Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ

Моисеева Л.В. 1 Файрушина С.М. 1
1 Институт педагогики и психологии Детства Уральского государственного педагогического университета

Как педагогическая наука экологическая педагогика должна определить методологические подходы к экологическому образованию. Экологическое образование как самостоятельное направление в теории и практике общеобразовательной школы стало развиваться на рубеже 60–70-х гг. и характеризовалось включением экологических и природоохранительных знаний в учебные программы по биологии. Однако с течением времени целью экологического образования становится не столько формирование экологических знаний, сколько развитие экологической культуры. Это особенно актуально в условиях новой парадигмы образования, согласно которой образованию придается приоритетная функция культуры, и гуманистической парадигмы общественного сознания, содержащей идею благоговения перед жизнью как явлением. Можно определить особую системообразующую функцию в новой образовательной парадигме экологической культуры как процесс и результат воспроизводства в обществе духовного и материального продукта экологической деятельности, оптимизации взаимодействия общества и природы. Осмысление новой социально-экологической функции образования, социального заказа общества образовательным системам, позволяет сформулировать его как воспроизводство экологической культуры в обществе, экологическое воспитание, формирование экологического сознания личности.

Экологическая педагогика это отрасль педагогической науки, изучающей закономерности формирования экологической личности, характеризующейся экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологической культурой.

В монографии определены задачи экологической педагогики. Установление законов и закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее состояние экологического образования, экологической культуры; разработка объективных методов исследования, создание учебно-методической базы развития системы непрерывного экологического образования; разработка методологических подходов и принципов развития экологического образования и экологической личности. Определены интегрирующая и системообразующая роль экологического образования в системе общего образования; выявлены закономерности экологизации среды образовательных учреждений. Задачами экологического образования являются:

Формирование системы экологических знаний. Системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов. Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества. формирование экологического отношения (положительного, бережного, ответственного) к природе. Формирование потребности общения с ней. Формирование навыков природоохранительной деятельности. Освоение стратегий и технологий взаимодействия с природной и социальной окружающей средой. Развитие альтернативного и прогностического мышления, экологического сознания, экологической культуры при анализе природных объектов и деятельности в природе.

В монографии выявлены факты, определены механизмы и закономерности формирования экологической личности, обладающей экологическими знаниями, умениями, отношениями на основе закона о коэволюционном развитии как оптимальном взаимодействия Человека и изменяемой им природной среды.

Рассмотрение теоретических основ экопедагогики и экологического образования на философском, методологическом, общенаучном и конкретно-научном уровнях, позволяет уточнить определение категорий, понятий и терминов: «экологическая педагогика» «природоохранительное просвещение», «экологическое воспитание», «образование в области окружающей среды (инвайронментальное)», «экологическое образование», «экологичная личность», «экологическое мировоззрение», «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура» и их категориальный аппарат (цели, задачи, принципиальные положения ) с учетом мировых процессов, оказывающих влияние на развитие современной педагогической науки в целом, а также насущных национально-региональных природных, социокультурных и экономических проблем геополитического значения.

В нашем понимании: экологическое образование есть непрерывный процесс обучения, воспитания и развития экологической личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. Нами принято следующее определение: «экологическое образование – система социальных норм, правил, знаний, навыков и институтов, направленных на обеспечение долгосрочных интересов человека в биосфере».

Экологическое образование – это не узкая частная область общего образования, ограниченная рамками классической биоэкологии, а привносящая новый смысл и цель в современный образовательный процесс. В отличии от образования в области окружающей среды экологическое образования осуществляется по законам педагогики, а точнее по законам экологической педагогики. Анализируя различные концепции экологического образования: общего среднего экологического образования, общего школьного экологического образования, основ экологического мировоззрения как задачи народного образования, организации и развития непрерывного экологического образования – можно сделать вывод, что однозначного и общеприемлемого определения главной цели экологического образования нет. В одних случаях под целью понимают формирование экологически грамотного человека, в других – воспитание ответственного отношения к природе, в третьих – формирование экологического сознания, в четвертых – формирование экологической культуры, в пятых – формирование экологического мировоззрения, в шестых – формирование экологичной личности и т.д. Таким образом, экологическая культура, по- нашему мнению, должна явиться целью экологического образования и главной задачей экологической педагогики. Отсюда выведена стратегическая цель экологической педагогики и образования – это воспитание ответственного сознания, экологической ответственности как меры свободы человека в условиях экологической необходимости.

Б.Т. Лихачев выделяет три направления экологического образования. Это научно-образовательное, природопользовательно-природоохранительное и воспитательное этико-эстетическое. Такой подход охватывает все основные аспекты экологического сознания, формирует их в единстве, ставя экологическое сознание на прочный фундамент деятельно-практического, эмоционально-практического и эмоционально – чувственного отношения к окружающей среде. Это позволяет в формировании экологической культуры личности избежать опасного разрыва между сознанием и поведением, словом и делом, убеждениями и деятельностью. Проблема формирования отношения школьников к природе признается педагогической общественностью многих стран в качестве одной из центральных в экологическом образовании, и она получила фундаментальное развитие в работах. Определены принципы экологической педагогики и экологического образования.

Изучение литературных источников и материалов по вопросам педагогической экологии и экологической педагогики, которые издаются и публикуются в развитых странах, позволило, несмотря на некоторые частные различия редакционного, количественного и страноведческого характера, выделить общие для многих стран принципы экологического образования: целостность окружающей среды; междисциплинарность; непрерывность; взаимосвязь краеведческого, национального, регионального и глобального подходов к раскрытию проблем окружающей среды; направленность образования на развитие ценностно-мотивационной сферы личности, гармонизацию отношений с окружающей средой.

Монография есть результат фундаментального исследования, которое проводится в Уральском государственном педагогическом университете, под руководством автора научной школы «Экологическая педагогика» с 1987 года.


Библиографическая ссылка

Моисеева Л.В., Файрушина С.М. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 2. – С. 71-72;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11157 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674