Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ПРЕДМЕТ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТАМИ-ЭКОНОМИСТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Кузнецов В.В. 1, 2
1 Уфимский государственный авиационный технический университет
2 Уфимский государственный нефтяной технический университет
1. Кузнецов В.В. Современные наукоемкие технологии – 2008. – № 7. – С.79–82.
2. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 303 с.
3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2007. – 704 с.
4. Кузнецов В.В. Международный журнал экспериментального образования – 2015. – №11. Часть 1. – С.45–46.

Предмет «Концепции современного естествознания» (КСЕ) рассматривает, как известно, основные достижения совокупности наук о природе (в первую очередь физики, химии, геологии, космологии, биологии) и призван заменить полноценные курсы этих дисциплин для студентов гуманитарных и экономических специальностей высших учебных заведений. Ранее [1] были изложены основные проблемы, связанные с преподаванием этой дисциплины в техническом вузе. В Уфимском государственном нефтяном техническом университете (УГНТУ) дисциплину КСЕ в течение одного семестра изучают студенты-первокурсники экономических специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», а также «Налоги и налогообложение». В программу обучения входил лекционный курс и практические занятия. Далее студенты сдавали письменный коллоквиум и в конце семестра – дифференцированный зачет. Ранее [4] нами был осуществлен краткий анализ успеваемости студентов двух потоков за два последовательных учебных года по данному предмету. В настоящей работе представлен сравнительный анализ успеваемости по КСЕ студентов, поступивших в УГНТУ в 2013, 2014 и 2016 году. Для сравнения были выбраны три группы. При этом номер группы соответствует одной и той же специальности. Таким образом, можно проследить динамику успеваемости на данном временном отрезке при одинаковых программных требованиях и времени обучения в каждой группе.

Оценки

на зачете

Номера групп и успеваемость ( %)

2013–14 учебный год

2014–15 учебный год

2016–17 учебный год

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Отл.

Хор.

Удовл.

Неуд.

30

40

30

-

31

45

14

10

32

32

16

20

-

6

35

59

5

15

70

10

8

17

54

21

33

43

19

5

44

22

34

-

14

36

50

-

Успеваемость

100

90

80

41

90

79

95

100

100

Качество

70

76

64

6

20

25

76

67

50

Средний балл

4.00

3.97

3.74

2.47

3.15

3.13

4.05

4.11

3.57

Результаты анализа представлены в таблице.

Прежде всего, обращает внимание определенное улучшение учебных показателей у студентов 2016 года поступления. Это наглядно просматривается по всем трем итоговым параметрам: успеваемости ( % оценок без «двоек»), качеству ( % оценок без «двоек» и «троек») и среднему баллу. Вместе с тем очевидны и проблемы, влияющие на снижение качества знаний. Их можно кратко суммировать в одной фразе: весьма посредственная школьная база знаний по естественнонаучным дисциплинам, в первую очередь, по физике и химии. А ведь эти знания просто необходимы будущим экономистам предприятий по добыче нефти и газа, а также нефтеперегонных и нефтехимических заводов. Вот типичные вопросы из билетов зачета, вызвавшие затруднения у большого числа студентов:

• Первое начало термодинамики. Его общее выражение и вид для изохорного процесса.

• Континуальная концепция. Гармоническое колебание и его уравнение.

• Концепция химического строения. Изобразить структурные формулы всех возможных изомеров состава С2Н6О.

• Концепция окисления-восстановления в химии. Назвать окислитель и восстановитель в представленной химической реакции.

• Суть теории креационизма.

Этот список можно было бы продолжить и далее. Весь материал достаточно подробно излагался в лекциях и прорабатывался на практических занятиях. Помимо этого в начале курса студентам был рекомендован ряд удачных, на мой взгляд, учебных пособий по КСЕ, в частности монографии [2, 3]. Однако, статистика трех лет показывает, что параметр качества в отдельных группах близок к 50 % либо не намного выше. Особенно провальными являются результаты 2014–15 учебного года. Главный вывод: решение проблемы требует как повышения школьного уровня преподавания физики и химии, так и организации специальных дополнительных занятий в вузах для проблемных студентов по данным дисциплинам.

В дальнейшем предполагается дополнить представленный анализ статистикой последующих лет.


Библиографическая ссылка

Кузнецов В.В. ПРЕДМЕТ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТАМИ-ЭКОНОМИСТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-2. – С. 173-174;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11490 (дата обращения: 30.11.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074