Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ТEНДЕНЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Юртаев С.В. 1
1 ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
В статье изложены сведения об изменениях в содержании обучения младших школьников русскому языку. Эти изменения охарактеризованы по отношению к учебной программе советской школы последних лет, т.е. к учебной программе, действующей в 1980-е гг., в начале 1990-х гг. Автор статьи обращается к структуре, перечню и объему дидактических единиц, представленных в документах, являющихся государственными и обеспечивающих обязательный минимум содержания. Такими документами в российской школе нового времени стали федеральный компонент государственного стандарта, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, примерная программа по русскому языку. По отношению к федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования проанализированы его учебно-методические цели, пороговый уровень предметного содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников по русскому языку. По отношению к примерной программе по русскому языку проанализированы пояснительная записка, содержание учебного предмета. Сделан вывод о расширении научных основ содержания обучения русскому языку, об ослаблении лингвистической составляющей этой базы, идеи развития речи младших школьников.
стандарт
образование
младшие школьники
начальные классы
русский язык
дидактические единицы
разделы
темы
1. Программа средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1–4 классы одиннадцатилетней школы) / Отв. редактор Л.С. Зайцева. – М.: Просвещение, 1988. – С. 3–46.
2. Юртаев С.В. Языковое образование и речевое развитие младших школьников. 3-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. – 232 с.
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование. Основное общее образование // Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004. – С. 4–63.
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/197127 (дата обращения: 10.09.2017).
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 4-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2010. – С. 9–18.
6. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2010. – 47 с.
7. Иванов С.В. Программа, планирование, контроль: 1–4 классы / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 384 с.

Вопрос содержания образования является одним из дискуссионных, т.к. это содержание адресовано еще несформировавшимся членам общества: у общественности есть желание не навредить здоровью взрослеющих людей, способствовать полноценному, всестороннему развитию личности. Помимо этого образование становится фактором социально-экономического развития стран. Возникает необходимость сопоставления образовательных критериев, которое ведет к появлению нового в содержании образования, в том числе и школьного. Однако обновление школьного образования может протекать успешнее, если принимается во внимание направленность происходящих изменений в этом содержании.

Содержание обучения русскому языку выступает как изменяющаяся со временем совокупность традиционно сложившихся дидактических единиц. Эта совокупность дидактических единиц состоит из образовательных тем. Кроме того, определяя темы для школьного образования, составители программных документов ставят перед педагогами цели, задачи, предъявляют требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.

С 1930-х гг. элементы содержания обучения русскому языку находят отражение в единой учебной программе. Усвоение теории языка, приобретение практики ее применения по единой учебной программе предусматривалось содержанием разделов «Фонетика, грамматика и развитие речи», «Правописание и развитие речи», «Связная речь». Материалы этих разделов ориентировали школьников на усвоение представлений о звукобуквенном составе слов, словообразовательных, грамматических понятий. Школьники овладевали знаниями, необходимыми для правописания орфограмм корня, окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов, учились монологической устной и письменной речи [1, с. 3–46].

Начиная с 1990-х гг. организация обучения школьников претерпевает изменения, которые заключаются прежде всего в появившейся возможности выбора учителем программы, учебника для преподавания учебной дисциплины. В таких условиях появляется необходимость обеспечения минимального общего образования, преемственности в обучении между его ступенями, позволяющей выпускникам школ продолжить образование в учебных учреждениях профессионального образования. Документом, регламентирующим обязательную часть образования, становится федеральный компонент государственного стандарта общего образования, в том числе начального общего образования. За этим документом в связи с его взрослением закрепляется слово «поколение» (вступил в действие с 2004 г.) [2, с. 44].

Компонент документа, обязательный для всех школ, по учебному предмету включает в себя учебно-предметные цели, пороговый уровень предметного содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников по данному предмету.

Учебно-предметные цели представлены формулировками, ориентирующими педагогов на развитие познавательных процессов у школьников. Помимо этого их формулировки побуждают педагогов к такой работе, в процессе которой учащиеся приобретают фонетические, словообразовательные, грамматические знания, умения, овладевают грамотным письмом, диалогической и монологической речью. Кроме того, имеет место ориентация педагогов на необходимость осуществления воспитательной работы в плане формирования у детей положительного отношения к языку, экологической ответственности к речи, языковой мотивации.

Заметим, что учебно-предметные цели в документе выделены в отдельную часть, заглавие которой обозначено курсивом, выделенным шрифтом. Формулировка каждой цели начинается с новой строки, ее первые слова также обращают на себя внимание, поскольку напечатаны жирным шрифтом. Подобное оформление подчеркивает важность, необходимость понимания предстоящей образовательной работы.

Пороговый уровень предметного содержания, необходимый для составления образовательных программ, включает в себя дидактические единицы, распределенные авторами образовательного стандарта по двум разделам. Это такие разделы, как «Виды речевой деятельности», «Система языка (практическое усвоение)».

Дидактические единицы первого раздела сгруппированы так, что авторами учитывается форма речи, учитываются механизмы речи, отвечающие за ее восприятие или порождение. Развитие слушания ведет к совершенствованию понимания детьми высказываний. Развитие говорения учит школьников использованию языка в соответствии с ситуацией общения. Учит построению диалога, монолога. Побуждает учащихся быть вежливыми по отношению к взрослым, к правильному произношению слов. Развитие чтения имеет своим результатом способность к осмыслению языковых заданий, определений, правил. Формирует умения, позволяющие школьникам находить нужную информацию. Развитие письма характеризуется умениями переводить печатный текст в письменный текст. А также прогнозируется следующее: школьники будут записывать текст под диктовку с соблюдением норм орфографии и пунктуации. Они научатся письменному пересказу (изложению), созданию письменного текста.

Дидактические единицы второго раздела находим в относительно завершенных его частях, каждая из которых представляет область лингвистической науки. В курсе начального изучения русского языка школьники осваивают следующие научные области: фонетику, лексику, состав слова, морфологию, орфографию, пунктуацию. Эти области научного знания о языке выражены темами, традиционно входящими в систему начального образования. Правда, авторы образовательного стандарта традиционную тематику дополняют темами, не попадающими под контроль в рамках итоговой аттестации, т.е. эти темы предназначены для углубленного изучения русского языка в начальной школе.

Уровневые требования для тех, кто оканчивает начальные классы, изложены в образовательном стандарте с опорой на два принципа. Первый принцип проявляется в формулировках требований к овладению предметом «Русский язык», второй – к умениям использовать предметные знания в окружающей жизни. Требования к овладению предметом «Русский язык» – это требования к языковым знаниям. К тому же к умениям анализировать звуки речи, части слова, речи, предложение, к умениям грамотного, безошибочного письма. Требования к умениям универсального характера – это требования к правильному произношению высказываний, к соблюдению речевого этикета, к умениям адекватного восприятия речи, к созданию несложных текстов [3, с. 13–15].

Отметим положительные стороны федерального компонента образовательного стандарта. К таким отнесем компактность документа, четкую структуризацию текста, отсутствие излишней информации. К тому же этот документ позволяет оперативно воссоздать модель обучения русскому языку, воспринимая базовое и вариативное обучение целостно. Такое восприятие, похоже, обеспечивается малым количеством страниц, раскрывающих, прежде всего, сущность педагогического процесса. Новым программным разделом по отношению к программе советской школы является раздел «Виды речевой деятельности».

К недостаткам этого документа отнесем нивелирование идеи о практическом характере процесса изучения русского языка на начальном этапе. Это выражается в отказе от необходимости развития речи как сквозного направления, пронизывающего и процесс усвоения теории языка, и процесс овладения умениями грамотного письма. По каким-то причинам исчез раздел «Обучение грамоте», его содержанием охватывается образование первоклассников. Никак не отражена каллиграфическая работа, работа по развитию связной речи учащихся.

На смену стандарту первого поколения приходит федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее по тексту – стандарт), вступивший в силу с 2009 г.

Его положения структурированы так, что от общих положений идет изложение информации к образовательным требованиям, каждое из которых выступает как ориентир достижения педагогических усилий. В этих требованиях отсутствует содержание учебных дисциплин.

В отличие от программных документов, отражающих содержание учебных дисциплин, стандарт ориентирует педагогов на то, какой образовательный подход следует задействовать в педагогическом процессе, каких результатов необходимо достигать в обучении и воспитании школьников. Стандарт рекомендует перечень программ для педагогического процесса в школе. Он дает пояснения, касающиеся кадровых, финансовых, материально-технических требований. Другими словами, стандарт представляет собой ориентиры образовательных достижений и характеристику условий, в которых эти ориентиры достигаются. По сути, это модель обучения, воспитания школьников [4].

С 2009 г. содержание обучения русскому языку прописывается, наряду с содержанием других учебных дисциплин, в Примерной программе по русскому языку (далее – программа). Названная программа разработана на основе ФГОС НОО.

Программа имеет традиционные черты ее построения. В то же время заметны инновационные решения. Этот документ включает в себя пояснительную записку и содержание учебного предмета.

В пояснительной записке дается общая характеристика перспективам обучения русскому языку, кратко излагаются основные направления этого процесса, в общих чертах раскрываются относительно завершенные части такого образования, описываются предполагаемые результаты.

Согласно программе рассматриваемое содержание усваивается при достижении познавательной и социокультурной целей учебного предмета «Русский язык». Это предполагает сообщение знаний так, чтобы у школьников формировалось восприятие о языке как о знаковой системе, формировались понятия, соотносящиеся с языковыми единицами. К тому же необходимо работать так, чтобы школьники овладевали коммуникативной компетенцией, т.е. устной и письменной, диалогической и монологической речью.

Основные направления обучения русскому языку названы следующим образом: основы лингвистических знаний, орфография и пунктуация, развитие речи. Тем самым работе по развитию речи придано вновь ее незаслуженно забытое значение. Однако обучение грамоте, т.е. первоначальному чтению и письму, каллиграфии, не упомянуто. Ничего не сказано о совершенствовании речевой деятельности. Хотя и обучение грамоте, и совершенствование речевой деятельности представлены в виде разделов программного содержания учебной дисциплины.

Разделы содержания обучения русскому языку сочетают в себе традицию, инновационную преемственность, привнесенные изменения. Причем раскрытие содержания учебной дисциплины начинается с раздела инновационной преемственности.

К разделам инновационной преемственности отнесем раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание по сравнению с содержанием документа предшественника сохраняется. По-прежнему, реализуя это содержание, педагог формирует у школьников умения адекватного восприятия речи, умения, обеспечивающие оформление мыслей в процессе их выражения. Причем учит высказываться правильно, с соблюдением речевого этикета.

Традиционные разделы учебного предмета «Русский язык» – это раздел «Обучение грамоте» и раздел, получивший новое заглавие, но состоящий из тем, обладающих преходящим свойством. «Обучение грамоте» нацеливает педагогов на необходимость привития у детей элементарных умений в области чтения, письма, на сообщение небольшой суммы грамматико-орфографических знаний, составляющей базу для дальнейшего обогащения. Следующий раздел получает, на наш взгляд, не совсем удачный заголовок. Таким заголовком является заголовок «Систематический курс». Несмотря на различия в заголовках, ядром обучения служит языковое образование, обучение грамотному письму и развитие речи учащихся [5, с. 9–18].

Следовательно, наблюдается стремление к расширению основы, составляющей научное обоснование содержания образования, за счет психологии. Об этом свидетельствует включение раздела «Речевая деятельность». Появление этого раздела ориентирует педагогов на выработку у школьников интеллектуально-речевых действий повседневного речевого общения. Тем самым усиливается прагматическая направленность преподавания. Другая тенденция заключается в намечающемся ослаблении лингвистической составляющей научного обоснования содержания образования. Так, тема «Правописание», имеющая отдельное место в перечне лингвистических тем, сначала включается в раздел «Система языка (практическое усвоение)», а затем и вовсе в раздел «Систематический курс». Заметим, что усвоение единиц языка сопряжено с овладением языковых определений, приобретение навыков грамотного письма зависит во многом от умений применять орфографические правила. Языковое определение по своей сущности не тождественно орфографическому правилу. Третья тенденция свидетельствует о неустойчивости взглядов ученых на значение работы по развитию речи. Эта работа оценивалась в учебной программе советской школы как сквозное направление, пронизывающее работу по грамматике, орфографии. В последующем такое свое назначение она теряет и вновь рекомендована при изучении систематического курса русского языка. Четвертая тенденция является тенденцией к развитию лингвометодического творчества. На государственном уровне разработаны лишь образовательные требования. Пути достижения этих требований зависят от конкретных предложений представителей педагогической общественности.

Процесс становления личности обширен. Он не может ограничиваться только личностными, метапредметными требованиями. Лингвистическое образование, речевое развитие расширяют названный процесс. Целесообразнее говорить о развитии личности обучающегося с позиции требований, составляющих аспекты теории личности, которые не исключают образованность, динамические преобразования.

Документом, конкретизирующим примерную программу, является авторская программа. Особенностью авторской программы становится направленность на отражение образовательной концепции (образовательного подхода) при сохранении общепринятых требований к ее составлению. А именно, здесь предлагается последовательность тем (дидактических единиц) и дозировка времени для их изучения. Учебный материал расположен по годам обучения и внутри каждого класса.

Представим краткую характеристику некоторых авторских программ по русскому языку.

Программа «Русский язык» (Т.Г. Рамзаева)

Предполагается, что в процессе усвоения элементарных языковых знаний происходит развитие логического мышления через овладение детьми приемами аналитико-синтетической деятельности. Школьники учатся находить главное, второстепенное в дидактическом материале. У них вырабатывается умение осмысленно выбирать единицы языка для оформления высказываний. Учащихся знакомят с денотатами языкового выражения, с полисемией [6].

Программа «Русский язык» (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова)

Программа курса своей основой имеет концепцию лингвистического образования младших школьников. Целями обучения русскому языку являются: усвоение учащимися адаптированных знаний о языке, формирование умений и навыков, связанных с грамотным письмом. Помимо этого обращается внимание на развитие как устной, так и письменной речи учащихся. Обучающиеся овладевают языковой эрудицией. У них появляется языковой интерес и интерес к речевому творчеству. Данная программа построена с учетом особенностей различных видов деятельности в области языка. Это позволяет в будущем ожидать результаты, влияющие на степень владения речью [7].

Несмотря на сложившееся состояние реализации содержания обучения русскому языку, процесс поиска оптимальных, эффективных решений не закончен. В связи с подготовкой стандарта нового поколения планируется включение содержания школьного образования в этот документ.


Библиографическая ссылка

Юртаев С.В. ТEНДЕНЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 8. – С. 92-96;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11749 (дата обращения: 21.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074