Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ КАК ЦЕЛЬ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ЗАПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА

Ширинкина Е.В. 1
1 Сургутский государственный университет
1. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В. Оценка процесса реформирования высшего образования в России // Экономика, социология и право. – 2016. – № 10. – С. 20–24.
2. Ширинкина Е.В., Хадасевич Н.Р. Проблемы формирования человеческого капитала в условиях реформирования образования // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 10–1 (52). – С. 92–95.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Изд-во «Омега-Л», 2013. – С. 3.
4. Ширинкина Е.В., Кауфман Н.Ю. Особенности трансформации знаниевого подхода обучения к компетентностному в образовании // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 11–1. – С. 225–228.

Очевидно, что высшие образовательные учреждения, осваивая новую двухуровневую систему образования, только адаптировались к условиям компетентностного подхода обучения, выпустив лишь 2 поколения бакалавров, как столкнулись с новой проблемой – самостоятельно разрабатывать профессиональные компетенции на основе принимаемых профессиональных стандартов, а также многочисленными иными проблемами, сопряженные с этим переходом [1, с.20]. Результаты проведенного мониторингового исследования доказывают автономность функционирования новой системы высшего образования относительно рынка труда и обуславливают необходимость формирования и развития единого образовательного и профессионально – компетентностного пространства [2, с. 92]. Следовательно, необходимо единые принципы и походы в выработке компетенций со стороны системы образования и предприятий. Слияние всех проблем может быть разрешено только на уровне вузов, и при этом избежать возникающий на этой почве антагонизм.

Введена категория «компетенции» как результаты освоения основной образовательной программы, однако в Федеральном Законе [3] не прописано, что такое результаты освоения, но отражаются требования к освоению компетенций. В этой связи мы разделяем категории «компетенции» и «результаты обучения». Так, под компетенцией необходимо понимать цель образовательной программы, которая ориентирована на запрос современного рынка труда, а также на удовлетворение потребности личности. Безусловно, что цель-это нечто абстрактное, но, вместе с тем, эта доля абстракции должна измеряться и доказывать, что это существует. К результатам обучения необходимо отнести оценку достижения поставленной цели, т.е. оценку овладения этими компетенциями [4, с.225].

Вместе с тем, реальная практика трудоустройства показывает, что на собеседовании с работодателем, его, прежде всего, интересует первично умение работать в команде, коммуникабельность, а это нечто иное, как универсальные компетенции, которые не относятся к конкретной профессиональной деятельности на рынке труда. Таким образом, вновь парадоксальная ситуация: вузы в результате итоговой государственной аттестации проверяют выпускника на освоение общепрофессиональных и профессиональных компетенций, не уделяя внимание общекультурным (универсальным), тогда как работодателей, в первую очередь, интересует наличие у выпускников именно этих универсальных компетенций. Сами же профессиональные компетенции работодателем оцениваются на втором этапе собеседования, кроме того, сами работодатели утверждают, что для них не нужен специалист для конкретного рабочего места, поскольку сами этому научат в процессе работы. Таким образом, рынок труда в лице работодателей заявляет, обращаясь к вузам: «Вы дайте студентам необходимые теоретические знания в вопросах профессиональной деятельности, умения мы сами привьем, а за владения даже не беритесь!», т.е. преимущественно от работодателей требуется лишь способность осваивать.

Поскольку освоение компетенций должно быть измеримо, то это измерение осуществляется через результаты обучения. Очевидно, что в отличие от компетенций, которые формулируются как некая цель, главным требованием для результатов обучения является их измеримость. При этом они должны быть не просто измеримы, а измеримы дифференцированно, т.е. не просто измерить, знают или не знают, умеют или не умеют, а в системе образования необходимо получать ответ на вопрос: «Как он знает?».

Так, в составе типичных ошибок вузов при формировании образовательных программ можно отметить следующие: результаты обучения никак не связаны с целями, задачами программы; при описании результатов обучения говорят об обучении, а не представлении результатов; используются такие глаголы как «понимать», «изучать»; используются длинные сложные предложения при формулировании результатов обучения; в описании программы дается слишком много результатов обучения. Таким образом, работа на результаты обучения для преподавателя – принятие решений о том, что нужно давать студентам на определенном отрезке времени, учитывая ограниченность человеческих, финансовых, материальных ресурсов и времени.


Библиографическая ссылка

Ширинкина Е.В. КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ КАК ЦЕЛЬ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ЗАПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-1. – С. 83-84;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11237 (дата обращения: 19.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074