозным конфессиям, по продолжительности, по составу участников (соответственно по мотивационным аспектам поездки).

Религиозный внутренний туризм вполне перспективен для регионов, в том числе и для Самарской области. Этой деятельности способствует наличие привлекательных для туристов религиозных объектов, туристских фирм и паломнических служб, занимающихся организацией религиозных маршрутов по территории области, а также наличие постоянного спроса [1; 2, с. 47–51; 3, с. 58–62; 4; 5, с. 282–283; 6; 7, с. 280–286; 8, с. 124–126; 9, с. 92–101; 10, с. 133–135; 17, с. 1147–1151; 18, с. 1097–1101;19, с. 146–149; 20, с. 1375–1381, 21, с. 995–1004].

Религиозный туризм помогает людям прикоснуться к традициям, восстановить связь времен. Сейчас создается уникальная ситуация для ряда российских регионов, включая и Самарскую область, по использованию своих богатых культурных ресурсов. Восстановить и возродить прежнюю традиционную культуру невозможно. Однако действительность показывает, что лучшим способом удержания достижений прошлого является аккумуляция и превращение их в социальные ценности с целью создания принципиально новой культуры, сохраняющей через институты культуры внешнее подобие (фрактальность) своим прототипам.


Библиографическая ссылка

Боголюбов В.С., Боголюбова С.А. РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 119-121;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11080 (дата обращения: 07.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074