Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ

Черницына Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»
Проведен анализ эффективности использования фитбол-гимнастики как средства коррекции и профилактики нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста. Исследование коррекции и профилактики нарушений осанки у старших дошкольников средствами фитбол-гимнастики проводилось на базах дошкольных образовательных учреждений г. Ханты-Мансийска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, имеющих I степень сколиоза. Они были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Дети контрольной группы занимались по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы». Для детей экспериментальной группы в данную программу были дополнительно включены комплексы фитбол-гимнастики. Занятия были сгруппированы в три периода: подготовительный, основной и заключительный. Длительность подготовительного периода один месяц, основного пять и заключительного три месяца. Для оценки нарушений осанки применяли следующие методы: выявление нарушений осанки во фронтальной плоскости производили с помощью измерения ромба Машкова и треугольников талии, в сагиттальной плоскости – измерения глубины шейного и поясничного лордозов и величины плечевого индекса. Для определения функциональных возможностей позвоночника использовали тест на гибкость по Э.Я. Степаненковой, В.Н. Шебеко. В ходе эксперимента были выявлены результаты, свидетельствующие об изменении состояния осанки в лучшую сторону под влиянием занятий фитбол-гимнастикой: выявлена тенденция к снижению асимметрии верхней части и достоверное снижение асимметрии нижней части грудной клетки; устранено искривление поясничного отдела позвоночника; увеличилась глубина шейного и поясничного прогибов позвоночника до возрастной нормы; улучшился показатель плечевого индекса до нормы; увеличилась гибкость поясничного отдела позвоночника.
дошкольники
сколиоз
лордоз
фитбол-гимнастика
фронтальная плоскость
сагиттальная плоскость
ромб Машкова
треугольники талии
1. Толстова Т.И., Козеевская Н.А. Современные представления об осанке (обзор литературы) // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. 2017. Т. 25. № 1. С. 149–156.
2. Белоусова Н.А. Оценка состояния функциональной регуляции организма у школьников со сколиотической осанкой // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2012. № 2. С. 7–10.
3. Момент А.В., Семенов Д.В. Нарушение постурального контроля у детей младшего школьного возраста со сколиотической осанкой // Гимнастика и современный фитнес: материалы Всероссийской научной интернет-конференции / Под общ. ред. М.Ю. Ростовцевой. 2018. С. 81–83.
4. Болванович А.Е., Усанова А.А., Аширова Н.А., Букаев О.Н. Особенности действия некоторых комплексов лечебной гимнастики при асимметричной осанке и сколиотической болезни I–II степени // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6–4. С. 66–69.
5. Курпан Ю.И. Осанка и корригирующие упражнения // Физическая культура в школе. 2011. № 2. С. 36–39.
6. Фадеева О.В., Сумарокова Т.С. Осанка и основные методы ее коррекции // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. 2018. С. 200–202.
7. Поволяева И.В. Правильная осанка. Вместе играем – спину выпрямляем! // Дошкольная педагогика. 2014. № 8 (103). С. 41–44.
8. Голякова Н.Н., Прокопьева А.Н. Применение фитбол-аэробики и фитбол-гимнастики на занятиях с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья // Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 ч. 2014. С. 50–55.
9. Бычкова Т.Н. Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 ч. 2013. С. 17–19.

В трудах отечественных и зарубежных авторов достаточно полно изучены процессы формирования осанки, причины, приводящие к различным нарушениям, а также различные методы ее коррекции [1, с. 151; 2, с. 8; 3, с. 82]. Но, несмотря на достаточно глубокую теоретическую проработку проблемы, она, судя по значительному числу детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в формировании осанки, остается нерешенной и в настоящее время.

Одним из перспективных направлений оптимизации системы физического воспитания детей, имеющих нарушения осанки, является поиск новых технологий, в которых использование специально подобранных физических упражнений даст положительный эффект в профилактике и коррекции нарушений осанки [4, с. 68; 5, с. 37; 6, с. 71].

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования фитбол-гимнастики в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования

Изучение влияния комплексов фитбол-гимнастики на коррекцию и профилактику нарушений осанки у старших дошкольников проводилось на базах дошкольных образовательных учреждений «Теремок», «Сказка», «Улыбка», «Незнайка» г. Ханты- Мансийска.

В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, имеющих явные нарушения осанки. Они были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Дети контрольной группы занимались по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы». Для детей экспериментальной группы в данную программу были дополнительно включены комплексы фитбол-гимнастики.

Комплексы фитбол-гимнастики, учитывающие возможность коррекции и профилактики каждого дефекта осанки, были разработаны с учётом выявленных ранее у старших дошкольников нарушений осанки [7, с. 42].

Основными отличительными особенностями от традиционных средств физического воспитания являлись:

– наличие организационных и методических подходов в коррекции и профилактике нарушений осанки, предполагающих усиленный характер средств воздействия на улучшение тонуса и трофики мышц позвоночного столба, выработка сильного мышечного корсета удерживающего позвоночник; у старших дошкольников;

– индивидуальный учёт и градация по степени развития признаков нарушения осанки;

– комплексное сочетание двухразовых занятий в неделю и индивидуальная работа по заданию, с родителями в домашних условиях. Занятия рассчитаны на три периода: подготовительный, основной и заключительный. Длительность подготовительного периода один месяц, основного пять и заключительного три месяца.

В подготовительном периоде дети знакомились с техникой выполнения упражнений на фитболах в различных положениях: сидя на фитболе, лёжа «грудь на фитболе», лёжа «спина на фитболе», сидя «фитбол как опора», стойка на коленях [8, с. 53; 9, с. 18].

В основном периоде происходило статодинамическое укрепление мышечно-связочного аппарата, тренировалась функция равновесия, увеличивалась динамическая сила мышц конечностей и статическая сила мышечного корсета, оптимизировались функции внутренних систем и органов, а также в данном периоде происходило формирование навыка правильной осанки.

В заключительном периоде отрабатывались и закреплялись навыки правильной осанки.

Примерный комплекс фитбол-гимнастики в основной период:

Упражнения направлены на общее укрепление организма, подготовку мышечно-связочного аппарата к прогрессивным нагрузкам.

Количество серий – 2–3; кол-во повторов – 8–10 раз; интервал отдыха – 2–3 мин; темп средний.

Задачи:

1. Общее укрепление организма.

2. Ознакомление с техникой выполнения упражнений с фитболом в положении лёжа, в стойке «на коленях, грудь на фитболе», сидя на фитболе.

3. Увеличение динамической силы мышц конечностей и статической силы мышц туловища.

4. Обучение правильному дыханию при выполнении упражнений.

Оборудование: фитболы.

Упражнения:

1. Поочерёдное поднимание прямых ног в положении «лёжа на спине».

Методические рекомендации: ноги в коленях не сгибать, сохранять равновесие, темп средний.

2. Одновременное поднимание прямых рук и ног в положении «лёжа на спине».

Методические рекомендации: руки в локтях и ноги в коленях не сгибать.

3. Опускание прямой ноги в положении «лёжа на боку».

4. Поднимание прямой ноги в положении «лёжа на боку».

Методические рекомендации: ноги в коленях не сгибать.

5. Поднимание таза в положении «сидя, спина на фитболе».

Для оценки эффективности фитбол-гимнастики как средства коррекции и профилактики нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста использовали следующие методы: для выявления нарушений осанки во фронтальной плоскости проводили измерение ромба Машкова и треугольников талии, в сагиттальной плоскости – измерение глубины шейного и поясничного лордозов и плечевого индекса. Для определения функциональных возможностей позвоночника использовали тест на гибкость по Э.Я. Степаненковой, В.Н. Шебеко.

Результаты исследования и их обсуждение

Данные анализа ромба Машкова показывают, что при сравнении показателей L-1 и L-2 (расстояние от 7-го шейного позвонка до нижнего угла лопатки) у детей экспериментальной и контрольной группы до начала эксперимента выявлена достоверная асимметрия верхней части грудной клетки, что доказывает наличие искривления верхнегрудного отдела позвоночника во фронтальной плоскости (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика влияния комплексов фитбол-гимнастики на симметричность ромба Машкова у старших дошкольников до и после эксперимента (M ± m)

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

до

р < 0,05

после

р < 0,05

до

р < 0,05

после

р < 0,05

L1, (см)

13,2 ± 0,41

2,6

17,9 ± 0,52

2,1

12,9 ± 0,34

2,5

18,9 ± 0,34

2,6

L2, (см)

11,7 ± 0,39

16,1 ± 0,67

10,6 ± 0,37

17 ± 0,39

М1, (см)

15,1 ± 0,54

2,5

20,1 ± 0,54

2,3

15,4 ± 0,87

1,6

20,4 ± 0,89

1,6

М2, (см)

13,5 ± 0,30

18,6 ± 0,33

13,5 ± 0,8

18,4 ± 0,89

Примечание: p – достоверность различий между показателями до и после эксперимента внутри группы.

При сравнении показателей М-1 и М-2 (расстояние от нижнего угла лопатки до пятого поясничного позвонка) у ребят экспериментальной группы также выявлена асимметричность нижней части грудной клетки, вследствие искривления нижнегрудного отдела позвоночника, а в контрольной группе различия находятся на уровне тенденции.

После цикла проведенных занятий и повторного обследования в экспериментальной группе различия сохранились, но достоверность различий для показателей уменьшилась, что говорит о положительном влиянии комплексов фитбол-гимнастики. В контрольной группе различия в показателях сохранились.

При оценке треугольников талии установлено, что до эксперимента имелись существенные различия в показателях правых и левых треугольников талии у детей обеих групп. Это доказывает наличие искривления в поясничном отделе позвоночника. После проведённых занятий различия в показателях стали недостоверными в обеих группах, что указывает на повышение симметричности треугольников талии и устранение искривления поясничного отдела. Предположительно, эти изменения могут быть обусловлены активными ростовыми процессами позвоночника в данном возрасте (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика влияния комплексов фитбол-гимнастики на симметричность треугольников талии у старших дошкольников до и после эксперимента (M ± m)

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

до

р < 0,05

после

р < 0,05

до

р < 0,05

после

р < 0,05

Состояние треугольников талии слева, (см)

3,5 ± 0,26

2,7

3,7 ± 0,21

0,3

2,9 ± 0,37

2,5

3,4 ± 0,26

0,7

Состояние треугольников талии справа, (см)

4,6 ± 0,30

3,8 ± 0,13

4,4 ± 0,45

4,5 ± 0,40

Примечание: p – достоверность различий между показателями до и после эксперимента внутри группы.

Однако в экспериментальной группе показатели правой и левой стороны практически сравнялись, а в контрольной – различия остались, хотя и недостоверные.

При анализе изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости было отмечено, что до проведения эксперимента показатели глубины шейного и поясничного лордозов у старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах не соответствовали возрастной норме (2–3 см) и между группами не различались. После цикла занятий фитбол-гимнастикой в экспериментальной группе выявлена тенденция к увеличению глубины шейного и достоверное увеличение поясничного прогиба позвоночника, в то время как в контрольной наблюдалась лишь тенденция (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительная характеристика влияния комплексов фитбол-гимнастики на глубину лордозов позвоночника у старших дошкольников до и после эксперимента (M ± m)

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

р1 < 0,05

р2 < 0,05

до

после

р < 0,05

до

после

р < 0,05

Глубина шейного лордоза, (см)

2,9 ± 0,27

3,4 ± 0,16

1,5

2,5 ± 0,16

2,8 ± 0,13

1,4

0,8

2,8

Глубина поясничного лордоза, (см)

2,5 ± 0,22

3,2 ± 0,2

2,3

2,4 ± 0,16

2,6 ± 0,16

0,8

0,8

2,3

Примечание: p – достоверность различий внутри группы после эксперимента; p1 – достоверность различий показателей между группами до эксперимента; р2 – достоверность различий между группами после эксперимента.

Отклонение величины функционального изгиба позвоночника от нормы в сагиттальной плоскости приводит к сутулости. В этом случае снижается плечевой показатель. На наличие хорошей осанки указывает плечевой показатель больше 85 %. До проведения занятий фитбол-гимнастики у детей экспериментальной и контрольной групп плечевой индекс был ниже нормы. После повторного обследования дошкольников экспериментальной группы плечевой индекс существенно изменился в большую сторону, в то время как у детей контрольной группы значительных изменений в показателе плечевого индекса не произошло (табл. 4).

Таблица 4

Сравнительная характеристика влияния комплексов фитбол-гимнастики на показатель плечевого индекса у старших дошкольников до и после эксперимента (M ± m)

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

р1 < 0,05

р2 < 0,05

до

после

р < 0,05

до

после

р < 0,05

Плечевой индекс, ( %)

78,4 ± 0,93

85,8 ± 0,74

2,3

79,5 ± 0,45

80,7 ± 0,36

2,05

1,4

2,1

Примечание: p – достоверность различий внутри группы после эксперимента; p1 – достоверность различий показателей между группами до эксперимента; р2 – достоверность различий между группами после эксперимента.

Таблица 5

Сравнительная характеристика влияния комплексов фитбол-гимнастики на развитие гибкости у старших дошкольников до и после эксперимента (M ± m)

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

р1 < 0,05

р2 < 0,05

до

после

р < 0,05

до

после

р < 0,05

Гибкость, (см)

3,34 ± 0,13

6,68 ± 016

2,7

3,41 ± 0,10

4,43 ± 0,11

2,3

1,2

2,8

Примечание: p – достоверность различий внутри группы после эксперимента; p1 – достоверность различий показателей между группами до эксперимента; р2 – достоверность различий между группами после эксперимента.

Для определения функциональных возможностей позвоночника использовали тест на гибкость по методике Э.Я. Степаненковой, В.Н. Шебеко. До проведения эксперимента у дошкольников экспериментальной и контрольной группы показатель гибкости позвоночника был ниже установленных возрастных критериев (девочки 6–8 см, мальчики 3–6). После повторного исследования в конце эксперимента показатель гибкости у детей обеих групп достоверно улучшился. Но если в контрольной группе это улучшение предположительно произошло в результате физиологического роста конечностей, то в экспериментальной – благодаря и росту конечностей, и занятиям фитбол-гимнастикой, что подтверждает высокая достоверность различий между группами (р = 2,8) (табл. 5).

Заключение

Таким образом, в ходе эксперимента по коррекции и профилактике нарушений осанки у старших дошкольников были выявлены результаты, свидетельствующие об изменении состояния осанки в лучшую сторону под влиянием занятий фитбол-гимнастикой:

– выявлена тенденция к снижению асимметрии верхней части и достоверное снижение асимметрии нижней части грудной клетки;

– устранено искривление поясничного отдела позвоночника;

– увеличилась глубина шейного и поясничного прогибов позвоночника до возрастной нормы;

– улучшился показатель плечевого индекса до нормы;

– увеличилась гибкость поясничного отдела позвоночника.


Библиографическая ссылка

Черницына Н.В. КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 11. – С. 29-34;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11843 (дата обращения: 17.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074