Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,442

ВОСПИТАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Николина В.В. 1 Винокурова Н.Ф. 2 Зулхарнаева А.В. 2
1 ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
2 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Статья посвящена педагогической системе воспитания как важнейшего условия развития российского общества. В нормативных документах федерального уровня отмечено, что современные приоритеты развития общества ориентированы на развитие нравственности, гуманистических идеалов, ценностного отношения к социальной и природной реальности, однако анализ школьной практики показал несоответствие между требованиями современного общества и образовательной практикой. Преодоление данного противоречия состоит в разработке педагогической системы воспитания подрастающего поколения как стратегического общенационального приоритета современного общества. В качестве теоретико-методологических оснований выделены подходы (гуманистический, аксиологический, деятельностный) и ряд принципов (опережения, двуединости, многомерности, антикризисности, гражданской направленности, всеохватности воспитания). Учитывая данные методологические основания, цель воспитания отражает общественные идеалы и личностное развитие индивида. Содержание воспитания включает базовые национальные ценности, среди которых приоритетными являются патриотизм, гражданственность и созидательные ценности экологической культуры. Педагогические технологии направлены на решение конкретных социально и личностно значимых проблем, исследовательскую и проектную деятельность. Данная педагогическая система реализована в системе регионального экологического образования.
воспитание
методология воспитания
подходы и принципы воспитания
компоненты педагогической системы современного воспитания
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации / Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 03.06.2017).
3. Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. – 2012. – № 7. – С. 11–17.
4. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. – 1990. – № 4. – С. 6–13.
5. Алиева Л.В. Перспективы взаимодействия теории и практики воспитания в системе образования // Воспитание в школе. – 2015. – № 2. – С. 3–8.
6. Нечаев В.Д. Цифровое поколение. Психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. – 2015. – № 1. – С. 36.
7. Педагогика / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 372 с.
9. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с.
10. Стратегия воспитания в образовательной системе России. Подходы и проблемы / Под ред. И.П. Зимней. – М.: Издательский сервис, 2004. – 480 с.
11. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Педагогические технологии формирования экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 4. (17). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/posledovatelnost-formirovaniya-ekogumanisticheskog (дата обращения: 03.06.2017).
12. Винокурова Н.Ф., Винокуров А.А., Ефимова О.Е. Экологические приоритеты как духовные доминанты развития общества // Историко-культурное наследие: традиции и современность. Материалы международной научно-практической конференции. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. – С. 199–205.
13. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития. / Образование и наука. – 2016. – № 5 (134). – С. 25–40.
14. Глуздов В.А., Винокурова Н.Ф., Николина В.В. Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода // География и экология в школе XXI века. – 2004. – № 4. – С. 42–47.
15. Николина В.В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства // Научный диалог. – 2017. – № 2. – С. 269–280.

В любой исторической эпохе воспитание человека происходит под влиянием духа идей того времени, в котором он живет, и того, что общество требует от человека, каким его ожидает и хочет видеть. Воспитание в Российской Федерации реализуется в контексте Концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Федерального Закона «Об образовании в РФ», Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действия в интересах детей на 2012–2017 годы», Государственной Программы РФ «Развитие образования на 2013–2020 годы», Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее ФГОС ООО), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В этих документах, утверждающих гуманистические идеи воспитания, в центре внимания личность ученика, а также педагогическое взаимодействие с личностью воспитуемого, ориентированное на создание условий для его самореализации, самовоспитания. Воспитание в государственных директивных документах рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, важнейший компонент социально-экономического развития общества, где проект личности представлен в виде ценностного отношения воспитанника к действительности (себе, другим, миру) [1, 2].

В этом контексте в центре инноваций стоит человек способный не только создавать и реализовывать новые технологии, совершенствовать все сферы своей жизнедеятельности, но и принимать ответственность за настоящее и будущее России, ее безопасность, целостность, этнокультурное многообразие, устойчивое развитие страны. Сегодня востребована личность, способная к духовному, нравственному, культурному возрождению, творческой самореализации и инновационному преобразованию всех сторон собственной жизни и жизнедеятельности российского общества [3]. Очевидно, что реализация этих идей является весьма актуальной педагогической проблемой.

Проведенное нами исследование в образовательных учреждениях Нижегородской области свидетельствует о существующем разрыве между требованиями общества и государства и реальной образовательной практикой. Выявлено, что 68 % педагогов затруднились назвать и охарактеризовать принципы и подходы развития современного воспитания в контексте приоритетов современного общества. 62 % педагогов не смогли целостно раскрыть особенности цели, содержание, педагогических технологий современного воспитания. Анализ научно-педагогической литературы показал, что имеются исследования, отражающие различные аспекты воспитания ХХI в. [3–7], вместе с тем воспитание как стратегический общенациональный приоритет современного российского общества не в полной мере раскрыто с позиций целостности: подходов, принципов, цели, содержания, педагогических технологий. Данная статья посвящена рассмотрению этих вопросов.

Предметом исследования является методология гуманистического воспитания обучающихся как стратегического общенационального приоритета современного общества. Научная новизна представленных в статье материалов исследования состоит в выявлении и раскрытии подходов, принципов и специфических особенностей компонентов педагогической системы современного воспитания. Практическая значимость работы заключается в возможности использования методологических оснований для разработки различных направлений современного воспитания. Авторами статьи показана возможность использования рассмотренной методологии в экологическом воспитании.

В ходе исследования выявлены подходы и принципы, обеспечивающие развитие воспитания как стратегического общенационального приоритета современного общества. К ключевым подходам отнесены: гуманистический, аксиологический, деятельностный.

Гуманистический подход ориентирует исследование на реализацию идей гуманизма и субъектности в воспитании, в центре которых личность воспитанника, его потребности, ценности, субъектный опыт, направленный на созидание в обществе и саморазвитие.

Аксиологический подход рассматривает воспитание как процесс освоения и присвоения ценностей и норм взаимоотношений, ценностного отношения к миру. На основе осмысления ценностей формируется ценностное отношение – внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений, раскрывающая личностные ценности как источники смыслов. Следовательно, ценностное отношение выполняет функцию ориентира поведения и деятельности человека в современном обществе, но только в случае, если оно трансформировалось во внутреннюю норму поведения [8].

Развитие воспитания в системе образования предполагает деятельностный подход, реализующий идею личности как субъекта деятельности. Деятельностный характер воспитания направлен на содействие реализации и развития творческого и лидерского потенциала воспитанников, ученического самоуправления, укрепление их здоровья, привлечение к участию в социально значимых познавательных, творческих, краеведческих, культурных, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении, включающих участие в различных видах социокультурных практик.

Воспитание как стратегический общенациональный приоритет современного общества базируется на ряде принципов: опережения, двуединости, многомерности, антикризисности, гражданской направленности, всеохватности воспитания.

Принцип опережения отражает идеи опережающего образования как нового типа образования ХХI в. Он основан на понимании воспитания как смысложизненного процесса, в котором обучающийся постигает смысл бытия не путем усвоения сообщаемых ему знаний, ценностных ориентиров, а в ходе созидательной деятельности, осмысления, проектирования, рефлексии собственной жизни, жизненных установок, активного смыслостроительства, самореализации, готовности к саморазвитию, непрерывному воспитанию. Таким образом, режим опережения, обеспечивает «юным россиянам в ситуации неопределенности и ускорения социального времени возможности для гармоничного и мобильного включения в общественные отношения» [9].

Принцип двуединости предполагает, что, с одной стороны, рассматривается воспитание конкретной личности, а с другой – воспитание как возможность влияния на развитие общества. То есть, с одной стороны, воспитание ориентировано на освоение духовно-нравственных ценностей, а с другой – воспитание ориентировано на целое, на сообщество, на построение связей и отношений между людьми и взрослыми, учащимися и педагогами, между воспитанниками [3]. Потребность в Другом, порождающая все многообразие форм социальности, генетически связана с витальной потребностью продолжения рода. Ее первичная форма – семейные, родоплеменные отношения, а затем сложные структуры социальных групп: этнос, народ, нация [7]. Именно в событийной общности осуществляется становление, развитие, социализация личности.

Принцип многомерности отражает важную особенность современного воспитания. Современное научное обоснование воспитания – в его многозначности, исторической, объективно-субъективной реальности (социальной, культурной, образовательной), динамичности, дифференциации основной и частных целей, специфического проявления в реальных пространствах социума [8].

В условиях нестабильности современного мира, наличия острых кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности актуализируется принцип антикризисной направленности воспитания, направленный на противодействие терроризму, экстремизму, социальным и экологическим, экономическим рискам.

Принцип гражданственности реализует возрастающую роль общественного воспитания, ориентированного на максимальное включение каждого человека (гражданина, члена конкретного общества) в процесс самосовершенствования и совершенствования человеческого общества; как гуманитарной системы (самоорганизуемой и регулируемой); социально-педагогически целенаправленно конструируемой реальности системы образования» [9, 10].

Принцип всеохватности воспитания предполагает взаимосвязь в воспитательном процессе учебной, внеучебной работы, системы дополнительного воспитания. В федеральном Законе «Об образовании в РФ» воспитание рассматривается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [2]. В целостном педагогическом процессе воспитание рассматривается как процесс поддержки и содействия развитию духовно-нравственного мира обучающихся, ориентированный на самоформирование своего нравственного образа. Процесс воспитания и социализации упорядочивает их становление и развитие.

Важным фактором становления воспитания как стратегического общенационального приоритета современного общества является выявление особенностей компонентов педагогической системы современного образования.

Цель воспитания должна, согласно принципу двуединости, отражать два взаимосвязанных вектора педагогического процесса, которые необходимо учитывать педагогам: ориентация на общество, ориентация на конкретного человека. В реальном педагогическом процессе нередко наблюдается односторонняя формулировка целей воспитания: либо только ориентация на интересы общества, либо на развитие индивидуальности и личностные качества воспитанника.

Цель процесса воспитания как единого педагогического процесса требует согласования целей разных уровней: уровня государства, общества, семьи, школы, личности. Цели, предлагаемые государством и обществом, формулируются в обобщенном виде как идеал. При этом следует учитывать положения о современном национальном воспитательном идеале, сформулированном в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; духовно-нравственные ценности, определяемые в соответствии с действующим российским законодательством; внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией [9]. Для государства современный национальный воспитательный идеал – «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных традициях многонационального народа Российской Федерации» [10].

Содержание воспитания сопряжено с идеями, отраженными во ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которые ориентируют на включение в его структуру базовых национальных ценностей, производных от национальной жизни России в историко-культурной полноте. К базовым национальным ценностям относят: патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, труд и творчество, науку, традиционные российские религии, искусства и литературу, природу, человечество [1, 9]. Формирование базовых ценностей должно ориентироваться на приумножение и созидание культуры обучающихся, накопление их личностного опыта. В современных экологических условиях приоритетом становятся созидательные ценности экологической культуры личности [11–14].

Считаем, что важным структурным компонентом содержания является личностный опыт ученика. Он обеспечивает возможность субъективного личностного познания, переживания, действия, а содержание воспитания создается в процессе воспитательной деятельности на основе собственных ощущений, которые накапливаются на протяжении жизненного опыта, осознания предметов, событий, процессов. В этой связи содержание воспитания осуществляется за счет жизнедеятельности самих учащихся и социокультурной жизни общества. В этой связи происходит отход от мероприятийного подхода к изучению и решению реальных личностно и социально значимых проблем, к исследовательской и проектной деятельности.

Таким образом, содержание воспитания определяется личностными и общественными проблемами в разных сферах жизни, реализуемых в социокультурных практиках, событийно-деятельностных технологиях в соответствии с возрастно-нормативной моделью [15]. Они обеспечат каждому обучающемуся субъектную позицию на всех этапах решения проблемы (осмысление, совместное практическое решение, оценка процесса решения и последствий).

Разработанная авторская методология была реализована применительно к экологическому образованию урбанизированной территории на примере г. Нижнего Новгорода [14, 16]. Данное направление реализуется в рамках «Концепции экологического образования учащихся Нижнего Новгорода». Разработаны и внедрены в практику образовательные программы, учебные модули и практикумы, которые способствуют включению воспитанников в различные социокультурные практики, как событийной деятельности на основе социальных проб, практикумов, проектов, направленных на развитие личности обучающихся. Они обеспечивают непрерывность учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование базовых ценностей воспитания как стратегического общенационального приоритета современного общества [11–15].

Также педагогическая система реализована в практике высшего образования подготовки будущего учителя. В рамках обучения магистров по направлению «Геоэкологическое образование» разработаны и реализованы учебные программы и модули, которые направлены на достижение означенной в исследовании цели.


Библиографическая ссылка

Николина В.В., Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. ВОСПИТАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 8. – С. 57-61;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11743 (дата обращения: 24.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252