Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ IT-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Зимин В.Н. 1 Марданов С.А. 2 Сергеев Д.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
2 ООО Мэйл.Ру
В данной статье соотносятся понятия «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальная образовательная программа» – основные инструменты индивидуализации обучения. Кроме того, рассматриваются методологические особенности построения индивидуальной профессиональной траектории студента, включающего в себя не только требования к успешному освоению образовательной программы, но и набор профессиональных навыков и компетенций, необходимых выпускнику для осуществления профессиональной деятельности. Реализовать систему индивидуальных профессиональных траекторий гораздо проще в условиях дополнительного профессионального образования, поэтому методологические аспекты формирования и построения индивидуальных профессиональных траекторий студента рассмотрены на примере «Технопарка» – совместного проекта МГТУ им. Н.Э. Баумана и Mail.Ru Group. В статье рассматриваются основные принципы построения индивидуальной профессиональной траектории в «Технопарке», которые являются универсальными и, следовательно, могут быть применены и в других образовательных учреждениях.
индивидуальная образовательная траектория
индивидуальный образовательный маршрут
индивидуальная профессиональная траектория
профессиональная направленность студента
технопарк
методологические аспекты образования
1. Цибизова Т.Ю., Мешков Н.А. Реализация инновационных форм обучения в информационно-коммуникационном образовательном пространстве // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – № 12 (79). – С. 16–21.
2. Цибизова Т.Ю. Профильное обучение как компонент системы непрерывного профессионального образования // Профильная школа. – 2012. – № 4. – С. 9–13.
3. Цибизова Т.Ю., Августан О.М., Сергеев Д.А., Марданов С.А. «Менторство» как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.; URL: http://www.science-education.ru/article/viewid=26646 (дата обращения: 03.08.2017).
4. Александров А.А., Пролетарский А.В., Неусыпин К.А. Концепция взаимодействия МГТУ им. Н.Э. Баумана с предприятиями ракетно-космической отрасли в вопросах целевой подготовки инженеров и научных кадров // European Social Science Journal. – 2013. – № 1 (29). – С. 121–126.
5. Петрунева Р.М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высшее образование в России. – 2011. – № 5. – C. 65–70.
6. Августан О.М., Марданова К.В., Чернега Е.В. Опережающее образование при подготовке IT-специалистов // Сборник статей международной научно-практической конференции «Современные проблемы инновационного развития науки». Часть 2. – Волгоград: МЦИИ «Омега Сайнс», 2017. – С. 53.
7. Гончарова Е.В., Чумичева Р.М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2012. – № 2. – C. 3–11.
8. Зимин В.Н., Цибизова Т.Ю., Чернега Е.В., Августан О.М., Марданов С.А., Сергеев Д.А., Марданова К.В. Дополнительное практико-ориентированное образование студентов // Развитие и актуальные вопросы современной науки: международный научный журнал № 2 (2) / под ред. В.И. Вахрушева. – Магнитогорск: ИП Вахрушев В.И., 2017. – С. 38–42.
9. Ишкильдина С.А. Формирование профессиональных траекторий студентов на основе системы стажировок и практики // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 7 (16). – C. 51–53.
10. Августан О.М., Марданов С.А., Марданова К.В., Сергеев Д.А., Чернега Е.В. Проектный подход при подготовке IT-специалистов // Материалы XXVII Международной конференции «Современные информационные технологии в образовании». – М., 2017. – С. 454.
11. Волошин Д.А. Формирование профессиональной направленности студентов в образовательном пространстве проекта «Технопарк» МГТУ им. Н.Э. Баумана: дис. ... канд. пед. наук / Московский педагогический государственный университет. – М., 2015. – 163 с.

Ведущей тенденцией мирового цивилизационного процесса в настоящее время является формирование глобального информационного общества [1]. На сегодняшний день в экономике Российской Федерации провозглашено новое направление развития – цифровая экономика. Основа новой экономической ориентации состоит в активном применении электронных технологий, услуг, большом объеме данных, представленном в электронном виде в информационной сети.

Отсюда для успешной реализации подготовленной теоретически цифровой экономики необходимы специалисты, обладающие высоким уровнем знаний, умений и навыков в данной области, умеющие ориентироваться в стремительно нарастающем потоке информации, способной к непрерывному самообразованию [2].

Такие требования предполагают модернизацию высшего профессионального образования, в том числе и большую индивидуализацию процесса обучения каждого студента. К сожалению, зачастую профессиональная подготовка выпускников высших учебных заведений не соответствует требованиям работодателей. Образовательные стандарты и учебные программы не успевают за изменениями экономической конъюнктуры и поэтому быстро устаревают. Поэтому одной из важнейших тенденций развития современного образования является тесная связь с реальной наукой, производством и экономикой [3]. Сегодня работодатели, государственные организации и структуры, бизнес и промышленность обратили свое внимание на высшие учебные заведения, участвуя в процессе формирования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3 поколения (ФГОС ВО 3++), ориентируя вузы на подготовку высококвалифицированных специалистов, сопряженную с обновленными профессиональными стандартами. На сегодняшний день представители управленческой и бизнес-среды заинтересованы в новых технологиях и методах работы, позволяющих сделать процесс получения результата в любой области деятельности быстрее, качественнее, эффективнее. В свою очередь, для разработки таких технологий необходимы подготовленные, высококвалифицированные специалисты. Очевидно, что такая подготовка должна быть основана на интеграции науки, образования и производства [4].

Индивидуальная траектория обучения студентов

Рассмотрим основные характеристики и подходы к определению индивидуальной образовательной траектории студента. Индивидуализация обучения может осуществляться по нескольким направлениям. Во-первых, индивидуализация содержания получаемого студентом образования, которая реализуется с помощью упомянутых выше индивидуальных учебных планов при выборе профиля или специализации, а также может быть самостоятельно дополнена посредством участия студента в самостоятельной и научно-исследовательской работе. Во-вторых, у студента есть возможность индивидуального выбора получения нескольких уровней образования (бакалавриат – магистратура – аспирантура). Тем не менее очевидно, что эти технологии нельзя назвать индивидуальными в полной мере. Несмотря на то, что существующая система и подразумевает индивидуализацию обучения посредством вариативной части учебного плана, зачастую она не реализуется в полном объеме [5].

Процесс индивидуализации для каждого отдельного студента реализует его право на формирование собственных целей и задач образования, а также на построение своей собственной индивидуальной образовательной траектории (ИОТ). Зачастую в отечественной литературе понятие ИОТ перекликается со схожими понятиями: «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная программа» и другими.

Процесс формирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в контексте высшего образования рассматривается с нескольких позиций или подходов. С точки зрения проективного подхода ИОМ представляет собой целенаправленную проектируемую дифференцированную образовательную программу, которая обеспечивает студенту возможность выбора, формирования и реализации образовательной программы [6]. При этом подчеркивается роль преподавателя в этом процессе, в задачи которого входят поддержка профессионального самоопределения и самореализации студента.

В контексте модульного подхода ИОМ (в российской практике) представляет собой набор модулей (базовая и вариативная части учебного плана), которые позволяют студенту успешно реализовать не только свои собственные потребности в обучении, но и выполнить требования образовательных стандартов. С точки зрения мотивационного подхода проектирование ИОМ позволяет студенту достичь многочисленных задач в областях личностного и профессионального роста, повысить степень ответственности, развить способности к самоанализу и самоорганизации, а также мотивировать будущего выпускника на постоянное саморазвитие. Учитывая, что построение ИОМ проходит при консультации преподавателя, у студента также развиваются навыки работы в коллективе, приобретается опыт наставничества и другие необходимые в дальнейшей работе личностные качества.

Понятие ИОТ значительно шире, чем понятие ИОМ. ИОТ – это общее направление развития студента в периоде его образовательной деятельности, в то время как ИОМ – это конкретный путь, который студент проходит, выбирая те или иные дисциплины, посещая те или иные занятия. Основное отличие индивидуальной образовательной программы (ИОП) от индивидуальной образовательной траектории состоит в том, что ИОП строится как вектор будущего не только образовательного, но и профессионального развития студента [7].

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория представляет собой некий план обучения студента в высшем образовательном учреждении, составленный совместно с тьютором (педагогом-наставником) на основе анализа имеющегося опыта студента и ранее пройденных им образовательных этапов. Главная цель составления ИОТ заключается в анализе и переосмыслении текущего состояния студента, его планов и долгосрочных целей его образования и профессиональной деятельности. Понятие ИОТ перекликается с понятием индивидуальной образовательной программы, основанной на представлении студента о его будущем развитии. В этом контексте рациональным представляется объединение этих понятий, так как, по нашему убеждению, построение ИОТ невозможно без анализа будущих планов, целей и задач студента.

Формирование индивидуальный профессиональных траекторий студентов в рамках системы дополнительного профессионального образования

Индивидуальные профессиональные траектории гораздо проще реализовать в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). Налаженная система ДПО особенно развита в рамках технических специальностей, так как работодатели заинтересованы в выпускниках, которые владеют не только хорошим объемом теоретических знаний, но и владеют множеством практических навыков [8].

Это означает, что требования к выпускникам предъявляются не только в области профессиональных знаний, умений и владений, но и по параметрам их социализации. На первый план выходят критерии профессиональной, социальной и политической компетентности выпускника, например умений работать в команде или степень его креативности.

Система ДПО технических специальностей реализуется в вузах с помощью научно-технологических парков. Технопарки позволяют изменить подход к формированию ИОТ, превращая ее в индивидуальную профессиональную траекторию (ИПТ). Формирование ИПТ невозможно в полной мере на базе классического университета. Единственным инструментом для вуза в этом случае будет система стажировок и практик на предприятиях [9]. Однако зачастую программы стажировок и практик не согласуются с учебными планами и студенты не получают необходимых им профессиональных знаний в той или иной области. Кроме того, построение ИОТ в «искусственных» условиях вуза не позволяет ни студенту, ни тьютору оценить профессиональные возможности и потенциал студента. Более того, такая траектория должна учитывать не только интересы и представления студента, но и воззрения потенциального работодателя.

Таким образом, можно сказать, что ИПТ включает в себя не только перечень выбранных студентом (или обязательных к изучению) дисциплин, но и набор профессиональных знаний, умений и владений, которые студент приобретает в ходе занятий, а также его профессиональное самосознание и самоопределение.

Структура технопарков позволяет выстраивать систему обучения в сотрудничестве «университет – фирма». Высшее учебное заведение, с одной стороны, помогает студенту овладеть необходимыми теоретическими навыками, которые послужат основой для формирования ИПТ. Фирма, участвующая в технопарке, с другой стороны, может предъявить требования к выпускникам данного вуза, наметив тем самым цели и задачи ИОТ студентов.

Таким образом, вместо того, чтобы затрачивать деньги и время на дополнительное обучение или профессиональную переподготовку своих сотрудников, фирмы получают возможность «вырастить» необходимых им специалистов еще на стадии их обучения в вузе. Инструментами построения и реализации ИПТ в технопарке становятся не только производственные практики, но и занятия, подготовленные и проводимые сотрудниками фирм на основе реальных ситуаций, а также возможность участвовать в научно-исследовательской деятельности предприятия.

Рассмотрим теоретические и практические аспекты формирования профессиональной траектории студентов IT-специальностей на примере «Технопарка», созданного на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с Mail.ru Group.

Формирование индивидуальной профессиональной траектории студентов на примере «Технопарка» при МГТУ им. Н.Э. Баумана

«Технопарк» при МГТУ является ярким примером успешного сотрудничества высшего образовательного учреждения (одного из ведущих технических вузов страны) и успешной корпорацией Mail.Ru Group. Преподавателями университета и сотрудниками фирмы были разработаны совместные образовательные программы для подготовки специалистов «нового поколения». Кроме того, площадка «Технопарка» используется и для реализации научно-исследовательских проектов с привлечением студентов к работе [10].

Как и в случае с ИОТ, степень сформированности основных структурных компонентов личности студента, а также его личностных целей и задач детерминирует процесс формирования индивидуальной профессиональной траектории студента в «Технопарке». В первую очередь очевидна мотивация студента и его заинтересованность в дальнейшей профессиональной деятельности, так как «Технопарк» – это элемент системы дополнительного, а не обязательного образования в МГТУ. Тем не менее нельзя сказать, что обучение студента в «Технопарке» не коррелируется с основной образовательной программой. Наоборот, так как сформированность направленности личности участника «Технопарка» связана в первую очередь с познавательной деятельностью, формирование ИПТ происходит в том числе с учетом особенностей учебного плана и учебного процесса Университета [11].

В «Технопарке» профессиональная направленность студента понимается в широком и в узком смысле. В широком смысле профессиональная направленность студента рассматривается как набор профессиональных знаний и навыков, а также система профессионально-ценностных ориентаций и мотивов его профессиональной деятельности. В узком смысле рассматривается профессиональная направленность деятельности студента, представляющая собой процесс образования студента, нацеленный на реальный конечный результат, реализуемый студентом в научно-образовательном пространстве проектно-исследовательской деятельности «Технопарка» [11].

Для построения ИПТ для каждого студента была выработана общая модель личности инженера, т.е. характеристики «идеального выпускника» «Технопарка». Так на практике реализуется принцип целенаправленности ИПТ и связи «университет – работодатель». В эпоху цифровой экономики и высокой роли инноваций во всех сферах человеческой жизни на первый план выходит требование к креативности личности инженера, развитию его организаторских и творческих способностей. Здесь подразумевается то, что после окончания высшего учебного заведения инженер в основном занимается проектно-продуктивной деятельностью, которая предполагает планирование и построение процесса, проектирование, планирование своей деятельности и так далее.

В «Технопарке» также были разработаны структурные компоненты профессиональной направленности, которые также служат основой для построения индивидуальных профессиональных траекторий студентов. Реализация всех компонентов профессиональной направленности студентов происходит посредством разработки инновационных научно-технологических проектов в ходе обучения. Эти же компоненты будут являться и основными критериями компетентности выпускника и его готовности к профессиональной деятельности после окончания вуза.

Так как перед каждым студентом ставится задача формирования и построения индивидуальной профессиональной траектории, перед научно-педагогическим составом «Технопарка» стоит несколько задач, направленных на обеспечение равных возможностей по формированию ИПТ, а именно:

1) создание модели «идеального выпускника-инженера», обозначение структурных компонентов профессиональной направленности студентов, являющихся одновременно и критериями успешности прохождения образовательной программы;

2) обеспечение согласованности программы дополнительного профессионального образования в «Технопарке» и учебного плана студента в МГТУ им. Н.Э. Баумана;

3) научно-методическое обеспечение реализации разработанных образовательных программ и ИПТ;

4) обеспечение единства образовательного и научно-исследовательского процесса, а также профессиональной деятельности студентов;

5) контроль над соблюдением основных принципов обучения;

6) контроль успеваемости и степени освоения студентами образовательных программ.

Заключение

Предложенные принципы представляются универсальными и могут применяться для построения индивидуальных профессиональных траекторий студентов IT-специальностей не только в «Технопарке», но и в других образовательных учреждениях. Данный механизм позволит вузам быстрее реагировать на изменения рынка труда и запросы работодателей, а студентам – четко определять свои цели и планировать свою учебную и профессиональную деятельность.


Библиографическая ссылка

Зимин В.Н., Марданов С.А., Сергеев Д.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ IT-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 8. – С. 34-38;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11739 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674