Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Карманова Т.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
В статье рассмотрена такая психологическая характеристика, как «толерантность», представлены результаты эмпирического исследования некоторых психологических характеристик иностранных студентов с разным уровнем толерантности для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике работы педагога-психолога с лицами группы риска. В исследовании рассмотрены такие психологические характеристики, как: эмпатия, самоотношение, личностная тревожность. В результате исследования было выявлено, что существует связь некоторых психологических характеристик иностранных студентов с разным уровнем толерантности. Полученные результаты являются отправной точкой для изучения толерантности иностранных студентов в новых социокультурных условиях. В дальнейшем планируется не только расширение выборки, но и проведение комплексной диагностики, включающей изучение этнической идентичности и адаптации иностранных студентов к новой социокультурной среде.
толерантность
иностранные студенты
эмпатические способности
самоотношение
личностная тревожность
1. Бондырева С.К., Колесов С.К. Толерантность (введение в проблему) – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 240 с.
2. Золотухин В.М. Толерантность как принцип поведения // София: Рукописный журнал общества ревнителей русской философии. – 2002. – Вып. 5. – С. 3–20.
3. Карманова Т.М., Медведева И.А. Особенности этнической идентичности и этнической толерантности студентов из моно- и полиэтнических семей // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 5 (47), Ч. 6. – С. 145–147.
4. Кондаков А.М. Формирование установок толерантного сознания // Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России. М.: Центр развития системы доп. образования детей, 1999. С. 95–97 [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnye-osobennosti-tolerantnosti-u-studentov (дата обращения: 15.06.2017).
5. Кривцова Е.В., Мартынова Т.Н. Толерантность личности в системе ценностного самоопределения: монография – 2-е изд., доп. и перераб. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 140 с.
6. Лебедева Н.М. Методология этнопсихологического исследования этнической толерантности в поликультурных регионах России [Электронный ресурс]. – URL: http://2002.socont.school.udsu.ru/etnos/lebedeva.html (дата обращения: 13.06.2017).
7. Солдатова Г.У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.
8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. – М.: Аспект Пресс, 2006.
9. Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Исследования этнической толерантности личности // Национальный психологический журнал – 2011. – № 2(6). – С. 80–89.

На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема формирования толерантности. Обращенность к ее исследованию можно объяснить резким расслоением мировой цивилизации по социальным, экономическим, и другим признакам. С этим связан рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, а также обострение межнациональных отношений, которое вызвано различными локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. Уяснение и понимание сущности и особенностей толерантности необходимо для устранения этих причин.

Этническая толерантность является одной из важнейших характеристик межэтнических отношений [3]. По определению Лебедевой Н.М., под этнической толерантностью понимается отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре при наличии позитивного образа своей собственной культуры [6].

В настоящее время наблюдается особый интерес к изучению толерантности личности, методологические проблемы рассматривает Бондырева С.К. [1], к проблемам этнической толерантности обращены исследования Ениколопова С.Н., Лебедевой Н.М., Стефаненко Т.Г., Солдатовой Г.У., Шлягиной Е.И.) [7, 8, 9].

Также толерантность изучается в рамках гуманистической и экзистенциальной психологии (Роджерс К., Олпорт Г.), в онтологии общественного сознания и самосознания (Золотухин В.М., Кондаков A.M., в процессе обретения целостности (Асмолов А.Г., Казаков Е.Ф., Тишков В.А.) [2, 4, 5].

Цель исследования: изучение психологических характеристик иностранных студентов с разным уровнем толерантности для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике работы педагога-психолога с лицами группы риска.

Объект исследования: характеристики личности иностранных студентов.

Предмет: психологические характеристики иностранных студентов с разным уровнем толерантности.

Гипотеза: существует связь некоторых психологических характеристик иностранных студентов с разным уровнем толерантности.

В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:

• Анкета – Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);

• Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко;

• Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;

• Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС);

• Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.

Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.

В исследовании приняли участие 62 человека (иностранные студенты Пензенского государственного университета). Возраст испытуемых от 19 до 22 лет.

Анализируя результаты Анкеты – Экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), можно сделать следующие выводы: для большинства испытуемых характерен средний уровень толерантности (71 %), это свидетельствует о том, что данным испытуемым свойственно сочетание толерантных и интолерантных черт. В зависимости от социальной ситуации, испытуемые могут вести себя как толерантно, так и интолерантно. Испытуемых с высоким уровнем толерантности 17 %, с низким – 12 %. По результатам методики было выявлено, что распределение по шкалам достаточно равномерное с преобладанием среднего уровня толерантности.

В результате анализа показателей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) было установлено, что в группе испытуемых высокий уровень коммуникативной толерантности наблюдается у 26 % испытуемых, средний – у 53 % испытуемых, низкий – у 19 % испытуемых, полное неприятие окружающих у 2 %.

В результате Опросника достаточно высокие суммарные оценки, свидетельствующие о низком уровне толерантности, были получены по таким поведенческим блокам как: «Использование себя в качестве эталона при оценках других», «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства», «Нетерпимость к дискомфортным состояниям партнера по общению», «Неумение приспосабливаться к другим участникам общения». Это свидетельствует о том, что испытуемые во время оценки поведения, образа мыслей и других характеристик людей рассматривают самого себя в качестве эталона; не умеют скрывать или сглаживать неприятные чувства, которые возникают при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров; также для данных испытуемых характерна нетерпимость к различным дискомфортным состояниям партнеров по общению.

Достаточно низкие суммарные оценки, свидетельствующие о высоком уровне толерантности, были получены по таким поведенческим блокам, как: «Неприятие или непонимание индивидуальности человека» и «Категоричность или консерватизм в оценках людей». Данные испытуемые хорошо понимают и принимают индивидуальные особенности других людей, для них не свойственна категоричность и консерватизм в оценках других людей.

В результате диагностики уровня эмпатических способностей по Методике В.В. Бойко было установлено, что в группе испытуемых высокий уровень эмпатии наблюдается у 24 % испытуемых, средний – у 64 % испытуемых, заниженный – у 12 %, низкий уровень выявлен не был.

Анализируя показатели отдельных шкал методики, было выявлено, что у 64 % испытуемых преобладает рациональный канал эмпатии, у 38 % – эмоциональный, у 29 % – интуитивный, у 19 % преобладают установки, способствующие эмпатии, у 12 % испытуемых преобладает такое коммуникативное свойство, как проникающая способность в эмпатии, и у 12 % – идентификация. Таким образом, можно сделать вывод, что данная выборка характеризуется направленностью внимания, восприятия и мышления на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы.

Результаты исследования самоотношения по методике С.Р. Пантилеева (МИС) указывают на преобладание средних показателей по всем девяти шкалам в исследуемой группе.

Для испытуемых характерны высокие показатели по шкале самоценность, что отражает переживание ими ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я» для других. Высокие значения принадлежат людям, высоко оценивающим богатство своего внутреннего мира, духовный потенциал. Данные испытуемые обычно воспринимают себя как индивидуальность и достаточно высоко ценят собственную неповторимость. Благодаря уверенности в себе, они легко противостоят средовым воздействиям и способны рационально воспринимать критику в свой адрес.

С помощью методики «Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина» мы исследовали только уровень личностной тревожности испытуемых. Нами были получены следующие результаты: в группе молодых людей преобладает умеренная тревожность, она характерна для 67 % испытуемых. Высокий уровень тревожности характерен для 12 % испытуемых; у 21 % наблюдается низкий уровень тревожности. Полученные результаты говорят о том, что дела у обследуемых более или менее благополучны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.

По результатам математико-статистической обработки данных с помощью метода ранговой корреляции Спирмена мы обнаружили, что существует связь общего уровня толерантности с общим уровнем эмпатии и рациональным каналом эмпатии, это свидетельствует о том, что толерантный человек умеет сопереживать, а также понимать мысли и чувства другого. Рациональный канал эмпатии характеризуется направленностью эмпатирующего на состояние, поведение и сущность другого человека. Между общим уровнем эмпатии и «неприятием индивидуальности других» была выявлена обратная связь, это свидетельствует о том, что человек, который не умеет либо не хочет понимать или принимать индивидуальные особенности других людей, не способен сопереживать другому и понимать его мысли и чувства.

Также была выявлена связь между общим уровнем коммуникативной толерантности и эмоциональным каналом эмпатии, это свидетельствует о том, что испытуемые, обладающие высокой коммуникативной толерантностью, способны входить в одну эмоциональную «волну» с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Лица, способные наладить эффективный процесс общения, легче осуществляют эмоциональную подстройку, это помогает им лучше понять внутренний мир другого человека. Роль связующего звена от эмпатирующего к эмпатируемому выполняют соучастие и сопереживание.

Существует связь этнической толерантности с самопринятием личности, это свидетельствует о том, что если человек испытывает симпатию к себе, полностью принимает себя вместе с недостатками и слабостями, то ему проще налаживать контакты с представителями других этнических групп.

Также была выявлена связь между толерантностью как чертой личности и самоуверенностью, можно сказать, что человеку, обладающему такими чертами личности, как уверенность, самостоятельность и надежность, знающему, что ему есть, за что себя уважать, присущи толерантные установки и убеждения.

Связь между неприятием индивидуальности других и внутренней конфликтностью можно объяснить следующим образом: человек, у которого преобладает негативный фон отношения к себе, который находится в состоянии постоянного контроля над своим «Я» не хочет понимать или принимать индивидуальные особенности других людей, поскольку полностью сконцентрирован на себе.

Существует связь между неумением приспосабливаться к другим участникам общения и замкнутостью, т.е. человек, который склонен избегать открытых отношений с самим собой, не желает раскрывать себя, признавать существование личных проблем, плохо умеет приспосабливаться к характерам, привычкам или притязаниям других людей.

Существует обратная связь этнической толерантности с личностной тревожностью. Мы можем объяснить эту связь следующим образом: человек с высоким уровнем личностной тревожности воспринимает большой круг ситуаций как угрожающие, т.е. к представителям других этнических групп изначально такие люди относятся настороженно, интолерантно.

Уровень личностной тревожности также связан с консерватизмом, т.е. люди с высоким уровнем личностной тревожности консервативны в оценках людей, им не хватает гибкости и широты кругозора из-за боязни выйти из свой «зоны комфорта».

В результате проведенного исследования гипотеза о том, что существует связь некоторых психологических характеристик иностранных студентов с разным уровнем толерантности подтвердилась.


Библиографическая ссылка

Карманова Т.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТОЛЕРАНТНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 71-73;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11727 (дата обращения: 20.01.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074