Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Чупехина О.А. 1, 2 Смирнова Л.В. 1 Спирин В.К. 2
1 МБОУ СОШ № 2 Великие Луки
2 Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
1. Бальсевич В.К. Концепция информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно ориентированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных школах Российской Федерации / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 1. – С. 11–17.
2. Спирин В.К. Планирование учебного материала по предмету «Физическая культура» на основе концепции спортивной тренировки / В.К. Спирин, В.А. Багина, И.А. Риссамакина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. – № 3. – С. 2–6.

Методологически обоснованные положения и концептуальные решения по реформированию школьного образования объективно сопряжены с решением задач активного психофизического развития школьников. Осуществляемая в определенных формах организации двигательная активность является ведущим механизмом оптимизации возрастной динамики развития организма и рассматривается как средство укрепления и сохранения здоровья учащихся, повышения уровня их работоспособности при освоении предметных областей учебных дисциплин ФГОС. В последнее время в ходе апробации образовательных программ, как в специальной литературе, так и в средствах массовой информации приводятся суждения об ухудшении состояния здоровья учащихся, снижения уровня показателей их физической подготовленности, психофизического развития. Возникает объективная необходимость научного осмысления позитивного и негативного опыта, полученного в ходе реализации различных подходов построения двигательной активности детей, подростков, молодежи, базирующихся на разной, порой противоречивой теоретической основе. Ключевым пунктом в решении данной проблемы является вопрос о практической реализации в образовательном пространстве школы принципа единства познавательного процесса и двигательного акта. Это актуализирует процесс воспитания и обучения школьника на основе развития психомоторного компонента путем правильного сформированного двигательного образа и его реализацию посредством активного партнерского взаимодействия педагогического коллектива школы, семьи.

Методологическая основа организации согласованной деятельности педагогического коллектива школы и семьи в решении задач активного развития психо-телесно-двигательного потенциала младших школьников обосновывается тремя положениями.

1. Внутренней упорядоченностью, согласованностью взаимодействия учащихся, педагогического коллектива школы и семьи на основе принципа единства познавательного процесса и двигательного акта. Выдвинутый Сеченовым принцип единства познавательного процесса и двигательного акта определяет основу актуализации педагогического потенциала образовательной среды для решения задач активного психофизического развития школьников на базе скоординированной организации двигательной активности детей в процессе учебной деятельности. Удержание правильной позы на уроках и в период выполнения домашнего задания не только организует поведение и деятельность обучающихся, нивелирует проявление негативных качеств, но и оказывает сопряженное стимулирующее влияние на физическое и психическое развитие ученика. Проявление в таком виде принципа единства познавательного процесса и двигательного акта создает предпосылки согласованного суммирования результатов деятельности учителя физической культуры, с результатами деятельности учителей при преподавании других учебных дисциплин ФГОС и родителей в ходе контроля осанки и позы ребенка в домашних условиях.

2. Совокупностью процессов организации двигательной активности школьников на основе принципов спортизированного физического воспитания, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между учителем физической культуры и учителями предметниками при решении задач стимулируемого психофизического развития школьников. Основой кумуляции результатов деятельности учителя физической культуры, с возможностями всего педагогического коллектива в решении задач стимулируемого психофизического развития школьников выступает образовательно-обучающая направленность уроков физической культуры. Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что следовые эффекты (знания и двигательная память), обеспечивающие решение образовательных задач сохраняется длительное время, и создают кумуляцию обучающих эффектов при регулярном воспроизведении от урока к уроку. Обучение двигательным действиям и формирование осанки в рамках предмета «Физическая культура» согласовано суммируется с деятельностью учителей предметников, контролирующих осанку и позу ученика на уроке, и тем самым, путем формирования оптимальных условнорефлекторных связей обеспечивают не только необходимый уровень концентрации внимания обучаемого к освоению учебного материала, но и формирует двигательный навык. Осанка рассматривается как двигательный навык. Обращение к положениям концепции спортизации физического воспитания позволяет обеспечить повышение здоровьеформирующей и социокультурной эффективности физической культуры, оптимизировать объем образовательного материала до уровня качественного решения задач технического характера, т.е. формирование культуры движений. А в технологии планирования учебного материала на основе концепции спортивной тренировки прописан механизм кумуляции обучающих эффектов при решении образовательных задач в рамках уроков физической культуры [1, 2].

3. Объединение усилий педагогического коллектива школы и семьи посредством формирования у школьников культуры движений на основе принципов спортизированного физического воспитания и единства познавательного процесса и двигательного акта. Наличие значительного педагогического потенциала в феномене спортивно ориентированного физического воспитания позволяет на научной основе интегрировать результаты деятельности учителя физической культуры с деятельностью всего педагогического коллектива учителей школы и семьи, и посредством формирования у школьников культуры движений оптимизировать возрастную динамику развития организма, повысить его функциональные и адаптационные возможностей, укрепить здоровье школьников.

Выводы. Методологическая основа актуализации педагогического потенциала образовательной среды определяется – 1) внутренней упорядоченностью, согласованностью взаимодействия учащихся, школы и семьи на основе принципа единства познавательного процесса и двигательного акта; 2) совокупностью процессов организации двигательной активности детей на основе принципов спортизированного физического воспитания, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между учителями школы; 3) объединение усилий школы и семьи, совместно реализующих задачи стимулируемого психофизического развития школьников и действующих на основе учета принципов единства познавательного процесса и двигательного акта и спортизированного физического воспитания.


Библиографическая ссылка

Смирнова Л.В., Спирин В.К., Чупехина О.А. ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 2. – С. 36-37;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11128 (дата обращения: 14.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074