Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Соколова Н.А. 1 Вахуренкова Е.Н 1
1 ТвГУ
1. Баранова, М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005.
2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003. – 104 с.
4. Гонина О.О. Основы психологии: краткий курс лекций. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016. – 140 с.
5. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для бакалавриата / О.О. Гонина. – М.: Изд-во «Юрайт», 2016. – 465 с.

Ребенок, когда приходит в сад, похож на «пластилин». Основа для пластилина – это семья. Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он получает первые знания, представления об окружающем мире, о том, как надо вести себя в обществе. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды. Поступление в сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Приходя в сад, он пытается использовать в жизни всё то, чему научился и узнал дома. Мы, взрослые, начинаем «лепить», т.е. помогаем формировать стать всесторонне развитой личностью, используя различные педагогические методы и приёмы. Также нельзя забывать и о том, что меняется и социальная среда для ребенка: он попадает в более широкий круг общения людей, ещё пока ему незнакомый. Уже здесь он сталкивается с правилами и моралью нового для него общества. Безусловно, ему тяжело, иногда непонятно. Причём не только ребенку, но и родителям, у которых бывает, преобладает субъективная оценка происходящего. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт. То есть общая задача взрослых заключается в том, чтобы совместными усилиями помочь ребенку преодолеть возрастные адаптационные трудности в дружелюбной форме. Таким образом, учим находить компромисс. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптации детей к условиям МДОУ. Прежде чем рассматривать факторы адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, надо дать понятие, что такое адаптация. Адаптация по А.А. Ершову [1,159] понимается как единство стресса (общего адаптационного синдрома), памяти и доминанты. С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение и новые взрослые. Все эти изменения не следуют один за другим, а обрушиваются на ребенка как «снежный ком», вызывая стрессовую ситуацию. Малышу необходимо «адаптироваться», то есть приспособиться к этому «новому». В процессе адаптации неизбежно возникает противоречие между возможностями ребенка и требованиями социальной среды. В первую очередь, привыкание детей к новым условиям протекает на уровне физиологическом и на уровне психологическом.

Физиологический

(надо привыкнуть)

Психологический

(предстоит привыкнуть)

1. Новый режим

2. Новая пища

3. Новая микросреда

1. Отсутствие значимого взрослого

2. Невозможность уединения

3. Требования к самостоятельности (необходимость самому справляться с возникающими проблемами)

4. Необходимость самоограничения

Зависит от:

Зависит от:

1. Возраста

2. Состояния здоровья, уровня иммунитета

3. Состояния нервной системы

4. Образа жизни, привычек семьи

5. Сформированности навыков самообслуживания

1. Индивидуальных особенностей ребёнка (тип темперамента)

2. Степени привязанности к взрослым

3. Уровня самостоятельности

4. Уровня тренированности адаптационных механизмов

5. Знания и выполнения простейших социальных навыков

6. Психологического состояния на момент поступления в сад.

Учитывая выше перечисленное, недаром советуют родителям не отдавать сразу ребенка в сад на весь день. Рекомендуется водить постепенно, при этом соблюдая установленный режим дня в саду и придерживаться его по возможности дома. Но, к сожалению, не все родители прислушиваются к рекомендациям воспитателей и других специалистов. В результате чего дети тяжело переносят режимные моменты: начинают плакать, капризничать. Работая в саду, не раз наблюдала такие ситуации, например: Паша С., привыкший гулять с мамой пока ему не надоест, с криком возвращался с прогулки и не давал себя раздевать; Илья В. долго не засыпал в тихий час, так как в это время дома он еще играл; Лера С., привыкшая быть всегда в центре внимания и заботы взрослых, засыпала в тихий час только, когда около ее кровати находился воспитатель. Был случай, когда ребенок сразу стал посещать детский сад с 7.00 до 18.30 с первого дня пребывания, в результате чего стал замкнутым, заходил в группу со слезами, засыпал, сидя в постели, и не давал себя раздевать. Когда беседуешь с родителями о постепенном посещении детского сада, то не всегда находишь понимание, многие из них ссылаются на ограниченность времени, боязнь потерять хорошую работу. И тогда воспитатели, поставленные в такие ограниченные рамки, не находя поддержки и взаимопонимания со стороны родителей, с трудом достигают основной цели адаптации. Цель адаптации – достичь оптимума эффективности деятельности, обеспечить развитие организма, человека и, как минимум, сохранить их жизнеспособность функционирование в своей целостности[1,159].

Есть еще одно определение, представленное кандидатом психологических наук Гониной О.О.: адаптивность – врожденная и приобретенная способность человека к приспособлению к окружающим условиям. Из формулировки данного определения четко прослеживается, что на процесс адаптации влияют как психологические факторы, так и социальные. К психологическим факторам относятся психические и возрастные свойства личности, темперамент, а к социальным – влияние природной среды и микросоциума (ближайшее социальное окружение ребенка), взаимное приспособление личностей, групп путём усвоения ролей, норм, способов, форм взаимодействия в определённых условиях. Совокупность данных факторов не только влияет на процесс адаптации, но и направляет ее ход, формирует динамику и конечный результат [5,20].

Темперамент рассматривают как сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, которые характеризуют динамическую, эмоционально-волевую стороны её поведения и деятельности, обусловленные типом высшей нервной деятельности. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы образуют четыре резко очерченных типа высшей нервной деятельности, каждому из которых соответствует определенный тип темперамента: 1) сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник); 2) сильный уравновешенный инертный тип (флегматик); 3) сильный неуравновешенный тип (холерик); 4) слабый тип (меланхолик) [4 ,67].

Каждый ребенок с первых дней жизни обладает индивидуальным природным темпераментом. Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому, по словам Р.М. Грановской, конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и опыта.

Темперамент ребенка непосредственно влияет на его адаптацию к детскому саду. Так, например: Лера С. в группе ни с кем не играла, постоянно находилась около воспитателя, попытки педагога вовлечь ребенка-меланхолика в совместные игры с другими детьми заканчивались неудачей. В разговоре с мамой выяснилось, что дома девочка не отходит от нее, даже спит и играет с игрушками только в ее присутствии, не любит никаких нововведений.

Дарина И. – стеснительный, неторопливый, спокойный ребенок, флегматик. С удовольствием играла одна в настольно-печатные и другие игры. Ей комфортно было играть с самой собой. На контакт с детьми шла неохотно.

Алеша Л., ребенок-холерик, в присутствии 1–2 человек вел себя спокойно. Когда в группе находилось более 5 человек, он менялся на глазах: частично готов был примириться с действующими для всех правилами и сдерживать свои чувства и эмоции на непродолжительный период времени, провоцировал конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями.

Арина П. с удовольствием включалась в любую деятельность, выполняла предложенные поручения, отзывалась на просьбы детей, легко знакомилась и шла на контакт, девочка любопытна, незлопамятна. Сангвиник – это самый «подходящий» для детского сада темперамент.

Знание возрастных и психологических особенностей детей необходимо в работе воспитателя для реализации индивидуального подхода к ребенку, при этом учитывается его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Различный характер реагирования на поступки ребенка – также важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду [2,30–31].

Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей, так как ведущий вид деятельности в данном возрасте – это игра. В процессе сотрудничества с взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии с взрослыми и с детьми в группе. Поэтому необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад. И очень хотелось бы, чтобы в этот период родители задумались бы над словами Бенджамина Спока: «Детский сад не заменяет дом; он только дополняет его».

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от микросреды. Микросреда – это ближайшее окружение ребенка (родители, родственники, соседи, педагоги, друзья и др.). Влияние микросреды на психическое развитие ребенка особенно значимо, в первую на ранних этапах онтогенеза. Именно родительское воспитание играет решающую роль в формировании целостной личности ребенка. Оно определяет многое: особенности общения ребенка с окружающими, самооценку, результаты деятельности, творческий потенциал ребенка и др. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка закладывает основы целостной личности. С возрастом социальное окружение ребенка постепенно расширяется. Вне социального окружения ребенок не может полноценно развиваться [5,22]. От того с каким настроением приходит малыш в сад в большинстве случаев зависит от взаимных установок в семье. Все страхи, опасения родителей дети чувствуют и тоже переживают вместе с ними, а это отражается на поведении ребенка (например, утром при расставании мама начинает плакать, и ребенок делает то же самое что и мама). При поступлении ребенка в детский сад особое значение имеет его физическое состояние здоровья, особенно если он инвалид. Согласно ФГОС на этого ребенка необходимо разработать отдельную программу развития, проводить соответствующие профилактические мероприятия. В моей практике был такой ребенок, у него имелась родовая травма правой руки (он ее не разгибал). Илья ел и рисовал левой рукой, не все упражнения с предметами мог выполнять, одеваться и раздеваться самостоятельно полностью не мог. Учитывая ограниченность подвижности руки и рекомендации врачей – специалистов, для этого ребенка были внесены изменения в образовательную область «физическое развитие». Что касается других образовательных областей, то там изменений не было, т.к. Илья не имел отклонений в своем развитии по другим образовательным областям. Очень радовало то, что взаимные установки в семье, определенная тактика поведения родителей, совместная деятельность воспитателей и родителей помогали малышу чувствовать себя полноценным членом группы.

Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.), между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух и трехлетнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.

Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, педагог должен обращать их внимание на эту сторону воспитания, раскрыть основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность. Он может показать характерные ошибки, дать советы, как отучить малыша от нежелательных привычек, раскрыть значение своевременного формирования необходимых навыков и полезных привычек для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период [3, 32].

У меня в группе был мальчик Вова С., который в возрасте 4 лет не умел самостоятельно раздеваться и одеваться. В результате индивидуальных бесед с родителями, а также их наблюдений за детьми такого же возраста, как и их сын, родители Вовы убедились в необходимости формирования соответствующих культурно-гигиенических навыков. В дальнейшем можно было наблюдать следующую картину: утром Вова под словесным руководством папы раздевался и убирал свои вещи в шкаф, хотя при этом и капризничал.

Научить ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми – одна из общих задач родителей и воспитателей. На это должна быть направлена работа детского сада с семьей. В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотипов общения. Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Многие дети, придя в сад, ведут себя так, как и дома. У меня в группе был мальчик Арсений, который разговаривал с взрослыми в командном тоне и на «ты», детям постоянно указывал, что и как надо делать. В результате наблюдений, бесед с ребенком и родителями выяснилось, что главная в семье мама – предприниматель, папа занимается домашними делами, все пожелания и прихоти Арсения исполняются незамедлительно.

Поэтому, знакомясь с каждым ребенком своей группы до его поступления в детский сад, воспитатель узнает особенности его развития и поведения, и если необходимо, вносит соответствующие коррективы в форме совета и убеждения родителей.

Таким образом, признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Итак, факторы адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения являются: физическое состояние здоровье ребенка, его психологические и возрастные особенности, темперамент, влияние микросоциума, умение общаться с взрослыми и сверстниками, ведущая деятельность. Я согласна с высказыванием Д.Б. Эльконина, который утверждал следующее: «Развитие человека есть результат взаимодействия следующих факторов: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психические новообразования и возрастные кризисы развития» [5,26].


Библиографическая ссылка

Соколова Н.А., Вахуренкова Е.Н ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-1. – С. 102-105;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11260 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674