Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

НОВЫЕ ТРЕНДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сихимбаев М.Р. 1 Кадырова Г.А. 2 Жумабекова М.Б. 1 Сихимбаева Д.Р. 1
1 Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза
2 Карагандинский университет «Болашак»
В статье рассмотрены инновации в сфере образования, которые являются первоочередной задачей для страны, являясь базовой предпосылкой инновационной экономики. Отмечено, что применение инновационных технологий обучения в комплексе с комбинацией различных элементов преподавания, использование новых методов обучения являются необходимыми составляющими в послевузовском образовании. С точки зрения авторов, развитие инноваций в образовании будет способствовать преодолению экономической и технологической отсталости, повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг, что создает условия для инновационного развития системы высшего и послевузовского образования. Авторами предлагается комплексная модель инновационного обучения, включающая актуальные составляющие инновационного образовательного процесса по экономическим специальностям, включая магистратуру и докторантуру (PhD). Сравнение критериев обучения по предлагаемой модели, представленное в виде диаграмм, данные для которых получены на основе фактических данных и анкетирования обучающихся (магистрантов и докторантов) и показаны в приведенных таблицах, показывает увеличение результативности образовательного процесса по мере роста применяемых новых технологий образования. В результате внедрения предлагаемых технологий в сфере послевузовского образования повысится мотивация и эффективность получения профессиональных знаний, стимулирование интереса обучающихся к научно-исследовательской деятельности.
послевузовское образование
инновационные технологии образования
кейс-стади
исследовательская деятельность
информационно-коммуникационные технологии
1. Каширина С.Д. Современная высшая школа в условиях перехода к инновационному развитию [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-vysshaya-shkola-v-usloviyah-perehoda-k-innovatsionnomu-razvitiyu (дата обращения: 21.03.2018).
2. Латуха О.А., Пушкарёв Ю.В. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. Серия «Экономика и экономические науки» [Электронный ресурс]. – URL: vuza-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 21.03.2018).
3. Хасия Т.В. Педагогические инновационные технологии в вузе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). – Уфа: Лето, 2011. – С. 120–122.
4. Полубехина В.В. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта [Электронный ресурс]. – URL: http://rud.exdat.com/docs/index-643564.html (дата обращения: 21.03.2018).
5. Бобровникова Т.В. Инновационные технологии на уроках математики [Электронный ресурс]. – URL: http://narod.ru/disk/29017 (дата обращения: 24.03.2018).
6. Шерова Г.К., Сихимбаев М.Р., Сихимбаева Д.Р. Развитие малого инновационного бизнеса в Казахстане // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 7–1 – С. 150–153.
7. Шерова Г.К., Сихимбаев М.Р., Сихимбаева Д.Р. Социально-экономические проблемы развития малого бизнеса в Казахстане // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 6–2. – С. 327–330.

Современная система инновационного образования требует постоянного совершенствования и развития. Актуальность исследования основывается на проблемах повышения качества образовательных услуг, роста активизации и мотивации к получению профессиональных знаний в высшей школе [1–2]. Проблемы высшего, среднего и послевузовского образования являются предметом постоянных дискуссий среди ученых, педагогов и общественных деятелей [3–5].

Целью исследования является развитие теоретико-методических рекомендаций по применению новых технологий и активных методов обучения в послевузовском образовании, помощь магистрантам и докторантам в понимании, усвоении и запоминании учебного материала и способствование повышению интереса обучающихся к исследовательской деятельности.

В работе использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, экономико-математические и статистические методы обработки данных.

Материал исследования основан на применении фактических данных по Карагандинскому экономическому университету.

Предлагаемая комплексная инновационная модель активных методов обучения прошла апробацию в Карагандинском экономическом университете в группах магистратуры и докторантуры (PhD) по специальностям «Экономика», «Менеджмент», «Экология и оценка» по дисциплинам «Модернизация и пространственное развитие», «Управление исследованиями», «Управление природным капиталом», «Экономическая оценка природных ресурсов» и «Контроллинг».

По перечисленным дисциплинам разработаны кейсы по наиболее актуальным направлениям народного хозяйства, касающиеся нефтегазового комплекса и его перерабатывающего сектора, природной нефтегазовой ренты и ее распределения и использования как основной части доходов от недропользования, малого бизнеса и инноваций, проблемам антикризисного управления на предприятиях [6–7].

Результаты анкетирования в преподаваемых группах показали, что использование предлагаемой комплексной модели по данным опросов магистрантов и докторантов повысило понимание, усвояемость и запоминаемость учебного материала в среднем на 12–15 %, способствовало большему раскрытию для усвояемости благодаря наглядности лекционного и практического материала в виде слайдов и презентаций, кейс-методов при изучении практического материала.

Методы конкретных ситуаций (кейс-стади) с применением элементов экономико-математического моделирования в процессе обучения особенно эффективны при исследовании финансово-хозяйственной деятельности, для анализа статистических данных и динамики процессов хозяйственной деятельности на макро- и микроуровне, выявления трендов и тенденций, прогнозированию экономической деятельности предприятий, одновременно позволяют развить у студентов знания по построению экономико-математических моделей в хозяйственной деятельности.

Использование элементов самостоятельной проектной деятельности в самостоятельной работе студентов показывает развитие творческих навыков у обучающихся, умения критически воспринимать современные народнохозяйственные и промышленно-производственные проблемы, экономические явления и процессы, активизацию мыслительной деятельности студентов, способность предлагать собственные пути решения тех или иных проблем, разрешения критических хозяйственных ситуаций на предприятиях.

Данные табл. 1 свидетельствуют о значительном повышении общего понимания преподаваемых дисциплин (до 15 %) и запоминаемости лекционного материала (до 12 %), в то время как результаты рубежного и итогового контроля знаний студентов не всегда показывают прямую корреляцию в связи с частичным влиянием других факторов, как, например, уровня их возможностей и способностей к обучению, то есть разницу в способностях студентов к изучению математических, гуманитарных или технических дисциплин, их базового уровня знаний и уровня их интеллекта и другие факторы.

Таблица 1

Результаты обучения в послевузовском образовании за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы

Специальность

Дисциплины

Критерии оценки, %

По проверке знаний путем контрольного опроса

Полученные оценки рубежного контроля

Результаты экзамена

Результаты итогового контроля знаний студентов

Общее понимание преподаваемой дисциплины

Запоминаемость лекционного материала

1 рубежный контроль

2 рубежный контроль

Докторантура (PhD)

Экономика

«Модернизация и пространственное развитие»

1

66

67

92

96

94

94

2

76

75

96

100

98

76

Менеджмент

«Управление исследованиями»

1

70

72

93

97

95

95

2

84

82

90

94

92

92

«Управление природным капиталом»

1

68

72

94

96

96

96

82

78

95

99

97

97

Средний балл

 

1

68

70,3

93

96,3

95

95

2

83

80

92,5

96,5

94,5

94,5

Магистратура

Менеджмент

«Контроллинг»

1

55

58

90

96

94

94

2

75

78

88

94

92

92

Экология и оценка

«Экономическая оценка природных ресурсов»

1

56

64

88

94

92

92

2

82

86

90

98

94

94

Средний балл

 

1

55,5

62

89

95

93

93

2

78,5

82

89

96

91

93

Примечание. 1 – 2016–2017 и 2 – 2017–2018 учебные годы.

Таблица 2

Результаты анкетирования студентов по эффективности использования технических средств и активных методов обучения и их реальному вкладу в процесс обучения в послевузовском образовании по видам активных методов обучения за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы

Специальность

Виды технических средств и активных методов обучения

Эффективность активных методов обучения (средневзвешенная величина)

Лекции-презентации

Кейс-стади

Схемы, таблицы

Тестирование с применением ЭВМ

Самостоятельная работа магистрантов и докторантов

Применение ИКТ

Докторантура (PhD)

 

Экономика

1

76

74

68

66

64

66

69,3

2

88

86

82

84

92

78

85

Менеджмент

1

74

72

72

64

68

64

69

2

90

84

80

82

90

80

84,3

Средний балл

1

75

73

70

65

66

65

69

2

89

85

81

83

91

79

84,7

Магистратура

 

Менеджмент

1

66

64

58

48

56

58

58,3

2

72

74

76

68

66

64

70

Экология и оценка

1

64

68

56

50

54

56

58

2

74

72

74

72

64

68

70,7

Средний

балл

1

65

66

57

51

55

57

58,5

2

73

73

75

70

65

66

70,3

Примечание. 1 – 2016–2017 и 2 – 2017–2018 учебные годы

Как показывает табл. 2, приведенная ниже, согласно опросам обучающихся в системе послевузовского образования, по мнению магистрантов и докторантов, реальная эффективность инновационных методов обучения составляет до 25 %.

В соответствии с рис. 1–3, диаграммы по всем рассмотренным активным формам обучения носят достаточно сглаженный характер, что означает актуальность приблизительно в равной мере практически всех рассмотренных форм инновационного обучения, однако для докторантуры уровень эффективности указанных методов обучения значительно выше.

sih1.tif

Рис. 1. Диаграммы эффективности использования активных методов обучения для магистратуры и докторантуры (PhD) по специальности «Менеджмент» за 2017–2018 учебный год. Примечание. Под факторами приняты формы активного обучения, приведенные в табл. 2

sih2.tif

Рис. 2. Сравнительные диаграммы для докторантуры по средневзвешенным величинам показателей эффективности новых технологий и активных методов обучения за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы

sih3.wmf

Рис. 3. Сравнительные диаграммы для магистратуры по средневзвешенным величинам показателей эффективности новых технологий и активных методов обучения за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы

По нашему мнению, отмеченный тренд связан с лучшим уровнем подготовки, готовности к обучению и активности обучающихся в докторантуре по сравнению с магистратурой, поскольку магистрантам, особенно на первых курсах, частично присущ более пассивный характер участия в процессе образования и недостаточное понимание исследовательского характера послевузовского обучения.

Относительно сравнения показателей эффективности новых технологий и активных методов обучения за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы, показанного на рис. 2, 3, диаграммы показывают результативный рост эффективности модели инновационного обучения в ее комплексном характере за 2017–2018 учебный год по сравнению с предыдущим учебным годом. Исследование показывает, что рассмотренные методы и технологии обучения приводят к значительному повышению эффективности учебного процесса и способствуют активизации процессов обучения в послевузовском образовании.


Библиографическая ссылка

Сихимбаев М.Р., Кадырова Г.А., Жумабекова М.Б., Сихимбаева Д.Р. НОВЫЕ ТРЕНДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 4. – С. 38-43;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11804 (дата обращения: 19.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074