Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ГАДЖЕТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ КЫРГЫЗСТАНА И КАЗАХСТАНА

Жумабаева Ч.Н. 1 Бримкулов У.Н. 1
1 Кыргызско-Турецкий университет «Манас»
Существует мнение, что использование таких современных информационных технологий, как социальные сети, цифровые образовательные ресурсы, гаджеты и облачные технологии, в образовательном процессе поможет поднять качество образования и сделать его доступным для большего количества студентов. В нескольких университетах Кыргызстана и Казахстана был проведен опрос студентов различных специальностей, позволяющий выявить текущее состояние и отношение студентов к использованию вышеуказанных технологий. Исследование проводилось путем интервьюирования, анкетирования, в котором всего приняло участие 456 студентов, из них 295 студентов из университетов Кыргызстана и 161 студент из университетов Казахстана. Как показывают результаты опроса, наибольшую значимость из вышеуказанных технологий среди студентов имеют социальные сети. Однако цели использования социальных сетей далеки от образовательных и по большей части носят коммуникативный, развлекательный характер. По мнению студентов, использование социальных сетей в образовании необходимо как вспомогательное средство проведения уроков, главное достоинство которого в возможности обмена и обсуждения информации по изучаемым темам, выполняемым заданиям и проектам. В целом анализ показывает, что значимой разницы в использовании информационных технологий между студентами Казахстана и Кыргызстана нет. Тем не менее в Казахстане студенты начинают использовать интернет именно в образовательных целях раньше, чем в Кыргызстане. Также можно отметить, что студенты из Казахстана чаще используют цифровые образовательные ресурсы на национальном языке.
университет
учебный процесс
Кыргызстан
Казахстан
социальные сети
цифровые образовательные ресурсы
облачные технологии
гаджеты
1. Фещенко А.В., Зильберман Н.Н., Куликов И.А., Можаева Г.В. Использование социальных сетей и систем дистанционного обучения в учебном процессе: мнение преподавателей и студентов // Гуманитарная информатика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sotsialnyh-setey-i-sistem-distantsionnogo-obucheniya-v-uchebnom-protsesse-mnenie-prepodavateley-i-studentov (дата обращения: 24.01.2019).
2. Букаева А.А., Магзумова А.Т. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Инновации в науке. 2015. № 42. С. 120–126.
3. Жумабаева Ч.Н., Бримкулов У.Н. Социальные сети, цифровые образовательные ресурсы и гаджеты в учебном процессе (на примере Кыргызстана) // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 6. С. 182–187.
4. Чванова М.С., Храмова М.В. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России // Образовательные технологии и общество. 2014. № 3. С. 472–474 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-sotsialnyh-setey-i-ih-integratsiya-v-sistemu-obrazovaniya-rossii (дата обращения: 24.01.2019)
5. Королева Д. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе [Электронный ресурс]. URL: https://vo.hse.ru/data/2016/03/21/1128169233/Koroleva.pdf (дата обращения: 24.01.2019).
6. Официальная статистика // Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/obrazovanie/ (дата обращения: 23.01.2019).
7. Официальная статистическая информация // Министерство национальной экономики Республики Казахстан Комитет по статистике [Электронный ресурс]. URL: http://stat.gov.kz/ (дата обращения: 23.01.2019).
8. Internet Usage in Asia // Internet World Statistics [Электронный ресурс]. URL: https://www.internetworldstats.com/stats3.htm (дата обращения: 23.01.2019).
9. Global Speeds December 2018 // Speedtest Global Index [Электронный ресурс]. URL: http://www.speedtest.net/global-index#mobile (дата обращения: 23.01.2019).
10. Digital in 2018 in Central Asia // We Are Social [Электронный ресурс]. URL: https://www.slideshare.net/wearesocial/digital-in-2018-in-central-asia-86866176 (дата обращения: 24.01.2019).
11. Обзор: Государственная политика Республики Кыргызстан в информационной сфере – Часть 4: Доступ в интернет и интернет-услуги // Digital Report. 02.06.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://digital.report/kyirgyizstan-dostup-v-internet/ (дата обращения: 24.01.2019).
12. Обзор: Государственная политика Республики Казахстан в информационной сфере – Часть 4: Доступ в интернет и интернет-услуги // Digital Report. 31.05.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://digital.report/kazahstan-dostup-v-internet/ (дата обращения: 24.01.2019).
13. Most popular social networks worldwide as of October 2018, ranked by number of active users (in millions) // The Statistics Portal «Statistica» [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/272014/global-social-networks-ranked-by-number-of-users/ (дата обращения: 24.01.2019).

В последнее время во всем мире все больше и больше рассматривается возможность применения социальных сетей, цифровых образовательных ресурсов и гаджетов в учебном процессе. Социальные сети рассматриваются как возможность установления коммуникаций между преподавателями и студентами, а также как способ построения коммуникаций с потенциальными работодателями. Цифровые образовательные ресурсы являются не просто дублированием существующих учебников по тем или иным предметам, но могут оказать помощь в более углубленном изучении предмета, а также в выполнении творческих проектов. Гаджеты, т.е. устройства или приложения, по определению облегчающие или улучшающие ту или иную деятельность человека или же доставляющие полезную информацию, рассматриваются как возможность более глубокого изучения предметов. Определенно, у всех этих технологий есть свои плюсы и минусы. Тем не менее, несмотря на наличие недостатков внедрения вышеуказанных технологий, большинство участников образовательного процесса смотрят положительно на их внедрение.

В странах СНГ, на наш взгляд, опыт использования вышеуказанных технологий пока небольшой [1–3]. Существует ряд статей, посвященных данному вопросу, большинство из которых относится к российским образовательным учреждениям [4, 5]. В рамках нашего исследования были рассмотрены две страны Центральной Азии (ЦА): Кыргызстан и Казахстан.

Кыргызстан – страна с населением 6,3 млн человек. В стране 51 высшее учебное заведение, 145 средне-профессиональных учебных заведений, 2262 школы [6]. Республика Казахстан – страна с населением в 18,02 млн человек. В стране 122 высших учебных заведения, 779 колледжей, 7339 общеобразовательных школ [7]. Согласно рейтингу в [8] 41 % (2,493,400) населения Кыргызстана и 76 % (14,063,513) населения Казахстана имеет доступ к интернет. В соответствии с данными ежемесячного рейтинга скорости мобильной и фиксированной широкополосной связи по всему миру [9] по скорости мобильного интернета Кыргызстан находится на 101 месте (12,9 Mbps), а Казахстан на 79 месте (18,96 Mbps). В рейтинге по использованию широкополосной связи Кыргызстан находится на 82 месте (19,70 Mbps), а Казахстан на 58 месте (29,70 Mbps).

По числу пользователей интернета по республикам согласно данным отчета международного агентства «We Are Social» за 2018 г. [10] в Кыргызстане пользователями социальных медиа является 21 % населения, что на 700 тысяч человек больше по сравнению с 2017 г. В Казахстане активными пользователями социальных медиа являются 5,8 млн населения (32 %), что по сравнению с данными за 2017 г. больше на 3 млн человек, или же на 87 %.

По посещаемости сайтов в Кыргызстане лидером является сайт google.com, на втором месте youtube.com. В Казахстане лидером является youtube.com. Из 20 наиболее посещаемых сайтов в Кыргызстане: 8 относятся к домену kg, 4 сайта относятся к домену ru, 7 имеют домен com или org, 1 сайт к домену kz. По Казахстану получены следующие данные: 8 сайтов относятся к домену kz, 4 сайта относится к домену ru, 5 – к домену com.

Анализ поисковых запросов показывает, что большинство пользователей интернет ищет информацию для проведения досуга и получения новостей.

Приводятся данные по гендерному составу пользователей Facebook как самого востребованного ресурса: Казахстан – 55 % женщин и 45 % мужчин, Кыргызстан – 47 % женщин и 53 % мужчин [10].

Демографический анализ интернет- пользователей согласно [11, 12] показывает, что в Кыргызстане 53 % пользователей интернет в возрасте 18–24 года, в то время как в Казахстане почти 100 % проникновения интернет для возрастной категории 15–24 лет. Согласно рейтингам [10, 13] лидирующие позиции среди населения занимают социальные сети Facebook, Youtube и мессенджер WhatsApp.

Цель исследования: выявление возможности и готовности использования некоторых информационных технологий, в частности социальных сетей, гаджетов, облачных технологий, в процессе получения образования, а также востребованности разрабатываемых образовательных ресурсов на национальных языках.

По мнению авторов, данное исследование является актуальным и полезным и для других стран СНГ (ЦА).

Материалы и методы исследования

Сбор необходимого для исследования материала проводился путем личного интервьюирования, традиционного (бумажного) и онлайн (Goofle Forms) анкетирования, в котором всего приняло участие 456 студентов из четырех университетов Кыргызстана и 161 студент из двух университетов Казахстана.

Преподаватели, к сожалению, не проявили высокой активности в ходе анкетирования, и поэтому полученные результаты оказались недостаточны для проведения анализа мнения преподавателей университетов.

Методом исследования является анализ полученных данных, проводившийся с помощью программы SPSS.

Результаты исследования и их обсуждение

В опросе приняли участие: 41 % женщин и 59 % мужчин респондентов из Кыргызстана, студентов – 59 % женщин и 41 % мужчин респондентов из Казахстана. Возраст респондентов, принявших участие в опросе, приведен в табл. 1.

Таблица 1

Возраст респондентов

Страна

 

Возраст (в %)

до 20

от 21 до 30

от 31 до 40

Кыргызстан

студенты

58,5

41,1

0,4

Казахстан

студенты

82,6

17,4

В социальных сетях зарегистрировано 98 % как респондентов из Кыргызстана так из Казахстана. Из социальных сетей наибольшей популярностью пользуется WhatsApp, Instagram и YouTube (табл. 2), что немного отличается от официальной статистики, приведённой выше.

Таблица 2

Рейтинг популярности социальных сетей

Страна

Социальная сеть (в %)

WhatsApp

Facebook

YouTube

Skype

Одноклассники

Telegram

Instagram

Мой Мир

Google Plus

LinkedIn

В контакте

Twitter

Другие

Кыргызстан

92

57

75

40

27

51

72

18

29

7

63

18

13

Казахстан

95

44

79

47

3

72

92

15

16

5

75

26

7

Анализ целей использования социальных сетей показал, что критерий «с целью общения» набрал более высокий балл чем критерий «с целью самообразования» (табл. 3). В основном социальные сети рассматриваются как способ проведения досуга.

Таблица 3

Цель использования социальной сети

Страна

Цель использования социальной сети (СС) (в %)

С целью общения

С целью самообразования

Поиск, просмотр развлекательного контента

Захожу в СС от скуки

Для проведения уроков

Для игр

Др. цели

Кыргызстан

78

68

60

33

14

12

8

Казахстан

81

68

63

29

12

17

14

Использование социальных сетей в учебном процессе считают нужным и возможным 85 % респондентов как из Кыргызстана, так и из Казахстана. В качестве возможных вариантов использования можно отметить, что в основном ориентируются на использование социальных сетей как площадки для обсуждения различных вопросов по изучаемым дисциплинам (табл. 4).

Таблица 4

Желаемые цели использования социальной сети в учебном процессе

Страна

Желаемые цели использования социальной сети (в %)

Создание совместного ресурса в интернете

Обсуждение теоретических вопросов

Метод. помощь и консультации студентам

Организация новых видов учебных работ

Другое

Кыргызстан

51

55

41

31

16

Казахстан

55

53

46

41

6

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на национальном языке в процессе обучения в Кыргызстане используют 22 % опрошенных, в Казахстане используют 36 % опрошенных. В общем, в Казахстане более высокий процент использования цифровых образовательных ресурсов на национальном языке. Можно отметить, что самая востребованная категория образовательных ресурсов в обеих республиках – это электронные словари (табл. 5).

Таблица 5

Образовательные ресурсы на кыргызском языке, используемые в учебном процессе

Страна

Тип образовательного ресурса на кыргызском языке (в %)

Электронные словари и переводчики

Электронные библиотеки

Системы тестирования

Другие системы, содержащие образовательную информацию

Веб-страницы, содержащие информацию образовательного характера

Открытые образовательные ресурсы

Другое

Кыргызстан

51

17

23

9

9

8

5

Казахстан

79

30

40

15

28

20

1

Использование мобильных телефонов или других гаджетов для поиска информации по учебе также не очень распространено (табл. 6).

Таблица 6

Использование мобильных телефонов, других гаджетов для поиска информации по учебе

Страна

Использую гаджеты для поиска информации по учебе (в %)

Да, на всех занятиях

Да, на некоторых занятиях

Да, очень редко

Не использую

Кыргызстан

28

46

21

5

Казахстан

38

45

16

1

Так как из комментариев респондентов была получена информация о том, что далеко не все университеты имеют возможность регулярного обновления технической инфраструктуры, а также стабильного высокоскоростного доступного для всех интернета в пределах учебного заведения, участники образовательного процесса предпочитают в основном использовать личные устройства и свое подключение к интернету (табл. 7).

Таблица 7

Использование устройств и интернета в учебном процессе

Страна

На учебе использую устройства и интернет

учебного заведения

мои личные

и то и другое

Кыргызстан

14

72

14

Казахстан

24

51

25

Таблица 8

Устройства или гаджеты, используемые для выхода в интернет

Страна

Устройства или гаджеты, используемые для выхода в интернет (в %)

Мобильный телефон, смартфон

Ноутбук

Планшет

Настольный компьютер

Другое

Нет таких устройств

Кыргызстан

84

63

11

данных нет

3

1

Казахстан

93

70

29

данных нет

1

4

Из числа респондентов основными устройствами для выхода в интернет являются мобильные телефоны (смартфоны) (табл. 8).

В плане использования дополнительных устройств во время занятий была указана интерактивная доска (табл. 9). В перспективе использование дополнительных устройств или гаджетов во время занятий считают необходимым и эффективным 92 % респондентов из Кыргызстана и 93 % респондентов из Казахстана.

Таблица 9

Дополнительные устройства, используемые на уроках

Страна

Устройства или гаджеты, используемые на уроках (в %)

Интерактивная сенсорная доска (Smartboard)

Ардуино (Arduino)

Разберри Пай (Raspberry Pi)

Ни один из перечисленных

Другое

Кыргызстан

43

13

2

36

11

Казахстан

45

7

3

50

1

Таблица 10

Модели облачных технологий, используемых в учебном процессе

Страна

Использование облачных технологий (в %, из 100 %)

Не использую облачные технологии

Программное обеспечение как услуга (SaaS, Software as a Servise)

Платформа как услуга (PaaS, Platform as a Service)

Инфраструктура как услуга (IaaS, Infrastructure as a Service)

Кыргызстан

66

25

8

6

Казахстан

59

28

12

8

Облачные технологии в учебном процессе не используют более половины респондентов из обеих республик (табл. 10).

Заключение

Проведенный анализ позволяет выделить общее для Кыргызстана и Казахстана:

1. В социальных сетях зарегистрировано 98 % респондентов обеих республик.

2. Студенты более открыты к применению новых технологий в образовательном процессе. Опрос показывает, что пока что такие средства как социальные сети, гаджеты, различного рода образовательные ресурсы, облачные технологиии, в учебном процессе используются в минимальном объеме либо не используются вообще. Однако студенты видят в их использовании возможность повышения качества образования и степени максимальной вовлеченности в образовательный процесс всех его участников.

3. Основными устройствами для выхода в интернет являются мобильные телефоны (смартфоны) и ноутбуки.

Несмотря на то, что в целом разницы в использовании информационных технологий в университетах Кыргызстана и Казахстана нет, можно отметить следующее:

1. Студенты университетов Казахстана начинают использовать интернет именно в образовательных целях раньше, чем студенты университетов Кыргызстана.

2. Как в Казахстане, так и в Кыргызстане разрабатываются цифровые образовательные ресурсы на национальных языках, однако казахские студенты чаще используют платформы на национальном языке.

По мнению авторов статьи, внедрение современных информационных технологий в высшие учебный заведения необходимо продолжать, так как они будут полезны как в изучении вузовских дисциплин, так и в поиске потенциальных работодателей, а также в дальнейшей профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Жумабаева Ч.Н., Бримкулов У.Н. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ГАДЖЕТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ КЫРГЫЗСТАНА И КАЗАХСТАНА // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 1. – С. 5-10;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11849 (дата обращения: 17.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074