Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Стукаленко Н.М. 1 Касымова А.А. 1
1 Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова
1. Лихачев Д.С. Основы коммуникации. – М.: Наука, 2003.
2. Зинин С.А. Применение коммуникативной технологии. – М., 2006.

Будущий работник для успешной профессиональной деятельности должен обладать коммуникативной культурой. В профессиональной сфере коммуникативная культура включает в себя систему профессиональных знаний, умений и навыков в организации взаимодействия людей, способствующих установлению психологического контакта с любыми партнерами, точному восприятию и пониманию в процессе общения, прогнозу поведения партнеров по направлению их поведения к желательному результату.

Современные исследования [1] показывают, что высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств: эмпатия, доброжелательность, аутентичность, конкретность, непосредственность и т.д. Не менее важные составляющие коммуникативной культуры: знания и умения, которые относятся к культуре речи. Основные показатели культуры речи в деловом общении: словарный запас, из которого исключаются: нецензурные и жаргонные слова; диалектизмы. Чем словарный запас богаче, тем ярче, выразительнее и разнообразнее речь; меньше она утомляет слушателей; больше впечатляет, запоминается и увлекает. Требования к хорошему стилю речи: недопустимость лишних слов; правильный порядок слов; отсутствие стандартных выражений и избитых фраз. Позволяют говорить об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры особенности развития каждой личности; уникальность её внутреннего мира и индивидуальность её деловой среды.

Профессиональное общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. В его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнером. Служебное общение – это взаимодействие людей, осуществляемое в рабочее время в стенах организации. Деловое общение включает в себя взаимодействие наемных работников; взаимодействие собственников-работодателей; происходит в организациях на различных деловых приемах, семинарах, выставках и др.

Профессиональное общение можно условно разделить на: 1) прямое – непосредственный контакт, обладает большей силой эмоционального воздействия, внушения и результативностью; 2) косвенное – когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция. Существуют виды общения: 1) вербальное осуществляется с помощью слов; 2) невербальное, средствами передачи являются позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и др. Стили профессионального общения: 1) ритуальный – главная задача партнеров в поддержании связи с социумом, подкреплении представления о себе как о члене общества; при этом партнер необходимый атрибут, его индивидуальные особенности несущественны, а существенно следование социальной, профессиональной или личностной роли; 2) манипулятивный – отношение к партнеру является средством достижения внешних по отношению к нему целей (огромное количество профессиональных задач предполагает манипулятивное общение, которое всегда включает обучение, убеждение и управление); 3) гуманистический – направлен на совместное изменение представления обеих партнеров, предполагает удовлетворение потребности в понимании; предполагает удовлетворение потребности в сочувствии и сопереживании; партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, важные и неважные в данный момент качества. Существуют ситуации, когда неуместны данное общение и его отдельные элементы. Формы профессионального общения: деловая беседа; деловые переговоры; спор; дискуссия; полемика; деловое совещание; публичное выступление; телефонные разговоры; деловая переписка. Каждому человеку присущи индивидуальный стиль поведения и индивидуальный стиль общения. Он накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Индивидуальный стиль общения зависит от индивидуальных особенностей; личностных черт; жизненного опыта; отношения к людям; характерного для данного общества вида общения [2].

Таким образом, работник должен уметь организовывать общение; владеть навыками, приемами и тактикой общения; владеть стратегией общения; разбирать жалобы и заявления; вести переговоры; управлять деловым совещанием; предупреждать и разрешать конфликты; доказывать; обосновывать; аргументировать; убеждать; достигать согласия; вести беседу, дискуссию, диалог, спор и пр.; осуществлять психотерапию; снимать стресс и чувство страха у собеседника, управлять его поведением. Общение – универсальный способ познания других людей и их внутреннего мира. Благодаря деловому общению человек приобретает свой неповторимый набор личностно-деловых качеств. Все это невозможно без коммуникативной техники общения, степень владения которой – самый главный критерий профессиональной пригодности работника.


Библиографическая ссылка

Стукаленко Н.М., Касымова А.А. О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 25-26;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11530 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674