Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНИВАНИЯ

Калдыбаев С.К. 1 Эсеналиева Г.А. 2
1 Международный университет Алатоо
2 Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева
В современной системе обучения педагогических колледжей проблема оценивания учебных достижений студентов является наиболее актуальной. Это объясняется, с одной стороны, многосторонностью проблемы оценивания, задачи и функции которого столь обширны. С другой стороны, это объясняется сложностью понятия «учебные достижения студентов», состав и структура которых до сих пор не уточнены. В статье проанализирована сущность понятия «учебные достижения студентов». С точки зрения системы среднего специального образования сделана попытка выявления связи данного понятия со смежными понятиями. Педагогическая литература предоставляет множество терминов, каждый из которых может стать объектом педагогического оценивания. Это – «знания, умения и навыки», «обученность и обучаемость», «результат обучения», «уровень подготовленности», «способность обучаемых», «уровень усвоения». Компетентностный подход к обучению позволяет рассмотреть данное понятие еще шире. Состав и структура компонентов учебных достижений студентов педагогических колледжей не ограничивается лишь перечислением знаний, умений и навыков. Логика подсказывает, что кроме них в состав данного понятия должны быть включены способности и уровни мышления, личностные качества студентов. Посредством анализа сущности данных понятий, в статье приводятся основные составляющие учебных достижений студентов педагогических колледжей.
среднее профессиональное образование
учебные достижения студентов
результат обучения
обученность
обучаемость
способность
достижения студентов» и его связи с другими смежными понятиями // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 3. С. 8–16.
2. Сергеева Е.В., Чандра М.Ю. Современные технологии оценки учебных достижений обучающихся: учебное пособие. Волгоград: ПРИНТ, 2013. 115 с.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
4. Касымова Г.А. Педагогические условия формирования компетентности оценивания учебных достижений учащихся будущими учителями начальных школ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Бишкек, 2014. 22 с.
5. Малыгин А.А. Адаптивное тестирование учебных достижений студентов в дистанционном обучении: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2011. 183 с.
6. Калдыбаев С.К. Анализ содержания понятия «Результат обучения» // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 12–2. С. 176–179.
7. Матросова Е.А. Актуальные формы контроля в профессиональной подготовке студента колледжа // Молодой ученый. 2018. № 1 (187). С. 136–138.
8. Болонский процесс в России: история и современность. Национальный офис Erasmus+ в России. М., 2017. 44 с.
9. Kaldybaev S.K., Baitugolova J.A. Сontent analysis of the concept «learning outcome» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12. [Electronic resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76038 (date of access: 17.04.2019).
10. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Десятибалльные оценки степени обученности по предметам: учебно-справочное пособие. 2-е изд., испр. и доп.. М., «Граф-Пресс», 2002. 70 с.

В характеристике сущности педагогической оценки часто задается вопрос – что подлежит оценке? В этом случае следует говорить об учебных достижениях обучаемых. Как показывает анализ литературы, исследования понятия «учебные достижения студентов» проводятся в рамках проблемы высшего образования. В настоящее время существует мизерное количество исследовательских работ по данной проблеме в системе среднего профессионального образования. Это объясняется тем, что выявление учебных достижений студентов относится к практике оценочной деятельности преподавателей, его суть раскрывается в положениях или методических рекомендациях по организации оценивания результатов обучения. Поэтому изучение сущности, структуры и содержания учебных достидений студентов колледжей представляет как теоретический, так и практический интерес.

Материалы и методы исследования

Основными методами исследования в данной работе явились обзор научных и методических работ и структурно-логический анализ по проблеме учебных достижений студентов. Проведенный анализ понятий, смежных с понятием «учебные достижения студентов», позволили определить их основные компоненты. В качестве материала исследования была использована отечественная и зарубежная литература, посвященная результатам обучения, характеристике содержания учебных достижений обучаемых.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследованность проблемы учебных достижений студентов. Понятие «учебные достижения студентов» носит системообразующий характер. Не вызывает сомнения тот факт, что в его состав входят знания, умения и навыки [1]. Данное понятие появилось в рамках исследования объекта и предмета педагогических тестов. В начале ХХ в. исследования по разработке технологии тестирования в образовательном процессе привели к образованию понятия «тестов достижений», цель которого направлена на оценку результатов учебной подготовки обучающихся [2]. Достижение можно интерпретировать как успех, положительный результат деятельности. Результат, достигнутый в результате завершения процесса обучения, был обозначен исследователями как успех обучаемых. В начале ХХ в. использовались тесты успешности, которые предназначены для оценки учебных достижений учащихся.

Успех по С.И. Ожегову трактуется как положительный результат, второе значение этого термина – это общественное признание [3]. Исследователь Г.А. Касымова считает, что учебные достижения учащихся – это совокупность знаний, умений и навыков, которые были образованы по итогам процесса обучения [4]. Как отмечает российский исследователь А.А. Малыгин, «под учебными достижениями понимаются доступные для наблюдения, контроля и оценивания методами теории педагогических измерений индивидуальные результаты обучения студентов (знания, умения, навыки и компетенции), их личностные новообразования и способы учебной деятельности, выраженные в количественных и качественных показателях» [5, с. 14].

По нашему мнению, в педагогике еще не утвердилось однозначное мнение о сущности понятия «учебные достижения». В разных уровнях образования применяются разные термины. Например, в практике учебно-воспитательного процесса колледжей часто применяется термин «академическая успеваемость», который характеризует уровень усвоения учебного материала.

Анализ литературы показывает, что термин «учебные достижения студентов» применяется в различных значениях [1]:

– как процесс движения личности в учебной деятельности к поставленной цели;

– как результат, полученный личностью в итоге осуществления учебной деятельности;

– как результат успешно развивающегося процесса, в основе которого лежат познавательные потребности;

– как результат, характеризующий положительный итог учебной деятельности; когда личностью достигнута поставленная учебная цель;

– как изменение в личности, произошедшее в результате обучения.

Связь с понятиями «результат обучения», «обученность и обучаемость», способность. Анализ литературы показывает, что понятие «учебные достижения студентов» в отдельных случаях характеризуется как индивидуальный результат и личностные качества обучаемых. Это понятие имеет детерминированную связь с понятиями «результат обучения», «обученность и обучаемость», «уровень усвоения», «способность обучаемых» [1].

В работах многих авторов используется понятие «результат обучения». По мнению ученых, результат – это прошлые достижения личности, стремление личности к самосовершенствованию. Результат достигается в завершении продвижения студента в учебной деятельности. По завершении обучения студенты достигают определенных результатов. А усвоенные знания, умения и навыки составляют основу результата обучения [1, 6, 7]. В книге «Болонский процесс в России: история и современность» отмечено, что «результаты обучения представляют собой утверждения относительно того, что должен достигнуть студент с точки зрения освоения знаний и формирования понимания и способности продемонстрировать достигнутое по окончании процесса обучения» [8, с. 17]. В этом определении можно заметить сходство и связь данного понятия с понятием «учебные достижения студентов».

Многие методические работы оперируют понятиями «обученность и обучаемость». Обученность – это результат процесса обучения, в итоге которого обучаемый станет готовым уметь решать теоретические и практические задачи. По определению обученность – это умение студента использовать приобретенные знания для выполнения конкретных задач. Важной характеристикой обученности являются репродуктивные и продуктивные действия обучаемых. Репродуктивное действие характеризует воспроизведение усвоенных знаний, повторение образцов действий. Продуктивное действие подразумевает действие студента, связанное с применением накопленных опытов для изучения жизненных ситуаций, решения проблем, для осуществления творческой деятельности студентов. Как видно из сказанного, понятие «обученность» имеет причинную связь с понятием «учебные достижения студентов».

Обучаемость – это восприимчивость к обучению, которая связана с потенциалом, возможностью студента. Исследователи связывают данную характеристику с зоной ближайшего развития Л.С. Выготского. Здесь важное значение имеет мыслительная деятельность, интеллектуальная способность студента.

Можно отметить взаимосвязь между понятиями «способность обучаемых» и «учебные достижения студентов». Следует отметить, что понятия «умения и навыки» и «способность» обучаемых различаются. Умения и навыки относятся к способу деятельности. А способность обучаемых – к индивидуальным особенностям и качеству человека [1]. Способность делится на общие и специальные виды. Основная характеристика общей специальности заключается в демонстрации общих качеств и особенностей человека. Зарубежные исследователи обозначают данное понятие как интеллект. Музыкальные способности или математические способности являются примерами специальных способностей личности.

Уровень усвоения и требования к знаниям и умениям. Уровень усвоения учебного материала, как ступень и качество, может выступить как компонент учебных достижений студентов. Впервые проблема уровня усвоения учебного материала была поднята во многих работах американского психолога Б. Блума [9]. Академик В.П. Беспалько предложил следующие уровни усвоения: уровень знакомства; уровень воспроизведения; уровень умений и навыков; уровень трансформации.

Российский ученый В.П. Симонов, изучив состав обученности, предложил следующие показатели уровня усвоения учебного материала [10]:

1. Различение. Ученик отличает один объект от другого по внешним признакам.

2. Запоминание. Обучающийся репродуктивно воспроизводит содержание учебного материала.

3. Понимание. Ученик выделяет существенные признаки и связи учебного материала. Ученик анализирует, выделяет важные признаки изучаемого явления.

4. Простейшие умения и навыки. Ученик может применять знания на практике, выполнить типичные примеры.

5. Перенос. Ученик может проявлять творчество в деятельности, часто применяют знания в новых, нестандартных ситуациях.

Как видно из анализа литературы, определение структуры учебных достижений студентов требует тщательного анализа самой учебной деятельности студентов. В поиске элементов учебных достижений следует учитывать многие факторы: сформированные знания, выполняемые умения, приобретенный опыт и качество личности.

Методисты предлагают при разработке учебных достижений студентов использовать глаголы. Например, в учебной программе педагогического колледжа Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева по дисциплине «Информатика» приведены планируемые учебные достижения студентов. В программе указаны следующие достижения в итоге изучения данной дисциплины:

Студент должен знать:

– основные понятия информатики;

– роль и назначение основных устройств современных компьютеров, принципы их действия;

– роль и назначение основных устройств для хранения, обработки и передачи информации;

– программное обеспечение: роль и виды;

– текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных: возможности и правила их пользования;

– алгоритмы, правила их составления.

В результате изучения информатики студент должен уметь:

– пользоваться одним из текстовых редакторов, работать над текстовыми документами;

– составить расчеты на электронных таблицах, создать базы данных;

– пользоваться мультимедийной технологией;

– работать в интернете для поиска и редактирования нужной информации.

Владеть:

– способами создания образовательных продуктов с помощью средств информационной технологии;

– методами обработки и передачи информации.

– способами выбора программных обеспечений для выполнения определенного вида работ.

Как видно из приведенного примера, учебные достижения студентов разделены на такие важнейшие характеристики, как знание, умение и владение. В свою очередь они также расписаны с помощью показателей, которые могут быть измерены посредством оценочных инструментов.

Мыслительные действия. Сформированность учебных достижений студентов во многом зависит от наличия мыслительных действий обучаемых. Такими видами действий могут быть:

– сравнение, которое различает сходство и различие предметов по определенным признакам;

– анализ, который характеризует мысленное расчленение изучаемого предмета на части. Это могут быть выявление свойств, или элементов, а также поиск связей между элементами;

– синтез характеризует процесс соединения элементов для придания целостности изучаемому материалу;

– систематизация – это группировка понятий по определенным свойствам;

– обобщение характеризует обнаружение общих признаков изучаемого явления.

Среди других важных элементов учебного достижения студентов можно отметить сформированность самостоятельности действий, познавательную активность студентов.

Структурные компоненты учебных достижений студентов педагогических колледжей. Можно выделить следующие компоненты понятия «учебные достижения студентов педагогических колледжей».

Первый компонент включает в себя знания учебного материала и понятия об изучаемом предмете. Уровень усвоения учебного материала выявляется в процессе воспроизведения, рассказа, в процессе раскрытия понятий; в процессе классификации, описания, распознания, рецензировании.

Второй компонент включает в себя умения и навыки применения усвоенных знаний в знакомых и незнакомых ситуациях.

Третий компонент образуется с помощью личностных качеств обучаемых, в составе которых могут быть общие специальные способности, элементы творческой деятельности, показатели активности обучаемых, свойства умений учиться, характеризующие обучаемость студентов колледжей.

Заключение

Можно заметить, что «учебные достижения студентов» представляют собой широкое понятие. Оно имеет тесные связи со многими однородными понятиями, такими, как обученность и обучаемость, результат обучения, способность, мыслительные действия. Выяснилось также, что ученые в этом вопросе не пришли к единому мнению. Анализ сущности и содержания понятия «учебные достижения студентов» предполагает придание ему четкого вида структурированности. Формирование структуры данного понятия является сложным процессом и требует глубокого изучения. В таком же ключе можно охарактеризовать разработанность проблем, касающихся системы среднего специального образования.

Следует при этом заключить, что решение вышеназванных проблем, в свою очередь, требует внедрения новых методологических подходов к разработке структуры учебных достижений студентов колледжей. Можно предположить некоторые действия, которые могут оказать положительное воздействие на решение обозначенной проблемы:

1. Учебные достижения студентов педагогических колледжей могут стать объектом педагогического оценивания. Учебные достижения, как результат, реально существуют, и существуют вне сознания человека.

2. В состав учебных достижений студентов колледжей входят: знания, которые подлежат воспроизведению; умения и навыки, которые должны быть применены для осуществления учебной деятельности; способности и творчества, которые показывают сформированность личностных качеств обучаемых.


Библиографическая ссылка

Калдыбаев С.К., Эсеналиева Г.А. УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНИВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 3. – С. 51-54;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11870 (дата обращения: 16.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074