Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ

Труфанова Е.В. 1 Шалагинова К.С. 1
1 ГОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
В работе представлен опыт работы с педагогами по созданию условий повышения трудовой мотивации. Сложности мотивации деятельности педагога определяются такими факторами, как полимотивированность трудовой деятельности, ситуационный характер большинства мотивов, их динамичность на уровне общества и на уровне организации, влияние на мотивацию индивидуальных различий работников. Приведены результаты исследования трудовой мотивации, ценностей и удовлетворенности трудом. Основываясь на выводах, сделанных по итогам изучения психологической литературы, а также проведенного нами констатирующего этапа исследования разработана программа для работы с педагогами, направленная на создание условий для повышения мотивации педагогов, выделены основные направления работы с учителями по повышению профессиональной мотивации.
мотивация
педагоги
профилактика мотивации
эмоциональное выгорание
1. Бакурадзе А., Джамулаев А. Мотивация учителей: актуальные потребности и принципы их удовлетворения или компенсации // Директор школы. – 2007. – № 10.
2. Кирдянкина С.В. Концепция «Мотивация профессионального роста педагогов» // Управление современной школой. – 2010. – № 6.
3. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе // Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 448 с.
4. Мотивация. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://besonus.narod.ru.
5. Шалагинова К.С. Опыт работы с медицинскими работниками по профилактике профессиональных деструкций. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8–3. – С. 445–450.

В настоящее время отмечается тенденция, согласно которой трудовая и профессиональная деятельности, занимающие большую часть жизни человека, воспринимаются не только как необходимость «зарабатывания денег», «выживания», но и как возможность роста и развития личностных ресурсов и потенциала каждого субъекта труда. При этом применительно к трудовой и профессиональной деятельности, как впрочем и к любой другой деятельности вообще, остро стоит вопрос о мотивации. В идеале исследователи заявляют, с одной стороны, о практически невыполнимой, а с другой, вполне реалистичной задаче – работа должна быть не просто и не столько способом заработка денег, а еще ко всему прочему – приносить удовольствие, удовлетворение. Решение данной задачи требует грамотной работы по выстраиванию системы мотивации персонала.

Справедливости ради следует отметить, что проблема мотивации в отечественной и западной науке является одной из наиболее глубоко разработанных проблем. В отечественной теории и практике вопросы мотивов, их структуры, иерархии, мотивации, подходов к ее повышению вообще и применительно к различным видам детальности (учебной, трудовой и т.д.) представлены в работах следующих классиков: А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, И.Р. Алтунина, В.С. Ильин, Р.С. Немов, А.Б. Орлов, П.М. Якобсон и др. В западной психологии наравне с отечественным опытом накоплен арсенал методик, подходов, теоретических концепций в работах Д. Аткинсон, А. Маслоу, Мак-Дугалл, Ж. Нюттен, Х. Хекхаузен и др.

Между тем проблема повышения трудовой мотивации все еще далека от своего окончательного решения, поскольку велико количество современных работников, не желающих хорошо и эффективно трудиться, грамотно и квалифицированно выполнять свои обязанности, мягко скажем, «не любящих свою работу». Причин тому несколько: непродуманная система мотивации или ее отсутствие на предприятии вообще, нездоровый психологический климат, сплетни, интриги, моббинг на рабочем месте, неконструктивная управленческая стратегия и даже «патологическая лень» ряда работников.

Особую актуальность проблема мотивации приобретает в образовательных учреждениях применительно к профессиональной деятельности педагогов. Давно отмечен особый статус педагогической профессии в системе других профессий. Речь идет не только и не столько о сложности профессии, эмоциональной напряженности, повышенной конфликтности современной образовательной среды, сколько о той ответственности, в условиях которой работает педагог (формирование личности ребенка).

Мы в своей работе не хотели бы сводить основное назначение педагога к оказанию образовательной услуги, но даже и такая формулировка ставит во главу угла вопрос о профессиональной мотивации. Учитель, которому «ничего не надо и ничего не хочется», в глазах которого только усталость и «мольба: не трогайте меня», вряд ли сможет полноценно оказать образовательную услугу, не говоря уже о воспитательных аспектах.

Таким образом, с полной уверенностью можем говорить о том, что мотивационная сфера учителя выступает главным фактором, который, с одной стороны, определяет профессиональное развитие самого педагога, задает его содержание, с другой стороны, является одним из основных элементов эффективности его деятельности (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, П.Н. Ермаков, Д.А. Леонтьев).

В своем исследовании мы остановимся преимущественно на трудах отечественных ученых о проблеме мотивации труда педагога. Данный вопрос нашел свое отражение в различных теориях и подходах. Так, в частности применительно к проблеме мотивации трудового поведения педагогов в работах таких исследователей, как В.Г. Асеев, В.В. Гузеев, применительно к проблеме психологии управления этой проблемой занимались Е.П. Ильин, Н.Н. Вересов, с позиций основ управленческой деятельности и оценки поведения педагогов в условиях инновационных преобразований, экспертизы инновационной деятельности педагога – Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков и др.

Анализ литературы по проблеме мотивации педагогов позволил нам сделать следующие выводы [1–4]:

– теории мотивации можно разделить на две группы: а) теории содержания – делают упор на исследование и объяснение того, что мотивирует и какие мотивы определяют поведение человека и б) теории процесса – разъясняют процесс развития мотивации, происходящей внутри человека;

– методы стимулирования труда педагогов напрямую зависят от мотивов, которыми он руководствуется. Использование приемов мотивирования должно быть комплексным, сочетающим методы административного, экономического, социально-психологического воздействия, тогда педагогическая деятельность будет эффективной;

– некоторые проблемы мотивации деятельности педагога определяются такими факторами, как полимотивированность трудовой деятельности, ситуационный характер большинства мотивов, их динамичность на уровне общества и на уровне организации, влияние на мотивацию индивидуальных различий работников.

Исследование по изучению мотивации педагогов проводилось нами на базе МБОУ ЦО № 6 г. Тулы. Выборку составили 15 педагогов, имеющих различный стаж педагогической деятельности. Возраст испытуемых от 20 до 50 лет.

Для изучения мотивации педагогов нами была составлена диагностическая программа, представленная следующими методиками: «Анкета оценки трудовой мотивации» К. Замфир (в модификации А. Реана); методика «Ценностные ориентации» М. Рокич; опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» А.В. Батаршев.

Анализ результатов проведенного нами исследования позволяет сделать следующие выводы.

1. Большинство опрошенных педагогов в целом удовлетворены всеми сторонами своей работы. Больше всего их удовлетворяют такие условия, как: «Режим работы», «Самостоятельность в работе», «Уровень организации труда», на эти вопросы 80 % опрашиваемых дали положительный ответ. Также респонденты на 70 % удовлетворены в целом своим трудом. 90 % педагогов не собираются увольняться с должности и в ближайшие годы останутся работать в центре образования. Большинство опрошенных считают, что экономические нововведения способствуют повышению эффективности работы. В связи со сложившейся социально-экономической ситуацией в стране 65 % опрошенных ищут дополнительные источники дохода. Все опрашиваемые педагоги оценили свой уровень активности на 90–100 %. Ответы на вопрос «Что могло бы содействовать повышению Вашей трудовой активности?» были схожие, в основном опрашиваемым не хватает свободного времени, выхода в интернет и повышения зарплаты.

2. Большинство учителей при прохождении методик отдавали предпочтения инструментальным ценностям, нежели терминальным. Инструментальные ценности, которым отдавали предпочтения в большей степени – уверенность в себе (гармония, свобода от внутренних противоречий), свобода, развитие (работа над собой, самосовершенствование), продуктивная жизнь (максимальное использование своих сил и возможностей), познание (расширение своего кругозора), материально обеспеченная жизнь, наличие верных друзей, здоровье, интересная работа, счастливая семейная жизнь. Терминальные ценности, которым отдавали предпочтения – эффективность в делах, жизнерадостность, честность, исполнительность, воспитанность, твердая воля.

Большая часть педагогов, участвующих в исследовании, в целом удовлетворены своим трудом. Нами было выявлено, что это 75 % от опрашиваемых учителей. Для них были характерны высокие баллы по следующим показателям: удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, удовлетворенность взаимоотношениями с руководством, удовлетворенность условиями труда, общая удовлетворенность. Средняя удовлетворенность трудом наблюдается у 20 % опрошенных. У них менее выражен интерес к работе, удовлетворенность условиями труда, они предпочитают выполняемую работу высокому заработку. И 5 % учителей имеют низкую удовлетворенность трудом. Они имеют общий низкий бал по всем составляющим удовлетворенности трудом.

Основываясь на выводах, сделанных по итогам изучения психологической литературы, а также проведенного нами констатирующего этапа исследования, нами была разработана программа для работы с педагогами, направленная на создание условий для повышения мотивации педагогов.

В основе работы с педагогами – групповой психологический тренинг. Каждое занятие ориентировано в среднем на 120 минут, интенсивность занятий – в идеале не реже 1 раза в неделю.

При разработке каждого занятия мы придерживались структуры классического тренингового занятия и ориентировались на прохождение трех основных этапов тренинга – вводная составляющая – разогрев, разминка, приветствие, создание мотивации, обмен ожиданиями, установками. Основная часть занятия – традиционно выполнение заданий и упражнений, несущих основную смысловую нагрузку занятия, решение одной из задач, обозначенных выше. И завершение работы, «выход» – обмен мнениями, впечатлениями, рефлексия произошедшего.

Каждое разработанное нами занятие предполагает наличие следующих составляющих (прежде всего, применительно к основной части) – краткие объяснения, выполнения специальных упражнений и их обсуждения. На занятии педагоги сидят в кругу, ведущий (психолог) стоит рядом с участниками.

В таблице представлен фрагмент программы работы с педагогами по созданию условий для повышения мотивации. Некоторые из упражнений, использованных в программе мы уже применяли в работе с медицинскими работниками на тренинге по профилактике профессиональных деструкций [5].

Данный «перенос» считаем вполне оправданным, поскольку опыт работы позволяет говорить о взаимообусловленности отсутствия мотивации и профессионального выгорания. Кроме того, на наш взгляд, можно провести параллель между профессиональной деятельностью педагогов и медицинских работников, поскольку и те, и другие – представители профессий типа «человек-человек». Именно эта категория профессиональной деятельности – группа особого риска по возникновению эмоционального выгорания.

Ниже представлены основные направления работы с учителями по повышению профессиональной мотивации.

1. Повышение профессиональной компетентности (курсы повышения квалификации, семинары, конференции, профессиональное общение) и также психологической компетентности (просветительская работа психолога, самообразование, тренинги, консультации).

2. Прохождение тренингов личностного и эмоционального роста.

3. Профилактика профессиональной дезадаптации начинающего педагога (достаточно распространенная в настоящее время практика стажерства, наставничества).

4. Переход к продуманным инновационным способам работы педагогов.

5. Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров достижений.

6. Совершенствование организационно-педагогических условий, обеспечивающих благоприятную мотивационную среду.

Программы работы с педагогами, по созданию условий для повышения мотивации (фрагмент)

№ п/п

Цель занятия

Основное содержание

1

Организация группы, знакомство с целями и задачами работы, знакомство участников группы и психолога, создание положительной мотивации

Вводное слово психолога

1. Упражнение «Знакомство»

2. Упражнение «Снежный ком»

3. Установление правил и принципов в работе в группе

4. Упражнение «Визитка»

5. Упражнение «Автопортрет»

6. Упражнение «Мотивация на успех»

7. Обсуждение результатов занятия

8. Ритуал прощания

2

Психологическое просвещение педагогов по проблеме, повышение мотивации

1. Упражнение «Приветствие»

2. Мини-лекция «Проблема мотивации персонала»

3. Упражнение «Похвали самого себя»

4. Упражнение «Ваши мотиваторы»

5. Упражнение «Мотивирующее обращение»

6. Обсуждение результатов занятия

7. Ритуал прощания

3

Развитие рационального и позитивного реагирования на стрессовые ситуации, обучение навыкам релаксации и саморегуляции.

1. Приветствие

2. Упражнение «Продумай заранее»

3. Упражнение «Домик»

4. Упражнение «Абажур»

5. Упражнение «Настроение»

6. Упражнение «Плюсы и минусы»

7. Упражнение «Самомассаж»

8. Глинотерапия

9. Упражнение «Могло быть хуже»

10. Ритуал прощания

4

Оптимизация психологического климата, повышение компетенции в области конструктивного разрешения конфликтов

1. Упражнение «Будем знакомы»

2. Упражнение «Без маски»

3. Упражнение «Круг доверия»

4. Упражнение «Поставь себя на место другого»

5. Упражнение «Я знаю, я умею, я люблю»

6. Упражнение «Должен и хочу»

7. Упражнение «Если бы…, то я стал бы...»

8. Упражнение «Письмо любви»

9. Упражнение «Ладошки»

10. Ритуал прощания.

5

Подведение итогов работы группы

1. Приветствие

2. Упражнение «Подведение итогов»

3. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

4. Упражнение «Спасибо за…»

5. Упражнение «Сердце группы»

6. Упражнение «Прощание»

7. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

7. Усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом путем определения стратегии взаимодействия с учителем и планирования его карьеры.

Стратегия работы по профилактике снижения мотивации у педагогов со стороны руководящего состава центра образования должна включать следующие моменты:

– использование командных принципов работы персонала;

– планирование мероприятий по профилактике снижения мотивации;

– регулярная учёба персонала;

– использование системы поощрений персонала;

– использование услуг супервизоров и тренеров.


Библиографическая ссылка

Труфанова Е.В., Шалагинова К.С. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 80-83;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11671 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674