Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ПЛАВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Нененко Н.Д. 1 Ганчан А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» Министерства образования и науки России
В ходе проведенного исследования доказано, что плавание является эффективным средством профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста, проживающих в гипокомфортных экологических условиях. При занятиях плаванием отмечена положительная динамика показателей антропометрического статуса. В ходе педагогического эксперимента выявлено увеличение количества детей с высоким уровнем физического развития и дошкольников, обладавших гармоничным физическим развитием. Обнаружено положительное влияние занятий плаванием на осанку детей: в ходе исследования процент детей с нормальной осанкой возрос на 18,3 % при одновременном снижении на 18,3 % относительного количества детей со значительными отклонениями осанки. В конце педагогического эксперимента количество детей, имевших нормальный свод стопы, увеличилось на 35,33 %, количество дошкольников, имевших плоскостопие 1 степени, снизилось на 18 %, 2 степени – на 28,27 %.
гипокомфортный северный регион
дошкольники
здоровье
осанка
плоскостопие
1. Бондарь Е.М. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста / Е.М. Бондарь // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2006. – № 5. – С. 66–70.
2. Гребнева Н.Н. Функциональные резервы детского организма в условиях Тюменского Севера / Н.Н. Гребнева, Т.В. Сазанова // Медико-биологические и экологические проблемы здоровья человека на Севере. – 2002. – Ч. 2 – С. 16–18.
3. Марков К.К. Совершенствование методики коррекции опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста в водной среде / К.К. Марков и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/viewid=26128.
4. Эйдельман Л.Н. Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей в процессе занятий креативно-оздоровительной направленности / Л.Н. Эйдельман, А.А. Потапчук // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 3(121). – С. 197–201.
5. Агаджанян Н.А. Экология человека: учебник / Н.А. Агаджанян и др. – М.: Изд-во ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 240 с.
6. Койносов А.П. Адаптация детей к занятиям спортом на Севере: монография / А.П. Койносов. – Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008. – 177 с.
7. Кучин Р.В. Разработка приемов раннего предупреждения структурно-функциональных изменений костной ткани у женщин, проживающих в условиях ХМАО-Югры: монография / Р.В. Кучин и др. – Ханты-Мансийск: Ред-изд. отд ЮГУ, 2016. – 68 с.
8. Башкатова Ю.В., Карпин В.А. Общая характеристика функциональных систем организма человека в условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры / Ю.В. Башкатова, В.А. Карпин // Экология человека. – 2014. – № 5. – С. 9–16.

За последнее время произошло существенное снижение показателей физического развития и двигательной активности детей дошкольного возраста. Это связано не только с особенностями современных социально-экономических условий жизни и экологической ситуацией, но и с недостаточно сформированной потребностью детей в здоровом и активном образе жизни [1, с. 66; 2, с. 18]. Согласно исследованиям НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в Российской Федерации число здоровых дошкольников составляет не более 10 % от общей выборки популяции, в то время как у 70 % детей зафиксированы функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата.

Для периода первого детства, с одной стороны, характерна повышенная чувствительность опорно-двигательного аппарата к различным воздействиям, с другой, именно на этом этапе закладывается основа физического здоровья взрослого человека. Все это определяет необходимость разработок оздоровительных программ, направленных на укрепление здоровья детей [3, с. 115; 4, с. 201].

Особенно данная проблема актуальна в гипокомфортных северных регионах, где растущий организм подвержен дополнительно действию низких температур, резким перепадам атмосферного давления, дефициту кислорода и ультрафиолета и т.д. [5–7]. Вынужденная сниженная физическая активность отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма дошкольников, приводит к патологическим сдвигам [6; 7; 8, с. 16]. Таким образом, поиск эффективных форм и методов физического воспитания, повышения функциональной подготовленности и двигательной активности дошкольников, проживающих в специфических климатических условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, является крайне актуальным.

В связи с чем, целью данного исследования явилось исследование влияния занятий плаванием на функциональное состояние опорно-двигательного аппарата дошкольников, проживающих в условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Материалы и методы исследования

Исследование было проведено на базе лаборатории по направлению «Физическая культура» (бакалавриат и магистратура) Гуманитарного института ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск. В исследовании приняли участие 23 мальчика в возрасте 5–6 лет. Все дети с сентября 2016 г. по май 2017 г. посещали секцию по плаванию в СОК «Дружба», г. Ханты-Мансийска. Занятия в секции проводились с периодичностью 3 раза в неделю. Проведение антропометрических исследований осуществлялось в первой половине дня на обнаженных детях, в теплом помещении. Используемый инструмент был стандартизирован.

Уровень физического развития и степень его гармоничности оценивался при помощи перцентильного метода. Метод перцентилей позволяет с помощью шкалы выделить лиц со средними, высокими и низкими показателями физического развития. Оценка осуществляется по таблицам центильного типа.

Оценка состояния осанки дошкольников проводилась с использованием теста Е.И. Рутковской и путем расчета плечевого индекса. Тест Е.И. Рутковской заключается в субъективной оценке 10 признаков нарушений осанки.: при осмотре ребенка спереди оценивалось положение головы, шеи, состояние грудной клетки, симметричность шейно-плечевых углов, треугольников талии, бедер; осмотре сбоку – форма спины, грудной клетки, живота, положение плеч, лопаток; осмотре сзади – состояние позвоночника, уровень расположения углов лопаток, форма ног, ось пяток. Данные осмотра заносились в антропометрическую карту, в которой фиксировались обозначенные отклонения осанки. Данные соматоскопии позволяют выявить детей с нормальной осанкой, с некоторыми отклонениями осанки, со значительными нарушениями осанки. Помимо теста Е.И. Рутковской, для выявления нарушений осанки в сагиттальной плоскости использовали оценку плечевого индекса. Для определения плечевого индекса проводили измерения ширины плеч и плечевой дуги.

Для диагностики плоскостопия применялся измерительный плантографический метод. Анализ плантограммы проводился по методу В.А. Яралова-Яраленда, который позволял диагностировать нормальную стопу, плоскостопие 1 степени и плоскостопие 2–3 степени.

Результаты исследования представлены в таблицах в виде средней арифметической и стандартного отклонения. Достоверность различий показателей между двумя группами оценивали в зависимости от соответствия сравниваемых выборок нормальному распределению с помощью параметрического t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на определенных этапах постнатального онтогенеза, когда под воздействием средовых факторов происходит преобразование фенотипических проявлений в генотипические. Физическое развитие, наряду с заболеваемостью и смертностью, является одним из ведущих критериев здоровья населения страны. Особого внимания заслуживает выявление негативных тенденций в физическом развитии детского населения северных регионов, где условия проживания характеризуются действием комплекса экстремальных климатогеографических факторов.

В ходе проведенного исследования отмечено благоприятное влияние занятий плаванием на ростовые процессы дошкольников. Обнаружена положительная динамика всех изучаемых антропометрических показателей (табл. 1). Так, увеличение показателя длины тела в ходе педагогического эксперимента соответствовало 2,16 %, массы тела – 7,6 %, окружности грудной клетки на вдохе, выдохе и паузе – 2,63 %, 2,88 % и 2,66 % соответственно. Выявлен достоверный прирост показателя экскурсии грудной клетки с 2,36 ± 0,25 см (в начале эксперимента) до 4,27 ± 0,48 (в конце эксперимента) (р ≤ 0,05), что свидетельствует об укреплении дыхательной мускулатуры и повышении подвижности грудной клетки.

Таблица 1

Воздействие занятий плаванием на основные антропометрические показатели дошкольников (M ± m)

Исследуемый показатель

До начала занятий

После окончания занятий

Прирост , %

Рост, см

125,91 ± 1,62

128,64 ± 1,74*

2,16

Вес, кг

26,0 ± 0,92

28,39 ± 0,97*

7,6

ОГК в паузе, см

63,45 ± 1,01

65,14 ± 1,10

2,66

ОГК на вдохе, см

65,77 ± 1,06

67,50 ± 1,06

2,63

ОГК на выдохе, см

63,23 ± 1,07

63,41 ± 1,05

2,88

Экскурсия грудной клетки, см

2,36 ± 0,25

4,27 ± 0,48*

80,9

Примечание. * – различия достоверны (р < 0,05) между соответствующими показателями.

В ходе проведенного исследования была осуществлена оценка физического развития дошкольников методом перцентилей. Данный метод отражает не только соответствие возрастно-половым нормам, но и дает возможность оценить гармоничность морфофункционального статуса и определить соматотип испытуемых.

Использование центильных таблиц позволило определить уровень физического развития в начале и конце педагогического эксперимента. Так, в сентябре месяце рост детей был оценен следующим образом: у 45 % – средний, у 55 % – очень высокий; в мае выявлено снижение относительного количества детей со средним ростом (36 %) при увеличении процента детей с ростом, оцененным как рост выше среднего (9 %) и очень высокий (55 %). Аналогичная динамика была отмечена по показателям окружности грудной клетки и массы тела. В сентябре оценка окружности грудной клетки ниже среднего была определена у 9 % детей, средняя – у 18 %, выше среднего – 55 %, высокая и очень высокая – по 9 %; в мае увеличился процент детей со средней окружностью грудной клетки (27 %), выше средней (46 %), высокой (18 %) и очень высокой (9 %). Масса тела изменилась следующим образом: в начале педагогического эксперимента 46 % имели среднюю массу, 27 % – выше среднего, 18 % – высокую, 9 % – очень высокую; в конце эксперимента у 46 % – средняя, 27 % – выше средней, 27 % – высокая.

Занятия в секции плавания привели к гармонизации физического развития дошкольников (рис. 1): в начале исследования число детей, имевших гармоничное физическое развитие, составляло 36 %, резко дисгармоничное – 28 %, дисгармоничное – 36 %; в конце исследования – 45 %, 45 % и 10 % соответственно.

nen1.wmf

Рис. 1. Влияние занятий плаванием на физическое развитие детей дошкольного возраста

nen2.wmf

Рис. 2. Комплексная оценка осанки дошкольников по тесту Е.И. Рутковской в начале и конце исследования

В настоящее время особого внимания заслуживает проблема коррекции нарушений функционального состояния опорно-двигательного аппарата дошкольников, среди которых лидирующие позиции у нарушений осанки и плоскостопия [1, с. 70; 2, с. 18; 3, с. 115].

При оценке осанки дошкольников, проведенной с использованием теста Е.И. Рутковской, после восьми месяцев занятий плаванием выявлено уменьшение количества детей, имеющих отклонения в осанке по некоторым шкалам теста, а именно, процент детей с нарушением симметричности головы, шеи, плеч, лопаток и таза уменьшился на 18 %, детей с чрезмерным выпячиванием живота – на 27 %, с чрезмерным наклоном плеч вперед и отставанием лопаток – на 37 % и чрезмерной выраженностью физиологических изгибов позвоночника – на 18 %.

В результате комплексной оценки всех десяти шкал теста Е.И. Рутковской обнаружено увеличение количества детей с нормальной осанкой с 45,45 % в начале эксперимента до 63,63 % в конце при одновременном уменьшении процента детей со значительными отклонениями осанки c 36,36 % до 18,18 %, число детей с некоторыми отклонениями осталось неизменным (рис. 2).

Кроме этого, в ходе проведенного исследования выявлен достоверный прирост ширины плеч и плечевого индекса дошкольников при регулярных занятиях плаванием (табл. 2). Так ширина плеч в начале эксперимента у дошкольников составила 30,82 ± 0,63 см, в конце 32,82 ± 0,60 см (р < 0,05), плечевая дуга 35,45 ± 0,47 см и 36,36 ± 0,69 см, соответственно, плечевой индекс 0,87 ± 0,01 и 0,90 ± 0,01 (р < 0,05).

Таблица 2

Влияние занятий плаванием на плечевой индекс (M ± m)

Исследуемый показатель

До начала занятий

После окончания занятий

Прирост, %

Ширина плеч

30,82 ± 0,63

32,82 ± 0,60*

6,49 %

Плечевая дуга

35,45 ± 0,47

36,36 ± 0,69

2,56 %

Плечевой индекс

0,87 ± 0,01

0,90 ± 0,02*

3,44 %

Примечание. * – различия достоверны (р < 0,05) между соответствующими показателями.

nen3.wmf

Рис. 3. Влияние занятий плаванием на функциональное состояние стопы

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся фиксированным уплощением ее сводов. Изменение формы стопы приводит не только к ухудшению ее амортизирующих свойств, но вызывает нарушения осанки, изменяет положение таза, снижает физическую работоспособность ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом.

Формирование стопы происходит до 6-летнего возраста, следовательно, именно в этом возрасте легче предупредить развитие деформации стоп, а при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях деформация свода стопы не прогрессирует и является обратимым процессом. В комплексе профилактических мероприятий важное место занимает плавание.

В ходе проведенного исследования функциональное состояние стопы оценивалось методом плантографии. До начала посещения секции плавания у 54,54 % детей отмечалось плоскостопие 1 степени, у 18,18 % – плоскостопие 2 степени и у 28,27 % – нормальная стопа, после педагогического эксперимента дети со 2 степенью плоскостопия отсутствовали, 36,40 % детей имели плоскостопие 1 степени, 63,60 % – нормальную стопу (рис. 3).

Заключение

В условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры низкий уровень физического развития детей дошкольного возраста является актуальной проблемой и требует акцентирования внимания на вопросах повышения двигательной активности детей-северян [5–8, с. 16]. В ходе проведенного исследования выявлено, что занятия плаванием с детьми дошкольного возраста способствовали положительной динамике показателей морфологического статуса испытуемых. В ходе педагогического эксперимента выявлено увеличение количества детей с высоким уровнем физического развития и дошкольников, обладавших гармоничным физическим развитием. Занятия в секции плавания можно рекомендовать детям с раннего детства с целью предупреждения и профилактики развития нарушений опорно-двигательного аппарата. Обнаружено положительное влияние плавания на формирование мышечного корсета и нормализацию осанки детей дошкольного возраста. Показатели итогового тестирования осанки по Е.И. Рутковской существенно превосходили исходные данные, отмечен прирост детей с нормальной осанкой (на 18,3 %), при одновременном снижении относительного количества детей со значительными отклонениями осанки (на 18,2 %). В конце педагогического эксперимента количество детей, имевших нормальный свод стопы, увеличилось на 35,33 %, количество дошкольников, имевших плоскостопие 1 степени, снизилось на 18 %, 2 степени – на 28,27 %. Таким образом, в ходе проведенного исследования доказано, что занятия в секции плавания могут быть рекомендованы для коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детям 6–7 лет, проживающим в гипокомфортных северных регионах.


Библиографическая ссылка

Нененко Н.Д., Ганчан А.А. КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ПЛАВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 12. – С. 17-22;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11780 (дата обращения: 06.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074