Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Данилова А.М. 1 Евтушенко И.В. 1
1 Московский педагогический государственный университет
Среди существующих проблем современного высшего образования выделяется потребность в оптимизации и совершенствовании модели профессиональной подготовки бакалавров направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». В профессиональном образовании, как целенаправленной деятельности, функции обучения разным трудовым функциям, трудовым действиям в профессии будущих реабилитологов, инструкторов лечебной физической культуры, являются сравнительно мало изученными. В связи с этим, потребность практики в разработке, определении и систематизации путей решения данной проблемы исключительно велика. По мнению авторов, для оптимизации профессиональной подготовки в системе высшего образования важно расширить и совершенствовать подготовку педагогических кадров высокой квалификации, конкурентоспособных на современном рынке образовательных услуг. Разработка содержания учебной дисциплины «Специальная педагогика» для бакалавров, направления подготовки: 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), является актуальной задачей высшего образования, так как подготавливает будущих физических реабилитологов к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обобщению моделей преподавания основ специальных педагогических технологий уделено недостаточно внимания в материалах современных психолого-педагогических исследований, а также в системе подготовки педагогов и других специалистов недефектологических направлений подготовки. В статье представлено примерное содержание учебной дисциплины «Специальная педагогика» для студентов спортивных направлений подготовки.
рабочая программа дисциплины
специальная педагогика
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
1. Алигузуева Г.Т., Евтушенко И.В. Преодоление дисграфии у младших школьников средствами изобразительной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25104 (дата обращения: 31.08.2016).
2. Алигузуева Г.Т., Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А. Логопедическая работа с младшими школьниками по преодолению дисграфии средствами изобразительной деятельности // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №9 (часть 2). – С. 254–258.
3. Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. К проблеме модернизации программ подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130–22994  (дата обращения: 19.11.2015).
4. Белотелкин Ю.Г., Евтушенко И.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании общетрудовых умений обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №6; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25656 (дата обращения: 30.11.2016).
5. Борякова Н.Ю., Данилова А.М., Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Лифанова Т.М., Орлова О.С., Ткачева В.В., Туманова Т.В., Филичева Т.Б. К вопросу о наименовании отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №10 (часть 2). – С.175–177.
6. Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Особенности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №10 (часть 1). – С. 119–122.
7. Герасимова С.Н., Евтушенко И.В. Готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – №12 (часть 5). – С. 860–864.
8. Груздева М.В., Евтушенко И.В. Модель подготовки к профессиональной деятельности обучающихся со сложным дефектом, оставшихся без попечения родителей, в условиях Северо-Запада России (на примере Мурманской области) // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24823 (дата обращения: 27.06.2016).
9. Данилова А.М. Использование краеведческого материала в практике специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 8–11.
10. Данилова А.М. Коррекционная направленность уроков краеведческого характера в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 11. – С. 12.
11. Данилова А.М. Коррекционная направленность уроков краеведческого характера в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 11. – С. 227–233.
12. Данилова А.М. Формирование краеведческих знаний у учащихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида: дис. … канд. пед. наук. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.
13. Данилова А.М. Формирование краеведческих знаний у учащихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.
14. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Евтушенко И.В., Жигорева М.В., Левченко И.Ю., Никольская И.А., Новикова И.М., Ткачева В.В., Волковская Т.Н. – М., 2013.
15. Евтушенко Е.А. Евтушенко И.В. Современные подходы к образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 26–27 июня 2014 г. – М., 2014. – С. 136–147.
16. Евтушенко Е.А. Использование регулятивной функции театрализованной деятельности в воспитании умственно отсталых детей // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 4. – С. 341–348.
17. Евтушенко Е.А. Нравственное воспитание умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности: дис. … канд. пед. наук. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.
18. Евтушенко Е.А. Роль театрализованной деятельности в нравственном воспитании умственно отсталых детей младшего школьного возраста // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 11–15.
19. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. К оценке уровня нравственной воспитанности обучающихся с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24421 (дата обращения: 28.04.2016).
20. Евтушенко И.В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/113–10919 (дата обращения: 27.11.2013).
21. Евтушенко И.В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников//Фундаментальные исследования. – № 10 (часть 13). – 2013. – С. 2963–2966.
22. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья / А.А. Алмазова, Е.Э. Артемова, Г.В. Бабина, Л.Н. Гоголенко, А.М. Данилова, И.В. Евтушенко, М.В. Жигорева, В.П. Козырева, С.А. Кузьминова, Т.М. Лифанова, Е.В. Лянгузова, Т.А. Нильсен, О.С. Орлова, Ю.А. Пенкина, А.В. Соболева, Е.Н. Соломина, Л.А. Тишина, В.В. Ткачева, Н.П. Ходакова, Н.Ю. Шарипова [и др.]. – М., 2014. – С. 58–78.
23. Евтушенко И.В. Модель социально-культурной реабилитации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Культура и образование. – 2015. – № 4 (19). – С.88–95.
24. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот. – М., 2003.
25. Евтушенко И.В. Некоторые аспекты формирования нравственной культуры детей с интеллектуальным недоразвитием // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – №2(40). – C. 113–115.
26. Евтушенко И.В. Основное содержание учебного предмета «Музыка» для обучающихся с легкой умственной отсталостью // Современные наукоемкие технологии. – 2016. №11 (часть 1). – С.100–104.
27. Евтушенко И.В. Основные понятия учебного предмета «Музыка» для обучающихся с легкой умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25494 (дата обращения: 09.11.2016).
28. Евтушенко И.В. Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – №2. – С. 145–151.
29. Евтушенко И.В. Современные подходы к разработке модели социализации умственно отсталых детей // Особые дети в обществе: Сб. науч. докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26–28 октября 2015 г. – М., 2015. – С. 68–75.
30. Евтушенко И.В., Герасимова С.Н. Формирование специальных (дефектологических) компетенций у студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №1 (часть 1). – С. 102–106.
31. Евтушенко И.В., Готовцев Н.Г., Слепцов А.И., Сергеев (Счастливый) В.М. Проблемы формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья глазами инвалидов // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12 (часть 3). – С. 492–496.
32. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А., Левченко И.Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: проблемы разработки содержания // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 4. – С. 684–690.
33. Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №8 (часть 1). – С. 111–115.
34. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127–20910 (дата обращения: 29.07.2015).
35. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24279 (дата обращения: 04.04.2016).
36. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Фальковская Л.П. Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130–23501 (дата обращения: 02.12.2015).
37. Евтушенко И.В., Пеньшина Л.С., Симонов А.П. Роль информационно-коммуникационных технологий в обучении математике умственно отсталых старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №1.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26015 (дата обращения: 09.01.2017).
38. Евтушенко И.В., Чернышкова Е.В. Формирование эстетической культуры глухих детей во внеурочной музыкально-ритмической деятельности//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127–20873 (дата обращения: 28.07.2015).
39. Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130–23495 (дата обращения: 02.12.2015).
40. Михалина Ю.И., Евтушенко И.В. Особенности процесса развития речи у младших школьников с кохлеарным имплантом //Современные проблемы науки и образования. 2016. №5. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25313 (дата обращения: 17.10.2016).
41. Олигофренопедагогика / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова, И.А. Грошенков, И.В. Евтушенко, С.Д. Забрамная, С.А. Казакова, Е.А. Ковалева, Ч.Б. Кожалиева, И.Ю. Левченко, В.М. Мозговой, А.Г. Московкина, Э.С. Ополинский, В.Г. Петрова, В.В. Эк. – М., 2009.
42. Орлова О.С., Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К вопросу о наименовании должностей педагога-дефектолога, требованиям к образованию и обучению // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25118 (дата обращения: 09.09.2016).
43. Орлова О.С., Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Вопросы содержания профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130–23294 (дата обращения: 30.11.2015).
44. Симонов А.П., Евтушенко И.В. Модель профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом в условиях Северо-Востока России (на примере Магаданской области) // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №5 (часть 3). – С. 595–599.
45. Тишина Л.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В. Апробация новых модулей практико-ориентированной подготовки бакалавров по направлению специальное (дефектологическое) образование: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130–23931 (дата обращения: 03.12.2015).
46. Ткачева В.В., Евтушенко И.В. К проблеме организации профессиональной ориентации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: www.science-education.ru/129–22142 (дата обращения: 11.11.2015).
47. Ткачева В.В., Евтушенко И.В. Обоснование модели профориентационной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №5.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25217  (дата обращения: 28.09.2016).
48. Ткачева В.В., Евтушенко И.В. Уровневый подход к дифференциации детей с ОВЗ со сложным дефектом в процессе профориентационной деятельности // Профориентационный навигатор (для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья): сборник научных и методических работ по обобщению опыта работы / Под общей ред. Н.А. Палиевой, Н.М. Борозинец, О.Д. Сальниковой. – Ставрополь, 2016. – С. 82–84.
49. Чудина Е.Ю., Евтушенко И.В. Роль коррекционных занятий по формированию сенсорного восприятия у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №10 (часть 1). – С. 200–204.
50. Шушерова И.С., Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А. Возможности использования современных арттерапевтических технологий в работе с детьми с задержанным психическим развитием старшего дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №12 (часть 2). – С. 433–436.

Целью освоения дисциплины «Специальная педагогика» для бакалавров, направления подготовки: 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), является формирование когнитивной составляющей профессиональной компетентности обучающихся на основе формирования системы профессиональных знаний в области специальной педагогики, формирования базовых представлений о закономерностях развития психики в условиях дизонтогенеза. Создание у обучающихся базовых представлений о специальной (коррекционной) педагогике как науке и сфере общественной практики, ее разделах, как одной из отраслей дефектологии [1–50].

Дисциплина «Специальная педагогика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Успешное усвоение курса связано с освоением студентами следующих дисциплин: «Психология и педагогика», «Психология развития». Изучение данной дисциплины готовит студентов к освоению таких дисциплин, как: «Специальная психология» «Психология болезни и инвалидности», «Возрастная психопатология и психологическое консультирование», «Физическая реабилитация», «Врачебный контроль в адаптивной физической культуре». Освоение студентами дисциплины «Специальная педагогика» необходимо как важная основа для прохождения ими практики в образовательных организациях и подготовки к итоговой государственной аттестации.

В результате освоения дисциплины «Специальная педагогика» обучающийся должен:

– знать: теоретико-методологические основы специальной педагогики; об индивидуальном и дифференцированном подходе к обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии в целостном педагогическом процессе; философско-мировоззренческие основы личностного отношения к лицам с нарушениями развития; основные направления работы специальных образовательных, а также консультационно-диагностических организаций (психолого-медико-педагогическая комиссия и ПМПк /консилиум/, центры медико-психолого-педагогического сопровождения и др.);

– уметь: практически осуществлять взаимосвязь в работе педагога и педагогов-дефектологов других специальностей, логопеда при реализации задач коррекционного обучения и воспитания; осуществлять деятельность, направленную на преодоление в обществе стигматизирующих настроений, профилактику шаблонного восприятия и отношения общества к лицам с отклонениями в развитии; осуществлять диагностику особенностей психофизического развития детей с нарушениями развития; выполнять исследовательскую работу в области специального и инклюзивного образования; взаимодействовать с родителями и официальными представителями детей с ОВЗ с целью решения задач его обучения, воспитания и развития;

– владеть: методами и приемами поиска, изучения и анализа научных и научно-методических материалов, связанных с вопросами диагностики нарушений развития, коррекции недостатков психофизического развития детей с ОВЗ, обучения, воспитания и социализации обучающихся данной категории; культурой общения с педагогами, детьми с ОВЗ и их родителями.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 академических часа), в том числе лекций – 18 часов; практических занятий – 18 часов. На самостоятельную работу студентов выделяется – 45 часов, на подготовку к экзамену и участие в нем – 27 часов.

Содержание дисциплины «Специальная педагогика» включает два раздела: «Теоретические и прикладные положения специальной педагогики», «Направления практического применения психолого-педагогических технологий в образовании лиц с ОВЗ».

Фонды оценочных средств, включают следующие модели контролируемых компетенций (таблица).

Примерный перечень вопросов к экзамену:

1. Специальная педагогика как область научной и практической деятельности. Предмет, задачи специальной педагогики.

2. Этапы развития отечественной системы оказания помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.

3. Вклад супругов И.В. и Е.Х. Маляревских в создание системы оказания помощи детям с проблемами в развитии.

4. Роль Е.К. Грачевой в организации помощи детям с интеллектуальными нарушениями.

5. Деятельность В.П. Кащенко по развитию отечественной системы специального образования.

6. Значение научных концепций Л.С. Выготского для становления и развития специальной психологии.

7. Основные категории и понятия специальной педагогики: «обучение»

8. Основные категории и поня.тия специальной педагогики: «воспитание»

9. Основные категории и поняти.я специальной педагогики: «развитие».

10. Основные категории и понятия специальной педагогики: «коррекция».

11. Основные категории и понятия специальной педагогики: «компенсация»

12. Основные категории и понятия с.пециальной педагогики: «социальная реабилитация».

13. Основные категории и понятия специальной педагогики: «социальная адаптация».

14. Основные категории и понятия специальной педагогики: «интеграция»

15. Характеристика понятия «дидактический принцип». Определение дидактических принципов, реализуемых в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

16. Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения.

17. Принципы научности и доступности в обучении.

18. Принципы систематичности и последовательности в обучении.

19. Принцип наглядности в обучении.

20. Принцип коррекционной и практической направленности обучения.

21. Принципы индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Модели контролируемых компетенций

Формируемые компетенции

Планируемые результаты освоения компетенций

Формы и методы контроля и оценки

ОК-6. Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

готов использовать в профессиональной деятельности знания в области основных законодательных актов РФ, направленных на защиту прав и социальную поддержку детей с ОВЗ; способен строить профессиональную деятельность в соответствии с нормами профессиональной этики

устный опрос; контрольная работа; защита докладов с презентациями, участие в обсуждении, дискуссия; проверка конспектов; проверка глоссария

ОПК-4. Знание морфофункциональных, социально-психологических особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и тендерных групп

обладает способностью выделять основные структурные компоненты образовательных программ для детей с ОВЗ; способен учитывать и соотносить при анализе образовательных программ Знание морфофункциональных, социально-психологических особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и тендерных групп и условия получения образования; при разработке и реализации основных и дополнительных образовательных программ учитывает особенности усвоения образовательного материала и способы деятельности, с помощью которых дети с ОВЗ овладевают знаниями, умениями и навыками; определяет долгосрочные и краткосрочные цели и задачи образовательной программы; время, которое должен затратить обучающийся с ОВЗ на освоение образовательной программы; способы оценки успехов обучающегося; способен разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы для детей с ОВЗ; отслеживает реализацию принципов обучения и воспитания детей с ОВЗ в содержании разрабатываемых программ; способен выявлять и создавать комплекс организационных и психолого-педагогических условий, определяющих успешность реализации основных и дополнительных образовательных программ для ОВЗ

устный опрос; участие в работе круглого стола; проверка работ по анализу действующих программ; проверка программы одного из разделов учебного курса (по выбору студента)

ОПК-8. Знание потребностей человека, его ценностных ориентаций, направленности личности, мотивации в деятельности, установок, убеждений, эмоций и чувств

осуществляет рациональный выбор методов и приемов контроля и оценки результатов овладения программным содержанием детьми с ОВЗ; способен к организации и проведению аттестационных процедур по оценке результатов овладения детьми с ОВЗ образовательными и коррекционно-развивающими программами в стандартных и нестандартных профессиональных ситуациях; готов к выявлению и преодолению трудностей в обучении детей с ОВЗ

дискуссия; проверка аннотаций статей; контрольная работа; эвристическая беседа

ПК-8. Знание закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций

планирует диагностическую программу для детей с ОВЗ, направленную на выявление особых образовательных потребностей; организует и проводит диагностику детей с ОВЗ; способен качественно и количественно проанализировать результаты диагностики детей с ОВЗ и на основании полученных результатов наметить пути удовлетворения его особых образовательных потребностей

проверка диагностической программы психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ; проверка работы по анализу результатов психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ; проверка характеристики на детей с ОВЗ

Окончание табл.

ПК-9. Умение способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний

при решении профессиональных задач учитывает особенности усвоения образовательного материала и способы деятельности, с помощью которых дети с ОВЗ овладевают знаниями, умениями и навыками; способен решать профессиональные задачи с учетом методик организации деятельности обучающихся по овладению содержанием образовательных и коррекционно-развивающих программ; способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом принципов, сущности, содержания, структуры, технологий, форм и условий реализации образовательных программ для детей с ОВЗ; готов к проведению уроков (занятий) по учебным предметам (общеразвивающим занятиям) и коррекционным курсам в условиях реальной практики под руководством педагога-дефектолога в стандартных и нестандартных профессиональных ситуациях; способен разработать индивидуальную образовательную траекторию ребенка с ОВЗ с учетом принципов построения и способов структурирования адаптированной образовательной программы; способен к согласованию мотивов, целей деятельности и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; готов к организации и совершенствованию коррекционно-развивающей образовательной среды, способствующей развитию деятельности детей с ОВЗ, направленной на освоение ими образовательных и коррекционно-развивающих программ

деловая игра; устный опрос; проверка конспектов; проверка обзора и аннотирования статей по проблеме

22. Методы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

23. Классификация дидактических методов (методы обучения) на основе источника получения знаний.

24. Характеристика словесных методов обучения.

25. Наглядные методы обучения.

26. Практические методы обучения.

27. Формы организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

28. Урочные формы организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

29. Внеурочные формы организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

30. Система образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.

31. Система образования обучающихся с нарушениями слуха.

32. Система образования обучающихся с нарушениями зрения.

33. Система образования обучающихся с нарушениями речи.

34. Система образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

35. Система образования обучающихся с задержкой психического развития.

36. Система образования умственно отсталых обучающихся.

Формы и методы оценки результатов:

Участие в работе семинара. Критерии оценивания: качество и полнота усвоения и освещения фактического материала – 1 балл; участие в дискуссии – 1 балл; логика построения ответа – 1 балл; недублирование ответа в дополнениях – 1 балл; подкрепление ответа примерами – 1 балл; максимальный балл – 5 баллов.

Контрольная работа – одна из форм контроля уровня знаний студента и ориентирования его в вопросах, ограниченных объемом учебной тематики, предусматривающая четкое структурирование материала (наличие плана работы); привлечение достаточного количества литературных источников по теме; использование достоверного и современного материала; соответствие правилам оформления научной работы. Критерии оценивания: смысловая адекватность первоисточнику – 1 балл; логика изложения материала – 1 балл; информационная полнота – 1 балл; стилевая однородность (выдержанность в строго научном стиле) – 1 балл; наличие обобщений – 1 балл; максимальный балл – 5 баллов.

Реферат. Критерии оценивания: использование достоверного и современного материала: – 2 балла; привлечение достаточного количества литературных источников по теме – 1 балл; соответствие правилам оформления научной работы – 1 балл; четкое структурирование материала (наличие плана работы) – 1 балл; максимальный балл – 5 баллов.

Примерная тематика рефератов:

Интегрированное и дифференцированное обучение детей с ОВЗ в РФ.

Проблема социальной адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы для детей с ОВЗ.

Международные и национальные правовые акты, направленные на обеспечение социальной поддержки детей с ОВЗ.

Современные психолого-педагогические методы диагностики ОВЗ.

Актуальные проблемы теории и практики обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Творческий проект (презентация с элементами слайд- и видео-шоу). Презентация с элементами слайд- и видео-шоу – публичная защита самостоятельно выполненного творческого проекта, направленного на стимулирование активно-познавательной деятельности в ключе рамочного задания, не имеющего детально проработанной структуры, ориентирующегося на логику и интересы участников проекта. Критерии оценивания: Информативная насыщенность, четкость и лаконичность текста «за кадром» и текста, отображенного в видеоряде – 2 балла; грамотность подбора, логика и композиционное единство визуального ряда и звукового сопровождения – 2 балла; соответствие дизайна презентации ее целям и проблеме проекта – 1 балл; соразмерность времени, отводимого в презентации на аналогичные по значимости структурные части – 1 балл; общее восприятие презентации, эмоциональность, убедительность – 1 балл; ярко выраженная авторская концепция презентации – 3 балла; максимальный балл – 10 баллов.

Примерный перечень творческих проектов:

Эстетическая организация среды как условие формирования эстетической воспитанности детей с ОВЗ.

Пути формирования эстетического опыта у детей с ОВЗ.

Формирование навыков культурного поведения детей с ОВЗ.

Нравственное воспитание в труде детей с ОВЗ.

Игра как средство нравственного воспитания детей с ОВЗ.

Составление глоссария. Глоссарий – разновидность словаря, включающего толкование узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний (в данном случае – в области философии и конкретных философских учений) с их комментариями, примерами и переводом на другой язык (последнее – при необходимости). Критерии оценивания: качество и полнота представленного понятийного ряда – 2 балла; полнота данных определений, их соответствие основной тематике глоссария – 2 балла; качество использованных источников – 1 балл; максимальный балл – 5 баллов.

Примерный перечень заданий:

Составление глоссария к разделу «Теоретические и прикладные положения специальной педагогики»

Составление глоссария к разделу «Направления практического применения психолого-педагогических технологий в образовании лиц с ОВЗ»

Эвристическая беседа – один из типов практического занятия, построенного на обсуждении заранее подготовленных сообщений по каждому вопросу плана. Она может быть проведена в форме блиц-опроса, предполагающего короткие вопросы преподавателя к группе студентов и короткие ответы студентов, демонстрирующие быстроту реакции, четкость формулировок. Во время эвристической беседы оцениваются как ответы, так и дополнения. Критерии оценивания: качество и полнота освоения и освещения фактического материала – 1 балл; объективность анализа идей и процессов – 1 балл; логика ответа – 1 балл; недублирование ответа в дополнениях – 1 балл; подкрепление ответа текстом источника при грамотной трактовке источникового материала – 1 балл; максимальный балл – 5 баллов.

Примерная тематика эвристических бесед:

1. Новое в организации обучения и воспитания детей с ОВЗ

2. Учет индивидуальных возможностей и потребностей при выборе образовательного маршрута ребенка с ОВЗ

Деловая игра – это форма и метод организации образовательного процесса, через проживание специально смоделированной ситуации, позволяющей раскрыть и закрепить необходимые в работе знания, умения и навыки. Критерии оценивания: обсуждение поставленной задачи и предварительный обмен мнениями – 1 балл; самопрезентация участника игры и результатов своей работы – 1 балл; активность участника в процессе игры – 1 балл; полнота раскрытия темы задания – 1 балл; владение терминологией – 1 балл; максимальный балл – 5 баллов.

Примерная тематика деловых игр:

«Особенности взаимодействия участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ»

«Консультирование семей, воспитывающих детей с ОВЗ по вопросам организации их обучения и воспитания»

«Круглый стол» – это одна из форм организации обмена мнениями. При проведении круглого стола студенты получают возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон. Критерии оценивания: знание и понимание обсуждаемой проблемы – 1 балл; масштабность, глубина, оригинальность суждений – 1 балл; аргументированность, взвешенность, конструктивность предложений – 1 балл; умение отстаивать свою точку зрения – 1 балл; активность в обсуждении – 1 балл; общая культура и эрудиция – 1 балл; максимальный балл – 6 баллов.

Примерная тематика «круглых столов»:

Круглый стол, приуроченный к 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского «Идеи Л.С. Выготского в современной теории специальной педагогике»

«Современная специальная (коррекционная) школа. Условия повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса».

«Кейсы». Метод обучения, при котором студенты участвуют в непосредственном обсуждении конкретных профессиональных ситуаций или задач. Кейсы читаются, изучаются и обсуждаются студентами. В ходе работы над кейсами развиваются умения применять знания в решении профессиональных проблем, формируются навыки анализа информации, принятия решений, их аргументации и презентации. Критерии оценивания: активность работы – 1 балл; быстрота выполнения заданий – 1 балл; краткость и четкость изложения – 1 балл; аргументированность и взвешенность предложений, идей – 1 балл; этика ведения дискуссии – 1 балл; максимальный балл – 5 баллов.

Примерные варианты заданий:

Долгое время в практике обучения детей с ОВЗ метод программированных заданий не находил широкого применения. На сегодняшний момент элементы программированного обучения активно используются педагогами-дефектологами в их практической деятельности. Включение этого метода в образовательный процесс специальной (коррекционной) школы выявило его достоинства и недостатки.

Задания и вопросы:

1. Почему долгое время педагоги-дефектологи не использовали в своей профессиональной деятельности метод программированных заданий?

2. Раскройте достоинства и недостатки использования элементов программированного обучения при работе с детьми с ОВЗ.

3. На каких этапах урока чаще всего применяются элементы программированного обучения? Почему?

4. Какие дидактические функции выполняет метод программированных заданий?

5. С опорой на учебную программу, учебники и рабочие тетради для специальной (коррекционной) школы по одной теме учебной дисциплины (по выбору) разработайте серию программированных заданий разной степени сложности.

6. А.С. Белкин в книге, посвященной нравственному воспитанию детей с нарушениями интеллекта пишет: «Воспитание навыков и привычек общественного поведения – … важнейшая задача вспомогательной школы. На пути решения этой проблемы возникает много трудностей, обусловленных особенностями умственно отсталых».

Задания и вопросы:

1. Назовите особенности детей с нарушениями интеллекта, затрудняющие процесс формирования у них навыков нравственного общественного поведения.

2. Какие основные трудности испытывают учителя и воспитатели специальных (коррекционных) школ при формировании у учащихся нравственного поведения?

3. Каким образом преодолеваются эти трудности?

4. Кроме вышеупомянутой задачи, в специальной (коррекционной) школе решается целый ряд задач нравственного воспитания. Назовите и раскройте их.

К методическим указаниям для обучающихся по освоению дисциплины «Специальная педагогика» можно отнести следующие положения. Дисциплина «Специальная педагогика» включает в себя вопросы как теоретического, так и практического характера и включает в себя разделы, посвященные теоретико-методологическим вопросам организации помощи лицам с ОВЗ, а также частные вопросы, связанные с освещением технологий социальной адаптации и реабилитации лиц, имеющих различные нарушения развития. Изучение материала по дисциплине «Специальная педагогика» предполагает проведение занятий в форме лекций и практических занятий. Целью лекций является организация целенаправленной познавательной деятельности студента по овладению программным материалом учебной дисциплины. В процессе лекционного занятия студенты усваивают связное последовательное изложение материала в соответствии с новейшими данными науки. Особенную значимость лекции приобретают при изучении нового курса, такого как «Специальная педагогика», по которому отсутствуют современные учебники и учебные пособия. Содержание лекций должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие изучаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности (целостность, научность, доступность, систематичность, наглядность и др.). Эффективность лекций может быть повышена за счет рационального использования информационных компьютерных технологий, которые сокращают затраты времени на чисто техническую работу, связанную с воспроизведением и прочтением плана лекций, рекомендуемой литературы, записью определений. Применение на лекциях демонстрационных вспомогательных средств повышает интерес к изучаемому материалу, концентрирует и активизирует внимание студентов, способствует более прочному запоминанию содержания курса.

Начало изучения учебной дисциплины «Специальная педагогика» должно быть посвящено раскрытию цели и задач данного курса. С этой целью рекомендуется проведение вводной лекции, на которой преподаватель должен показать, каким образом полученные в ходе обучения знания могут помочь студентам в реализации их исследовательской и будущей профессиональной деятельности. Необходимо ознакомить студентов с программой курса, представить список основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов, дать необходимые рекомендации по самостоятельной работе. Программная лекция проводится в соответствии с учебной программой курса и является основным типом лекционных занятий. В конце курса рекомендуется проведение обзорной лекции, которая представляет собой систематизацию знаний по дисциплине на более высоком уровне.

Практические занятия являются важной формой организации образовательного процесса и выполняют многогранную роль: стимулируют студентов на регулярное изучение первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу; закрепляют знания, полученные на лекциях, в ходе самостоятельной работы; позволяют студентам проверить правильность ранее полученных знаний, систематизировать их, вычленить в них наиболее важное, существенное; способствуют формированию навыков самостоятельной работы, устных выступлений, умения участвовать в дискуссии, свободно оперировать терминологией, понятийным и категориальным аппаратом по дисциплине. Благодаря систематическим практическим занятиям преподаватель может контролировать самостоятельную работу студентов, степень их внимательности к изучаемому материалу.

Рекомендуется следующая последовательность подготовки студентов к практическим занятиям по дисциплине.

1. Изучение заданий и вопросов, выносимых на обсуждение. Знакомство с источниками из списка рекомендованной литературы. Ознакомление с методическими рекомендациями преподавателя.

2. Внимательное изучение конспекта лекций по теме практического занятия, при необходимости его доработка.

3. Изучение вопросов по теме с использованием основной и дополнительной литературы, а также поиск электронных ресурсов, раскрывающих вопросы изучаемого материала.

В ходе практических занятий по дисциплине «Специальная педагогика» используются следующие формы организации учебной работы студентов: круглый стол; дискуссия; мозговой штурм; деловая игра.

Организация «круглого стола» предполагает формулировку преподавателем основных вопросов, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть проблему. В ходе занятия вопросы распределяются по подгруппам с целью их разбора участниками круглого стола и последующей целенаправленной подготовки ответа на них. В процессе подготовки круглого стола преподаватель может привлечь приглашенных специалистов для освещения специфических вопросов (члены семей детей с нарушениями интеллекта, сами дети с нарушениями интеллекта, социальные работники, специалисты центров занятости и т.д.). В процессе проведения круглого стола вопросы разбираются в определенной, заранее продуманной последовательности. К круглому столу студенты могут заранее подготовить выступления. По окончании доклада выступающему задаются вопросы, слушатели могут высказать свое мнение, обосновывая свою точку зрения. Также по теме доклада может быть организована дискуссия.


Библиографическая ссылка

Данилова А.М., Евтушенко И.В. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-1. – С. 10-18;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11204 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674