Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКИХ УБЕЖДЕНИЙ У СТУДЕНТОВ

Королева Н.Е. 1 Сахапова Ф.Х. 1 Чернова Н.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Набережночелнинский институт (филиал)
Данная статья посвящена рассмотрению возможностей интенсивного обучения иностранному языку в неязыковом вузе, в ходе которого большое внимание уделяется развитию гражданских убеждений студентов. Деловые и ролевые игры, дискуссии, дебаты, конференции, ситуативные задания позволяют осуществлять достаточный уровень коммуникативной деятельности в учебном процессе. Целью статьи является развитие гражданских убеждений через интенсивное обучение, способных решать не только профессиональные вопросы, но и целостно воспринимать мир, активно влиять на все события, происходящие в стране и в мире. Особенность интенсивного обучения в том, что используются в полной мере воспитательные и образовательные возможности учебной группы как коллектива обучающихся, осуществляющих совместную деятельность. Задача преподавателя – заинтересовать учебный коллектив такой формой обучения, чтобы она была значимой для каждой личности, сплотила обучаемых и способствовала формированию и развитию иноязычных коммуникативных навыков и компетенций через систему взаимных межличностных отношений. Во время коллективной работы каждый включается в учебную работу, обдумывая каждый последующий шаг для преодоления трудностей и решения проблем. Для создания непринужденного эффективного общения следует учесть, что в группе должно быть не больше 10–12 человек. Важно обратить внимание на уровень владения иностранным языком каждого студента, так как студенты начинали изучать иностранный язык в разных школах и в других учебных заведениях и, следовательно, имеют разный уровень владения языком. Развитие гражданских убеждений осуществляется через эмоционально-личностную оценку учебного материала, через активное включение в деятельность иноязычного общения, через ознакомление с культурными ценностями стран изучаемого языка, с достижениями в различных областях науки и техники своей страны.
интенсивное обучение
методика
гражданские убеждения
воспитание
деловые и ролевые игры
дискуссия
дебаты
конференция
ситуация
специфика
1. Концепция развития образования РФ на 2016–2020 годы [Электронный ресурс]. – URL: http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/ (дата обращения: 07.11.2017).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 07.11.2017).
3. Мирошина Т.А. Формирование гражданской позиции студентов вуза как социально-педагогическая проблема [Текст] / Т.А. Мирошина, Т.Б. Игонина // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – Т. 1, № 2 (58). – С. 110–114.
4. Петренко М.А. Инновационные методы обучения иностранному языку / М.А. Петренко, Г.М. Чопсиева // Мир науки и инноваций. – 2015. – Т. 6, № 2 (2). – С. 55–61.
5. Петренко М.А. Интенсивные методы обучения иностранным языкам [Текст] / М.А. Петренко, М.С. Романенко // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (7). – С. 165–169.
6. Королева Н.Е. Воспитательный аспект в преподавании иностранного языка в вузе [Текст] / Н.Е. Королева, Ф.Х. Сахапова, Н.А. Чернова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы LXXIII–LXXIV Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Издательство «СибАК», 2017. – № 3(72). – С. 19.

Приоритетами образовательной политики являются достижения нового качества образования через информатизацию образования и оптимизацию методов обучения. В «Концепции развития образования РФ на 2016–2020 годы» излагается необходимость «модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития» в России [1, с. 2]. Межкультурная интеграция на национальном и международном уровнях требует и модернизации содержания языкового образования. Поэтому главная цель современного образования – воспитание интеллектуального поколения, формирование творческой личности c глубокими гражданскими убеждениями, целостно воспринимающей мир, способной активно влиять на процессы, которые происходят в социальной и профессиональной сферах.

Важность гражданского воспитания отражена и в таком нормативно-правовом документе, как «Национальная доктрина образования 2025 года», в котором говорится: «Система образования призвана обеспечить: воспитание патриотов России; граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества» [2, с. 1]. Отсюда вытекает актуальность подготовки выпускников с высокими гражданскими качествами и успешно владеющих иностранными языками.

Гражданские убеждения – это твердая уверенность в истинности своих взглядов на политику страны, мировые культурные ценности и национальное наследие, на нормы морали, дружбу между народами. Это способность защищать свои идеи, активно проводить их в жизнь, бороться с ошибочными, сомнительными взглядами. Авторы согласны с Т.А. Мирошиной в том, что «на этапе формирования гражданских убеждений личности знания приобретают силу глубоких внутренних мотивов и стимулов действия, происходит перевод гражданских знаний в убеждения» [3, с. 110–111].

Гражданские убеждения, по мнению авторов, можно формировать через интенсивное обучение, когда обучаемые обмениваются мнениями, спорят, приходят совместными усилиями к истине. В процессе обучения на занятиях по иностранному языку происходит слияние личного опыта каждого студента с опытом преподавателя и других студентов.

Преимущество интенсивного обучения состоит не в количественном сокращении времени и увеличении информации, а в качественной подаче обучающего материала, которое позволяет за тот же отрезок времени достичь языковых знаний и сформировать гражданские качества у студентов вуза. М.А. Петренко, Г.М. Чопсиева в своей работе «Инновационные методы обучения иностранному языку» полагают, что «в процессе обучения ученик «понял» изучаемый язык, употребив ранее выученные фразы и конструкции в неподготовленных, импровизированных ситуациях. В этом случае, у обучающихся формируется некоторый набор коммуникативных умений, а язык согласно данному методу выступает не как цель, а как средство общения, успешной коммуникации» [4, c. 61].

Преподаватель иностранного языка должен знать уровень знаний и учесть умения и навыки каждого студента. Авторы считают неоспоримым мнение М.А. Петренко, М.С. Романенко о том, что индивидуальный подход педагога к каждому ученику «…помогает учащимся осознать себя как личность, выявить в себе возможности, стимулирующие самореализацию» [5, c. 165]. Выработать навыки говорения на иностранном языке – это сложный процесс: следует определить предмет говорения; обдумав на родном языке, перейти на изучаемый язык; сформулировать свою мысль при помощи определенных средств и способов. Далее следует осмыслить высказывания, удержать слова в памяти, проговаривать высказывания; запоминать слова, словосочетания, чтобы применить их успешно на следующих этапах говорения. Для контроля воспроизведенной речи необходимо научить слушать и слышать свою речь и понимать речь других людей. На этой основе создаются управляемые взаимоотношения в системе «преподаватель – коллектив – учащийся» и организуется управляемое речевое общение в учебной группе.

Поскольку количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка в неязыковом вузе, невелико, то исходя из основной цели интенсивного обучения – в кратчайший срок обучить умениям иноязычного общения, авторы выделяют два главных условия: минимально необходимый отрезок времени для того, чтобы научить общаться в пределах бытовой тематики при максимальном объеме учебного материала и соответствующей его организации, а также максимально используют все резервы обучаемых в учебной группе при творческом подходе в преподавании.

При обучении иноязычной коммуникативной деятельности применяются групповые формы работы: работа в парах, тройках, группах, командах. Особенностью группового овладения речевой деятельностью (cooperative learning) является непосредственное взаимодействие между обучающимися, их совместная согласованная деятельность, ведущая к реализации общих целей. Задача преподавателя заключается в том, чтобы учение было бы личностно значимым для каждого обучаемого, сплачивало бы обучаемых и способствовало активному формированию не только иноязычных коммуникативных навыков и компетенций, но и воспитанию гражданских убеждений. Игровые моменты, создаваемые на уроке, организуются преподавателем как смена ролей личностного участия. Преподаватель продуманно вовлекает каждого учащегося в общую работу, продуманно распределяет роли на каждую игру, эпизод, делает каждого обучаемого ведущим на некоторое время, т.е. наблюдает за общением и в случае необходимости, корректирует это общение. Участие в играх позволяет выработать чувство такта по отношению к партнеру по общению, умение вежливо и доброжелательно подвести его к желаемым результатам переговоров или к разрешению конфликтных ситуаций, развивать гражданские убеждения.

Авторы предлагают «банк» языковых игр, направленных как на формирование речевых умений на английском языке, так и на развитие гражданских убеждений обучаемых. Языковые игры могут быть использованы преподавателями для работы со студентами как начинающими, так и ранее изучавшими английский язык, желающими научиться говорить на языке, понимать речь собеседника, отвечать на заданные вопросы и самим задавать их, уметь высказаться в пределах заданной тематики. Например, языковая игра «На международной конференции». Цель: развитие навыков устной речи. Диалогическая речь. Полилог. Форма выполнения: работа в группах. Наглядность: изображения флажков разных стран. Методика проведения: студенты представляют себя на международной конференции. Они являются представителями различных стран. Флажок, который они вытянут по жребию, будет означать страну, которую они должны представить. Рассказать о стране, о ее столице, назвать язык страны, что можно увидеть, как можно приехать в страну (поездом, пароходом, самолетом). Студенты сначала работают в группах, а затем каждый представляет для остальных свою страну. Эта игра способствует формированию убежденности, что каждая народность гордится своей культурой, своей страной, языком, своими национальными ценностями.

Коллективная учебная деятельность требует от каждого включения в совместную интеллектуальную деятельность, объединения умственных усилий для преодоления трудностей и решения проблем. Для организации эффективного общения учитываются определенные количественные и качественные характеристики учебной группы: ее оптимальный объем (10–12 человек), личностные характеристики (неоднородность группы), пространственное расположение участников общения (сидя полукругом, лицом друг к другу). Каждый вид работы в аудитории имеет своей целью дать представление о том, как может проходить беседа по предлагаемой теме и каким образом можно ввести новую языковую информацию, как активизировать и закрепить лексику, языковые модели и отдельные грамматические структуры. Авторы применяют такие задания, как:

А. What do you do? Цель: развитие навыков устной речи. Монолог. Диалог. Форма выполнения: Работа в группе. Методика проведения: каждый из присутствующих обучающихся выбирает себе любую профессию или специальность. С помощью пантомимы изображает то, чем он занимается. Группа отгадывает. Образец: I‘m Tony. I’m a doctor.

Yes, you’re right. I’m a doctor. I specialize in medicine.

No doubt. Mona is a musician by profession.

Б. Ваш друг из Великобритании прилетает в Казань. Цель: развитие навыков устной речи. Активизация системы грамматических времен английского языка (Present Indefinite, Present Perfect, Past Indefinite, Future Indefinite), конструкция «to be going to». Диалог. Полилог. Речевые умения: здороваться, привлечь внимание к себе, представиться при знакомстве, представить другого человека, своего друга; сообщить начальные сведения о себе. Форма выполнения: работа в группе. Методика проведения: вы встречаете его в аэропорту с друзьями. Поздоровайтесь, познакомьте его с друзьями, спросите о том, как прошел полет; нравится ли ему погода. Помогите ему найти багаж. Расскажите о предстоящей культурной программе.

В. Расспросите своего соседа слева о его соседе. Узнайте как можно больше информации о нем: кто он, кто по национальности, женат ли он, кто он по профессии, бывал ли он в нашей стране, на каких иностранных языках говорит и т.д.

Участвуя в таких играх, обучающиеся учатся организовать свою учебную деятельность, учатся выражать свои коммуникативные намерения, побуждать собеседника к определенным речевым действиям, таким образом воздействуя на него. Во время учебной игры каждый студент проявляет и раскрывает свои личностные черты и качества характера и темперамента, которые могут быть скрыты для окружающих и о которых он сам едва ли догадывается. Искусственная среда, которая создается на уроке преподавателем, захватывает его, заставляет задуматься, выбрать собственное решение вопроса и отстаивать его истинность. Задание оценивается не только преподавателем, но и группой, в результате у него возрастает самооценка, которая мотивирует его активно принимать участие в разговоре.

Помимо игр, развивающих у студентов навыки разговорной речи и воспитывающих гражданские убеждения, большие возможности имеет учебная дискуссия. Дискуссия состоит из следующих разделов: тема, ключевые слова, введение, основные вопросы, побуждение к обсуждению представленных вопросов, аргументирование и реакция говорящих. Дискуссия протекает успешнее, если перед студентами стоят доступные для обсуждения темы на иностранном языке. Высокий уровень автоматизации речевых навыков и опыт ведения дискуссионных бесед на родном языке у обучающихся тоже влияют на ведение дискуссии.

Тематика учебных дискуссий может быть различной. Дискуссии ведут на такие темы:

1. Вуз и учеба.

2. Права, обязанности и льготы студента.

3. Волонтерство среди молодежи.

4. Отдых студентов.

5. Активная жизненная позиция студентов.

6. Выпускники вуза на рынке труда.

7. Гранты для студентов.

8. Научная деятельность студентов и т.д.

В дискуссии студенты учатся правильно подойти к обсуждению жизненно важных проблем, доказывать, убеждать, привести аргументы для отстаивания своей точки зрения. Например, по теме «Volunteer activity among young people» студентам можно предложить обсудить такие вопросы на английском языке как: Who can be a volunteer? Whom does a volunteer help? In what situations does a volunteer give his assistance? How can a person become a volunteer? Where do volunteers work: Do they work in mass festivals, meetings, Olympic Games and other sports events? Важно в обсуждениях выслушать оппонента, уточнить факты, сделать вежливо замечания и правильно оценить мнение оппонента, затем обобщить поступающую информацию и сделать выводы, заключения. Этому обучаются через дискуссии и дебаты.

Дебаты также являются эффективной формой развития гражданских убеждений студентов. Они позволяют выявить готовность студентов к диалогу и обсуждению проблем политики и экономики, общественного развития и культурного наследия, ценностей стран изучаемого языка, достижений в различных областях науки и техники нашей страны. Например: Вы – специалист по добыче нефти. Обсудите, каковы перспективы по использованию природных ресурсов, какие альтернативные источники энергии будут широко использоваться в будущем и почему. Существуют ли источники энергии, которые не наносят вред окружающей среде? What do you think is the most important form of energy for the future? Will other sources of energy except oil and natural gas be popular in future? What are they? Are there ecologically pure sources of energy?

Пресс-конференция является одним из наиболее эффективных средств развития гражданских убеждений. Во время пресс-конференций обучающийся в роли ведущего предлагает интересную тему, чтобы начать разговор, обсуждение. Каждый студент группы выполняет какую-то определенную роль: корреспондента, журналиста и гостей.

Например, тема «Социологическое исследование». Цель: развитие навыков устной речи. Форма выполнения: работа в группе. Методика проведения: Выяснить, сколько женщин работает в высшем звене руководства? Есть ли какие-то преимущества у руководителя-женщины? Нужно ли вводить квоту на прием женщин на руководящие должности? Как Вы думаете, изменится ли со временем отношение к женщине-руководителю? Обсудите самые интересные факты. Такая форма работы создает возможность организовать своеобразную общественно-политическую практику студентов, оперативно и систематически знакомить их с важнейшими общественно-политическими событиями, с достижениями науки и техники, мотивируя их интересоваться тем, что происходит в мире, в стране, и активно участвовать в жизни своего вуза, города, страны.

Задания-ситуации представляют собой описание конкретной ситуации с изложением условий деятельности и предполагаемого результата и используются для оценки устной и письменной грамотности учащихся. Например, Вы – агенты фирмы, которая продает дачи. Цель: развитие навыков письменной речи. Форма выполнения: индивидуальная работа. Методика проведения: напишите рекламное объявление о продаже дачи: 5 комнат, кухня 7х13, гараж 12х24, недалеко от дома лес и речка, цена по договоренности.

Особенностью данного контрольного измерителя является то, что для решения задачи учащимся необходима мобилизация ранее полученных знаний, часто по нескольким дисциплинам. Через моделирование различных ситуаций формируются и развиваются способности студентов, воспитывается личность, умеющая креативно мыслить, имеющая высокую культуру и твердую гражданскую убежденность.

Н.Е. Королева, Ф.Х. Сахапова, Н.А. Чернова считают, что «воспитательный аспект [при коммуникативном подходе] обучения иностранному языку ориентирован на личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность обучающихся, их опыт, мировоззрение, интересы и склонности, их чувства не остаются в стороне, а учитываются при организации общения на занятии» [6, с. 19].

Можно сделать следующие выводы: с помощью языковых игр снимается психологическая напряженность, появляется свобода в общении; на основе диалогов и полилогов формируются культура речи, быстрота реакции на реплики собеседников; дискуссии, дебаты, пресс-конференции мотивируют к поиску нужного материала, дают возможность защитить свою точку зрения, что необходимо в любой профессии. Все представленные в статье формы работы на занятиях по иностранному языку не только побуждают студентов к общению на иностранном языке, но и воспитывают их как людей с развитыми гражданскими убеждениями.


Библиографическая ссылка

Королева Н.Е., Сахапова Ф.Х., Чернова Н.А. ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКИХ УБЕЖДЕНИЙ У СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 10. – С. 10-15;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11765 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674