Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Судиловская Н.Н. 1 Хизматулина А.М. 1
1 Смоленский государственный университет
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999.
2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика 2–е изд / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб., 2008.
3. Лексиконы психиатрии ВО, 2001.
4. Маслач К. Диагностика профессионального выгорания / К. Маслач, С. Джексон. – М., 2002.

Актуальность. Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. По классификации профессий по «критерию трудности и вредности» (по А.С. Шафрановой), медицина относится к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой [2]. Согласно определению ВОЗ, «Синдром выгорания» – это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям.

Этот синдром обычно расценивается как стресс - реакция в ответ на чрезмерные производственные и эмоциональные требования, происходящие из-за излишней преданности человека своей работе с сопутствующим этому пренебрежением семейной жизнью или отдыхом [3]. Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. К основным факторам, способствующим СЭВ, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; постоянный риск штрафных санкций; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям [4]. Развитию СЭВ также способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура [1]. Учитывая все вышесказанное нам показалось интересным изучить синдром эмоционального выгорания у медицинских работников: врачей и медицинских сестёр хирургического отделения.

Цель исследования: проанализировать уровень профессионального стресса, провести анализ и уточнить специфику синдрома профессионального выгорания у медицинских работников хирургического отделения.

Задачи исследования:

1. Выявить наличие синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников хирургического отделения;

2. Определить частоту встречаемости синдрома эмоционального выгорания среди врачей-хирургов и медицинских сестёр;

3. Определить наиболее интенсивные стрессовые факторы, которые лежат в основе синдрома эмоционального выгорания;

Для достижения поставленных целей и задач было проведено анкетирование медицинских работников хирургического отделения одного из стационаров г. Смоленска. В нашем «пилотном» исследовании участвовало 20 хирургов в возрасте от 29 до 58 лет и стажем работы 5– 37 лет и 20 медицинских сестер, в возрасте от 24 до 66 лет и стажем работы 5–46 лет. Средний возраст обследованных составил 42 года, стаж работы составил в среднем 22 года. В исследовании участвовало одинаковое количество мужчин и женщин – 20 человек мужского пола (врачи-хирурги) и 20 человек женского пола (медицинские сестры). Для изучения СЭВ были использованы:

1. «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.

(Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать 3 фазы развития эмоционального выгорания: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов).

2. Тест MaslachBurnoutInventor (вариант для медицинских работников в адаптации.

(Н.Е. Водопьяновой – далее «тест MBI»). Содержит 22 вопроса и три шкалы: «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и «редукция личных достижений»).

3. Методика «Шкала профессионального стресса» Ч.Д. Спилбергера (автор адаптации – О.М. Радюк). (Данный тест определяет восприятие важных источников стресса в профессиональной жизни мед. работников. Опросник включает 30 связанных с работой ситуаций, которые большинство людей считают стрессогенными).

Результаты и обсуждение. По результатам, полученным по методике В.В. Бойко, у медицинского персонала отмечена средняя степень выраженности «синдрома эмоционального выгорания». Количественный анализ по каждой из фаз синдрома эмоционального выгорания показал, что фаза напряжения сформировалась у 30 % опрошенных. Нервное (тревожное) напряжение, характерное для этой фазы, является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Фаза напряжения была наиболее выражен у врачей в 46 % случаев, у медсестёр в 25 %. В фазе резистенции симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» считается доминирующим у 35 % хирургов, а сложившимся у 30 % хирургов. У медсестер в 63 % случаев – этот симптом оказался доминирующим. Нами была выявлена закономерность – у врачей этот симптом выявлялся после 15 лет работы, а у медсестёр – после 10 лет.

Симптом «эмоционально-нравственная дезориентация», проявляющийся в притуплении эмоционального реагирования относительно других людей, был выявлен у 38 % хирургов, тогда как у 50 % медсестёр он находился в стадии развития. При этом расширение сферы экономии эмоций прослеживался у 63 % медицинских сестёр, тогда как у 46 % хирургов этот симптом не сложился.

В фазе истощения симптом «эмоционального дефицита» чётко прослеживался у 38 % хирургов, у медсестёр – в 62 % он был складывающимся, у 25 % – доминирующим. Симптом «эмоциональная отстраненность» как сложившийся отмечен у 46 % врачей и у 32 % медсестёр. Симптом «эмоционального дефицита» не был выявлен ни в одном случае. При наличии симптома «личностной отстраненности» отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности, в нашем исследовании данный симптом был сложившимся – у 15 % хирургов и у 25 % медсестёр. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» проявляющийся ухудшением настроения, негативными ассоциациями, бессонницей, чувством страха, психовегетативными реакциями был выявлен сложившимся у 30 % докторов и у 37 % медсестёр.

При исследовании медицинских работников методом MBI в адаптации Н.Е. Водопьяновой была установлена значительная выраженность эмоционального выгорания. По шкале «эмоциональное истощение» была установлена средняя степень эмоционального истощения. Высокие показатели установлены у 20 %, средние- 20 %, низкие – 60 % опрошенных хирургов. Наибольшая степень выраженности синдрома отмечалась по шкале «деперсонализация» как у хирургов, так и у медсестёр. По шкале «деперсонализация» высокая степень проявления этого синдрома наблюдается у 53 % всего обследованного медицинского персонала. Из них 33 % составляют врачи-хирурги и 20 % – медсёстры. По шкале «редукция личных достижений» высокие показатели выявлены у 40 %, средние – у 47 %, низкие – у 13 % обследованных. Таким образом, при анализе результатов исследования методом MBI наиболее выраженные изменения были выявлены по шкалам «редукция личных достижений» и «деперсонализация».

Анализируя результаты опроса по методике «Шкала профессионального стресса» Ч.Д. Спилбергера (в адаптации О.М. Радюка), было выявлено, что наиболее значимыми источниками стресса для врачей-хирургов являются: «необходимость незамедлительно принимать ответственные решения» – (90 %), «несправедливость в оплате труда или при распределении материальных поощрений» – (100 %), «наличие шума и посторонних помех в производственных помещениях» – (95 %) и «чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочной информацией» – (100 %). А для медсестёр такими источниками были: «сверхурочное рабочее время», «несоответствие поручаемых задач профессиональным обязанностям» – (90 %), «несправедливость в оплате труда или при распределении материальных поощрений» – (100 %), «чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочной информацией» – (90 %).

Выводы

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. При анализе результатов выявлена средняя степень выраженности «синдрома эмоционального выгорания» как у врачей, так и у медицинских сестер.

2. Количественный анализ по каждой из фаз синдрома эмоционального выгорания показал преобладание «фазы резистенции» как у врачей, так и у медицинских сестер.

3. Наиболее выраженными симптомами эмоционального выгорания у врачей-хирургов являются такие симптомы как «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей», у медицинских сестер – «неадекватное эмоциональное реагирование», «расширение сферы экономии эмоций» и «эмоциональный дефицит».


Библиографическая ссылка

Судиловская Н.Н., Хизматулина А.М. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 125-127;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11087 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674