Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тутолмин А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «ГГПИ им. В.Г. Короленко»
Развитие различных сфер жизни общества обусловлено созидательными силами людей, обладающих творческим потенциалом, готовностью и способностью реализовывать его. «Век пользователей» актуализирует проблему развития творческих способностей современной личности. Для воспитания креативной личности востребуется педагог с соответствующей компетенцией. Профессиональная подготовка педагога-креатолога возможна при научно обоснованной организации педагогического процесса. Цель настоящего исследования – экспериментальное изучение особенностей развития креативной компетентности у бакалавров начального образования в процессе обучения в вузе. Исследовалась зависимость оптимального креативно-педагогического развития студентов от условий организации педагогического процесса и сформированности структурных компонентов креативной компетентности личности будущего педагога-креатолога. Для исследования эврилогической, креатологической и акмеологической эрудиции; сформированности навыков креативного поведения, педагогического мастерства, продуктивности педагогического мышления и деятельности; психологических (творчески значимых личностных качеств) характеристик личности нами применялась диагностическая методика ГОКК (групповая оценка креативной компетентности). Сравнение результатов исследования осушествлялось по трём уровням сформированности креативной компетентности. В качестве независимой переменной был апробирован элективный курс «Основы педагогической креатологии», направленный на становление педагога-креатолога через теоретическое и практико-методическое самосовершенствование, акмеологическое саморазвитие. В ходе экспериментального исследования подтвердилась гипотеза о положительном влиянии спецкурса на формирование инновационного стиля мышления и педагогической деятельности испытуемых. В немалой степени этому способствовали олимпиадные формы организации семинарско-практических занятий по учебным дисциплинам. Обобщая результаты экспериментального исследования по распределению испытуемых по уровням развития креативной компетентности, делается научно обоснованный вывод о существенном динамическом изменении её основных параметров в процентном соотношении у испытуемых экспериментальных групп, что подтверждает исходную научную гипотезу.
бакалавр начального образования
педагог-креатолог
оптимальное креативно-педагогическое развитие
креативная компетенция
диагностическая методика ГОКК
. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
2. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала: монография. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 688 с.
3. Морозов А.В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования. дис. … докт. пед. наук: 13.00.08. – Москва, 2004. – 445 с.
4. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – 464 с.
5. Киселева Т.Г. Креативная компетентность как ключевая в списке общекультурных компетенций выпускника вуза // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: материалы XII межвуз. науч.-метод. конф., 21–22 ноября 2013 г. / отв. ред. Е.В. Сапир; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2013. – С. 15–18.
6. Брякова И.Е. Готовность студентов к развитию творческих способностей учеников как аспект формирования креативной компетентности будущих учителей-словесников. Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. – 188 с.
7. Бекешева И.С. Формирование креативной компетентности будущих бакалавров-учителей в процессе обучения математике на основе специального комплекса заданий: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 2017. – 24 с.
8. Тимофеева Н.А. Креативная компетентность в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза). URL: http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/31-2012-god/2112012/tekhnologii-ot-detskogo-sada-do-vuza/276-kreativnaya-kompetentnost-v-professionalnoj-podgotovke-studentov-pedagogicheskogo-vuza.
9. Тутолмин А.В. Профессионализация бакалавра начального образования: монография. – М., 2016. – 140 с.
10. Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе / М.М. Зиновкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – № 9 (Сентябрь). URL: http://ekoncept.ru/2012/ 12116.htm (дата обращения: 05.11.2017).
11. Медведев Д. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 октября 2014 года № 1987-р. Об учреждении союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия»». URL: http://government.ru/docs/15162.
12. Матросова Л.Н. Деловая игра в подготовке учителя. – М.: Издательство Магистр, 1996. – 134 с.

В настоящее время, как отмечается многими исследователями (Д.Б. Богоявленская [1], М.М. Кашапов [2], А.В. Морозов [3], В.Д. Шадриков [4] и др.), все актуальнее становится проблема креативных компетенций в различных сферах жизнедеятельности современного человека. Растущий спрос на креативные компетенции свидетельствует о появлении в обществе «креативного класса» – творческой элиты, людей, участвующих в иновациях, разрабатывающих новые идеи и технологии.

Очевидно, что качество профессиональной подготовки специалистов во многом определяется научно обоснованной организацией педагогического процесса. Наш многолетний опыт изучения проблемы качества педагогической профессионализации бакалавров начального образования позволяет утверждать о необходимости в качестве приоритетной формирование креативной компетенции как «ядерной».

Современные исследователи рассматривают креативную компетентность как ключевую, системную компетенция в списке ОК, представляющую собой сочетание понимания, отношения и знания [5], как интегративное динамическое качество личности, которое проявляется в способности находить оригинальные решения известных задач, выявлять новые проблемы и находить их решения [6, 7], интегральное многофакторное качество личности, обусловливающее на профессиональной основе развитие творческих способностей школьников и саморазвитие собственных творческих способностей студентов [8]. В соответствии с нашим представлением о креативной компетентности как специфической характеристике личности бакалавра начального образования, нами была поставлена цель: экспериментально подтвердить гипотезу о зависимости высокого качества педагогической профессионализации студентов «колледжных групп» от ряда теоретически выявленных и обоснованных условий [9].

Таблица 1

Исходный уровень развития креативной компетенции

Функции

Группы

Эрудиция

Представление

Знание

Понимание

Школьная

3,2

3,1

2,9

Колледжная

3,3

3,2

3,0

 

Умелость

Алгоритмичность

Технологичность

Мастерство

Школьная

3,2

3,0

2,9

Колледжная

3,6

3,1

3,2

 

готовность

Направлен-ность

Эмпа-

тия

Рефлек-

сия

Проница-

тельность

Креатив-

ность

Коммуни-

кативность

Импро-

визация

Школьная

2,6

2,3

2,0

2,1

2,4

3,4

2,0

Колледжная

2,2

2,1

2,0

2,2

2,1

3,2

2,3

Экспериментальное исследование проводилось в течение семи лет (с 2010 по 2017 г.). В нём приняли участие студенты «колледжных групп» (60 человек) и студенты «школьных групп» (80 человек), а также учителей начальных классов – выпускников ГГПИ им. В.Г. Короленко и включало три этапа. Целью констатирующего этапа было изучение сформированности общей педагогической компетентности (общекультурная, коммуникативная, интеллектуальная, рефлексивная, научно-методическая, личностного самосовершенствования) студентов «колледжных» и «школьных» групп. Для достижения цели в ходе эксперимента последовательно решались задачи изучения сформированности педагогической компетентности у учителей начальных класов – выпускников «коллекджных» и «школьных» групп, а также экспериментального исследования процесса формирования педагогической компетентности у испытуемых в процессе профессионализации (колледжная группа) и профессиональной подготовки (школьная группа). Целью поискового этапа было изучение влияния креативной компетентности на эффективность педагогического труда. Необходимо было исследовать феномен креативной компетенции бакалавра начального образования диагностическим инструментарием ГОКК (групповая оценка креативной компетентности), проанализировать влияние профессионализации (непрерывности) и профессиональной подготовки (автономности) бакалавров начального образования на профессиональную успешность. Целью формирующего этапа было развитие креативной компетентности бакалавра начального образвания в условиях обеспечения последовательности, преемственности, непрерывности при реализации преимуществ образовательного партнёрства «Педагогический вуз – колледж». Предстояло раработать и апробировать образовательную программу, включающую «сопряжённые учебные планы» профессионализации, а также программу «творческой траектории саморазвития» будущего учителя начальных классов. В процессе освоения основ творческой деятельности студенты-креатологи приобретали навыки дивергентного мышления, развивали способность и готовность к творчеству в педагогической деятельности. Одной из задач контрольного этапа экспериментальной работы являлся анализ изменений и новообразований в структуре креативной компетентности испытуемых.

В качестве диагностико-методического обеспечения экспериментальной работы нами были выбраны следующие методики: исследование эврилогической, креатологической и акмеологической эрудиции; исследование сформированности навыков креативного поведения, педагогического мастерства, продуктивности педагогического мышления и деятельности; исследование психологических (творчески значимых личностных качеств) характеристик личности. Сравнение реультатов комплексного изучения исходного уровня развития креативной компетентности студентов («школьной» и «колледжной» групп) показало наличие общей тенденции.

В ходе констатирующего этапа экспериментального исследования подтвеждено предположение о гармоничном развитии компонентов креативной компетентности и акцентуации внимания на развитии как отдельных, так и всей совокупности творчески значимых личностных качеств, образующих творческую готовность. Учитель, знающий теорию и методику креативного образования, успешно реализуя в своей педагогической деятельности инновационные педагогические технологии развития творческих способностей обучающихся, как правило, проявляет всю «гамму» творчески значимых личностных качеств. Проведённый нами корреляционный анализ показал, что уровень творческой готовности, эрудиции и умелости одинаково сильно влияют друг на друга. Корреляция между эрудицией и умелостью составила 0,806; между мастерством и готовностью – 0,807; между готовностью и эрудицией – 0,805.

Сравнение результатов по креативной эрудиции, педагогическому мастерству и творческой готовности позволило выделить три уровня сформированности креативной компетентности. Первая группа – испытуемые с незаурядной эрудицией в области классической и инновационной педагогики и креативной психологии, профессионально реализующие себя (сформированность структуры творческой готовности – ТЗЛК) и проявляя педагогическое мастерство и творчество в педагогической деятельности, т.е. имеющие высокие показатели по всем параметрам (12 % от всей выборки); вторая группа – испытуемые, владеющие хорошим потенциалом теоретической подготовленности, но не реализующие его в связи с неполной сформированностью структуры творческой готовности (ТЗЛК) к педагогической деятельности (48 %); третья группа – испытуеые с недостаточным уровнем общей и креативной эрудициии, слабой технологической умелостью, неготовностью к творческой педагогической деятельности (40 %).

Исходя из результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, нами был разработан и проведён в экспериментальных группах спецкурс «Основы педагогической креатологии» [9]. Элективный курс направлен на становление учителя-профессионала через теоретическое и практико-методическое самосовершенствование, акмеологическое саморазвитие, обеспечивающих студентам «колледжных групп» профессиональный рост: от дилетанства – к педагогическому мастерству, новаторству, акме. Содержание занятий составили темы; «Кто Я?», «Открытий чудных…», «Просвещенья дух…», «Эгональ», «Креативность», «Самосозидание», «Эрудит», «Педагог-мастер», «Креатор», «Педагогическая импровизация», «Педагогическая рефлексия», Креативное образование» и др. Cтруктурное построение занятий предполагает эмоциональную настройку и интеллектуальную разминку – семинариум и лабораториум, затем – инсайт-идею о теме и цели занятия; формирование креативного поведения: от стимульной активности – к эвристикам и креатике. Каждое занятие оказывается вмонтировано в единую конструкцию «непрерывного креативного образования», т.е. начинает пронизывать весь процесс педагогической профессионализации [10].

В ходе реализации формирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами проводился мониторинг действенности спецкурса «Основы педагогической креатологии» на развитие креативной компетенции у испытуемых. Программа мониторинга включала организацию и отслеживание систематичности ведения «креатологического словаря», «копилки педагогических парадоксов», рабочей тетради креатолога, креативного портфолио – каждым испытуемым. Периодическая проверка по ним креатологического самообразования студентов «колледжных групп» позволяла отслеживать «сдвиги» в плане креатологической грамотности и педагогической эрудиции, достижения в ходе педагогической практики. В то же время для испытуемых такая организация СРС и КСР являлась одной из форм самоэкспертизы. Для оценки творческой готовности нами был разработан и проведён конкурс креатологов. Прототипом нашего конкурса стал широко известный в педвузах практико-ориентированный конкурс педагогического мастерства, а в педагогических колледжах – чемпионат «World Skills» [11]. Существенное отличие конкурса креатологов состояло в соревновании на компетентностную поддержку творческого развития школьников, т.е. готовности к творчеству и сотворчеству. Мы модифицировали одно из конкурсных заданий, заменив «Педагогические дебаты» на деловую педагогическую игру [12].

Анализ хода и результатов эксперимента посредством мониторинга показал, что значимые изменения произошли в когнитивном (теоретическая подготовка: креативная грамотность и эрудиция) и праксическом (методическая, технологическая подготовка, перерастающая в педагогическое мастерство и творчество) компонентах креативной компетенции. Ожидаемыми оказались и результаты сформированности творческой готовности. Качественные изменения, произошедшие в экспериментальных группах, представлены в табл. 2–4.

Таблица 2

Результаты экспериментального исследования

Креатологическая эрудиция – ЭГ в %

Уровни

До эксперимента

После эксперимента

Изменения (+) (–)

Понимание

4

30

+26

Знание

14

60

+46

Представление

82

10

–72

Таблица 3

Результаты экспериментального исследования

Креатологическая умелость – ЭГ в %

Уровни

До эксперимента

После эксперимента

Изменения (+) (–)

Понимание

12

33

+21

Знание

31

45

+14

Представление

57

29

–28

Таблица 4

Результаты экспериментального исследования

Творческая готовность – ЭГ в %

Уровни

До эксперимента

После эксперимента

Изменения (+) (–)

Развита

12

45

+3

Сформирована

24

35

+11

Не сформирована

64

20

–44

Несмотря на то, что некоторые показатели развития отдельных ТЗЛК (творчески значимых личностных качеств) не превысили уровня необходимой нормы, в целом можно утверждать о той или иной степени сформированности самой структуры ТЗЛК у испытуемых экспериментальных групп.

Креатологическая умелость определялась экспертами по трём основным позициям: алгоритмичности, технологичности, мастерству. Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии экспериментальной работы (спецкурса) на формирование инновационного стиля деятельности испытуемых. В немалой степени этому способствовали олимпиадные формы организации семинарско-практических занятий по учебным дисциплинам: «методика обучния и воспитания младших школьников», «педагогические технологии», «методика обучения речевому творчеству», «теория и технологии музыкального воспитания; а также подготовка и прохождение студентами методической, стажёрской и преддипломной практик в школах.

Так, результаты практик показали, что студенты «колледжных групп» оптимально реализовали раскрытые на занятиях спецкурса творческие способности.

Сравнение результатов эксперимента до и после изучения основ педагогического творчества (спецкурса) наглядно свидетельствует о значимом развитии как отдельных характеристик, так и сформированности структуры творческой готовности в целом (табл. 4).

Результаты экспериментального исследования до и после реализации (проведения) спецкурса по основам педагогической креатологии показали, что качественные изменения в исследуемых признаках креативной компетенции у испытуемых экспериментальной группы зависят именно от предложенной нами «независимой переменной» (табл. 5, 6).

Таблица 5

Результаты исследования до и после изучения спецкурса

Критерии

Диагностические

методики

Эрудиция

Умелость

Готовность

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Mean

6,23

7,26

6,34

7,75

5,28

6,98

Median

6

7

7

8

5,2

7

Mode

5

7

7

9

5

7

Std. dev.

1,34

1,2

1,35

1,23

1,4

1,53

Variance

4,46

1,24

3,77

1,47

4,17

2,31

Range

8

5

8

4

8

6

Min.

5

5

3

5

2

4

Max.

13

10

11

9

10

10

Таблица 6

Распределение испытуемых экспериментальных групп по уровням развития креативной компетенции – в %

Уровни

Группы

Высокий

Средний

Низкий

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

До экспе-римента

После эксперимента

Экспериментальная

(колледжная) группа

11

35

25

43

64

22

Контрольная

(школьная) группа

12

17

23

28

65

55

Полученные данные свидетельствуют о влиянии спецкурса на развитие ключевых характеристик личности бакалавра начального образования, составляющих его креативную компетенцию.

Обобщая результаты экспериментального исследования по распределению испытуемых по уровням развития креативной компетнтности можно сделать вывод о существенном изменении в процентном соотношении у испытуемых экспериментальных групп.

В экспериментальной группе произошло значительное уменьшение количества испытуемых с низким уровнем (в 3 раза) и, напротив – увеличение количества испытуемых с высоким уровнем (с 11 < 35 %). Также увеличилось количество испытуемых со средним уровнем развития креативной компетенции (с 25 < до 43 %). В контрольной группе перераспределение испытуемых по уровням оказалось незначительным.

Таким образом, положительные изменения, произошедшие в экспериментальной группе, доказывают необходимость специальной подготовки бакалавров-креатологов, владеющих креативной компетентностью, навыками творческого саморазвития, умениями компетентностного развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы.

Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-18003.


Библиографическая ссылка

Тутолмин А.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 12. – С. 29-34;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11782 (дата обращения: 06.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074