Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ

Бурцев В.А. 1 Бурцева Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры
В статье представлены экспериментальные результаты исследования когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе занятий настольным теннисом. Современные тенденции развития системы высшего образования требуют новых подходов к осуществлению образовательной деятельности студентов в сфере физической культуры и спорта. Анализ и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования когнитивных способностей студентов в процессе занятий избранным видом спорта свидетельствует о недостаточной разработанности вопроса взаимосвязи когнитивной сферы интеллектуального развития личности с эффективностью осуществляемой ею спортивной деятельности. Авторами раскрывается сущностно-содержательная характеристика когнитивных способностей, под которыми понимается совокупность психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, эмоции, чувства, воля), обеспечивающих адекватное отражение в сознании человека окружающего мира. В узком смысле, применительно к специфике избранного вида спорта, понимается комплекс познавательных процессов, обеспечивающих, с одной стороны, эффективность учебно-тренировочной деятельности, с другой, результативность соревновательной деятельности в избранном виде спорта. Определены наиболее информативные методики психодиагностики для определения качеств мышления (ситуативность, включенность в практическое действие, интенсивность протекания мыслительных операций, быстрота мышления, тактическое мышление). Выявлены отстающие в развитии качества мышления, требующие целенаправленного педагогического воздействия в разработке научно обоснованной методики развития когнитивных способностей студентов в процессе формирования спортивной культуры личности.
когнитивный компонент
когнитивные способности
качества мышления
спортивная культура студентов
настольный теннис
1. Баширова Д.М. Диагностика мыслительных процессов юных теннисистов / Д.М. Баширова // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма – IV межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. – 2016. – С. 622–624.
2. Баширова Д.М. Генетическое прогнозирование успешности юных спортсменов в настольном теннисе / Д.М. Баширова // Студент – исследователь: материалы Всероссийского конкурса студенческих научно-исследовательских работ. ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». – 2017. – С. 380–382.
3. Баширова Д.М. Психологические особенности проявления мышления в игровой деятельности юных теннисистов / Д.М. Баширова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы VI международной научно-практической конференции / Под редакцией Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. – 2016. – С. 642–644.
4. Баширова Д.М. Методика развития игрового внимания у спортсменов, занимающихся настольным теннисом / Д.М. Баширова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56–6. – С. 17–25.
5. Дедловская М.В. Экспериментальное исследование формирования физкультурно-спортивной компетентности студентов неспортивных направлений / М.В. Дедловская, И.А. Золотухина, Л.Т. Миннахметова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2017. – № 2. – С. 38–42.
6. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
7. Фонарев Д.В. Модернизация системы управления спортивно ориентированным физическим воспитанием школьников на примере г. Чайковский / Д.В. Фонарев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 2. – С. 87–91.
8. Фонарев Д.В. Личностно-ориентированный подход и его обоснование на примере физического воспитания в основной школе / Д.В. Фонарев, А.Г. Сухих // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 12 (130). – С. 274–277.

Современные тенденции развития системы высшего образования требуют новых подходов к осуществлению образовательной деятельности студентов в сфере физической культуры и спорта. Анализ и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования когнитивных способностей студентов в процессе занятий избранным видом спорта свидетельствует о недостаточной разработанности вопроса взаимосвязи когнитивной сферы интеллектуального развития личности с эффективностью осуществляемой ею спортивной деятельности [1–3].

В самом широком смысле под когнитивными способностями понимается совокупность психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, эмоции, чувства, воля), обеспечивающих адекватное отражение в сознании человека окружающего мира. В узком смысле, применительно к специфике физкультурно-спортивной деятельности, понимается комплекс познавательных процессов, обеспечивающих, с одной стороны, эффективность учебно-тренировочной деятельности, с другой, результативность соревновательной деятельности в избранном виде спорта [4, 6].

Таким образом, эффективность учебно-тренировочной и результативность соревновательной деятельности определяется уровнем развития психических процессов, обеспечивающих познавательную функцию в сфере перцепции, интеллекта и психомоторики.

Перцептивные качества (широта поля зрения, быстрота восприятия изменения ситуации, предметность, структурность, апперцептивность, константность, избирательность, осмысленность восприятия) проецируют операции, связанные с восприятием поступающей информации; интеллектуальные способности (быстрота оперативного мышления, точность оперативной двигательной памяти) сопряжены с оценкой ситуации и оперативностью принятия оптимально взвешенного решения; психомоторные способности (тонкая регуляция движений, дифференциация и скорость реакции и распознавания движущихся объектов, слежение за объектом, ловкость рук и пальцев, устойчивость руки, теппинг, быстрота и точность сенсомоторных реакций, точность сенсомоторной координации, быстрота движений) обеспечивают реализацию поставленной цели [5, 6].

Ведущей идеей, определяющей теоретические подходы к исследованию когнитивных способностей индивидуума, является концепция интеллектуального развития личности через создание в управляемом образовательном процессе необходимых и достаточных условий, обеспечивающих эффективное осуществление различных видов физкультурно-спортивной деятельности (неспециальное физкультурное образование, спорт, адаптивная физическая культура, физическая рекреация, двигательная реабилитация) с целью развития познавательного потенциала спортивной культуры студентов [6, 7]. Одним из перспективных направлений психолого-педагогических исследований является разработка новых научно обоснованных методик развития когнитивных способностей студентов, обеспечивающих повышение эффективности познавательной деятельности в избранном виде спорта с целью формирования спортивной культуры личности.

Под спортивной культурой личности мы понимаем целостную (холистический подход), системно организованную (системный подход) и личностно обусловленную (личностно ориентированный подход) характеристику человека как субъекта спортивной деятельности (деятельностный подход), адекватную ее целям и содержанию (структурно-содержательный подход) и обеспечивающую личностное присвоение и создание ценностей спорта (аксиологический подход) как социокультурного феномена (культурологический подход). Особая системообразующая роль в структуре спортивной культуры личности (мотивационный, информационный, физический, операционный, аксиологический, аффективный, рефлексивный, конативный, креативный компоненты) принадлежит когнитивному компоненту, обеспечивающему функционирование психических процессов и реализацию познавательной функции студентов в избранном виде спорта.

Таким образом, содержание когнитивного компонента спортивной культуры личности составляет комплекс психических процессов, обеспечивающих познавательную функцию субъекта физкультурно-спортивной деятельности с целью формирования спортивной культуры личности. Целью функционирования когнитивного компонента спортивной культуры студентов является обеспечение эффективности реализации когнитивных способностей, направленных на управление познавательной физкультурно-спортивной деятельностью в избранном виде спорта. Эффективность функционирования когнитивного компонента спортивной культуры личности определяется комплексом психологических, педагогических и дидактических условий, обеспечивающих процессуальную и результативную составляющие образовательной деятельности. Содержанием познавательной деятельности студентов в избранном виде спорта является учебная, учебно-тренировочная и соревновательная деятельность, обеспечивающая развитие когнитивных способностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

На развитие когнитивных способностей, с одной стороны, оказывает влияние личностно-психологический фактор – индивидуальные особенности личности (задатки, двигательная одаренность, наклонности, психомоторные способности, характер, темперамент), с другой – деятельностный фактор (познавательная физкультурно-спортивная деятельность личности). Таким образом, с одной стороны, наличие личностного фактора определяет степень значимости межиндивидуальных различий, влияющих на уровень развития когнитивных способностей, с другой, проявление активного интереса, создание положительной мотивации и наличие благоприятных условий для развития ориентировочно-исследовательского рефлекса позволяет значительно повысить уровень развития когнитивных способностей студентов в процессе формирования спортивной культуры личности [6].

Выделяется три уровня развития когнитивного компонента в процессе физкультурно-спортивной деятельности:

– репродуктивный уровень обеспечивает осуществление познавательных процессов с учетом успешности воспроизведения прошлого опыта физкультурно-спортивной деятельности;

– уровень оптимизации обеспечивает осуществление мыслительных операций с учетом индивидуальных особенностей психических свойств личности и реальных условий осуществления познавательной физкультурно-спортивной деятельности;

– творческий уровень характеризуется высоким уровнем развития когнитивных способностей, вариативным поиском, оригинальностью выдвижения гипотез, новизной креативных подходов к реализации способов физкультурно-спортивной деятельности.

В процессе физкультурно-спортивной деятельности среди студенческой молодежи особую популярность приобретают игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, футбол, бадминтон, хоккей), которые привлекают своей высокой эмоциональностью, зрелищностью, многообразием проявления физических кондиций и когнитивных способностей. Особое место среди игровых видов спорта занимает настольный теннис, который характеризуется динамичностью игры, высокой скоростью смены игровых ситуаций, быстротой принятия решений, антиципацией ответных действий и высоким уровнем проявления тактического мышления, которое протекает по принципу «акцептора действия», предполагающему активно-поисковый выбор наиболее оптимального решения на основе ассоциативных связей, возникающих между личностным опытом и текущей информацией [8]. Тактическое мышление проявляется непосредственно в моторных действиях в условиях жесткого лимита времени, в процессе интенсивного психофизического напряжения, на фоне частой смены игровых ситуаций с учетом высокой степени вероятности ожидаемой игровой ситуации (табл. 1).

Таблица 1

Особенности тактического мышления спортсмена

Особенности тактического мышления

Характеристика

Наглядно-образный характер мышления

Обусловлен характером восприятия наглядно-образных игровых ситуаций, связанных с решением технико-тактических задач

Действенный характер мышления

Связан с оперативным принятием правильного решения непосредственно в момент выполнения технико-тактического действия

Ситуационный характер мышления

Характеризуется пластичностью принятия оперативного решения в зависимости от игровой ситуации

Быстрота мышления

Проявляется в скорости принятия решения и ответной реакции на технико-тактические действия соперника

Гибкость мышления

Измеряется количеством переключений с одного технико-тактического приема на другой

Легкость мышления

Оценивается по скорости выполнения технико-тактических заданий

Оригинальность мышления

Проявляется в зависимости от частоты принятия нестандартных решений в реализации технико-тактических задач

Целеустремленность мышления

Выражается в настойчивом стремлении к достижению поставленной тактической цели.

Означает умение спортсмена концентрироваться, не отвлекаясь и не прекращая поиски новых решений. Целеустремленность тесно связана с развитием воли

Новизна мышления

Определяется характером принятия креативного решения в реализации поставленной цели

Самостоятельность мышления

Проявляется в умении без посторонней помощи действовать самостоятельно, не поддаваясь влиянию внешних факторов.

Глубина мышления

Характеризуется степенью проникновения в суть сложившейся игровой ситуации

Широта мышления

Дает возможность бадминтонисту держать под контролем наибольшее количество связей в зависимости от игровой ситуации

Критичность мышления

Выражается в способности бадминтониста объективно оценивать собственную игровую деятельность

Методика и организация исследования

С целью выявления особенностей развития и проявления качеств мышления нами был проведен педагогический эксперимент с участием 200 студентов 1, 4-го курсов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы. В КГ вошли студенты физико-математического факультета, а в ЭГ – студенты факультета естественнонаучного образования. Физическое воспитание испытуемых КГ осуществлялось на основе типовой учебной программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов вузов. Физическое воспитание в ЭГ проводилось на основе разработанной нами экспериментальной учебной программы личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта (настольный теннис).

Для измерения уровня развития качеств мышления (ситуативность и включенность в практическое действие; интеллектуальная лабильность (оценивалась интенсивность протекания мыслительных операций); быстрота мышления) проводилась комплексная психодиагностика с использованием методики А.С. Лачинса «Гибкость мышления», с помощью которой оценивались наиболее значимые для игровой деятельности в настольном теннисе качества мышления.

Уровень развития тактического мышления определялся с помощью разработанного нами комплекса для решения специальных технико-тактических задач. Для наглядности студентам, занимающимся настольным теннисом, предлагался видеофрагмент задачи с четырьмя вариантами ответов, один из которых был верный. По результатам решения технико-тактических задач мы выявляли уровень развития тактического мышления.

В эксперименте нами изучались такие качества мышления, как ситуативность, включенность в практическое действие, интенсивность протекания мыслительных операций и быстрота мышления. Результаты проведенного исследования представлены в табл. 2.

Таблица 2

Курс

обучения

Качества мышления

Ситуативность

Включенность в практическое действие

Интенсивность протекания мыслительных операций

Быстрота мышления

Тактическое мышление

Экспериментальная группа (n=100)

1 курс

(до эксперимента)

0,67 ± 0,13

0,61 ± 0,11

22,42 ± 4,78

4,15 ± 1,91

6,33 ± 1,01

Уровень

средний

средний

низкий

низкий

средний

4 курс

(после эксперимента)

1,41 ± 0,09

1,22 ± 0,32

28,04 ± 3,74

7,32 ± 1,12

7,78± 1,14

Уровень

высокий

высокий

средний

средний

средний

Р

< 0,05

< 0,05

< 0,05

< 0,05

> 0,05

 

Контрольная группа (n=100)

1 курс

(до эксперимента)

0,64 ± 0,09

0,65 ± 0,12

21,98 ± 4,22

4,33 ± 1,72

5,96± 1,11

Уровень

средний

средний

низкий

низкий

средний

4 курс

(после эксперимента)

0,98 ± 0,07

0,86 ± 0,24

24,40 ± 3,08

4,99 ± 1,04

6,61± 1,14

Уровень

средний

средний

средний

низкий

средний

Р

> 0,05

> 0,05

< 0,05

> 0,05

> 0,05

Статистические различия ЭГ и КГ после эксперимента

4 курс

(после эксперимента)

< 0,05

> 0,05

> 0,05

< 0,05

> 0,05

На основе анализа исходных данных в начале педагогического эксперимента мы не выявили статистически значимых отличий между студентами 1 курса ЭГ и КГ (табл. 2). Изучая ситуативность мышления и включенность в практическое действие, мы выявили, что данное качество соответствует среднему уровню развития. В ходе исследования было установлено, что интенсивность протекания мыслительных операций и быстрота мышления находятся на низком уровне. Таким образом, показатели быстроты мышления и интенсивности протекания мыслительных операций у студентов, занимающихся настольным теннисом, находятся на низком уровне, что свидетельствует о необходимости направленного развития данных качеств в учебно-познавательной деятельности. Результаты эксперимента позволили нам выявить наиболее отстающие качества игрового мышления, такие как интенсивность протекания мыслительных операций и быстрота мышления. В результате решения разработанных нами технико-тактических задач мы установили средний уровень развития тактического мышления как у испытуемых ЭГ, так и КГ. После внедрения разработанной нами экспериментальной учебной программы личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта (настольный теннис) через 3 года педагогического эксперимента нами выявлены следующие изменения. В ЭГ статистически достоверные изменения произошли по следующим показателям, отражающим уровень развития качеств мышления: ситуативность (высокий уровень), включенность в практическое действие (высокий уровень), интенсивность протекания мыслительных операций (средний уровень), быстрота мышления (средний уровень). В КГ статистически значимые изменения в уровне развития качеств мышления произошли только по показателям интенсивности протекания мыслительных операций (средний уровень).

Выводы

Таким образом, обобщая результаты экспериментального исследования когнитивных способностей студентов в процессе занятий настольным теннисом, следует заключить следующее:

1. Раскрыта сущностно-содержательная характеристика когнитивных способностей.

2. Определены информативные методики психодиагностики, позволяющие измерить и оценить наиболее важные качества мышления (ситуативность, включенность в практическое действие, интенсивность протекания мыслительных операций, быстрота мышления, тактическое мышление), определяющие результативность соревновательной деятельности в настольном теннисе.

3. Выявлены отстающие в развитии качества мышления, требующие целенаправленного педагогического воздействия в разработке методики развития когнитивных способностей студентов в процессе занятий избранным видом спорта.


Библиографическая ссылка

Бурцев В.А., Бурцева Е.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 4. – С. 12-18;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11800 (дата обращения: 27.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074