Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сахаров С.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России
Автор статьи посвятил работу проблеме воспитания лидерских качеств у студентов медицинского вуза. В статье автор провел анализ литературы по изучаемой теме и представил их результаты. Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что не все ученые пришли к единому мнению в толковании понятий: «лидер» и «лидерство». Сензитивным для развития лидерских качеств является студенческий возраст. Выстроенная образовательная и воспитательная система Тюменского государственного медицинского университета помогает стать «лидером» и обрести признание. Автор провел эмпирическое исследование у студентов педиатрического факультета медицинского вуза для выявления лидерских качеств. По результатам исследования у студентов преобладали средние и высокие качества лидерских показателей. Во время учебы в медицинском вузе у обучающихся педиатрического факультета к шестому курсу появляются лидерские качества и увеличивается доля студентов с высоким показателем. Уровень проявления лидерских качеств у юношей выше, чем у девушек. Отмечено, что студенты, проживающие в городе, обладают выраженными лидерскими качествами по сравнению со студентами, приехавшими из сельской местности. Таким образом, лидерские качества у студентов формируются, развиваются и проявляются в процессе обучения в медицинском вузе, которое изменяет траекторию профессионально-личностного роста, с учетом требований современного рынка труда. Так, это не только набор личностных качеств личности, но и особенности субъект-субъектного взаимодействия между студентами. Образовательная среда в медицинском вузе для студентов играет ведущую роль и является условием для развития лидерских качеств.
лидер
студенты
медицинский вуз
развитие лидерских качеств
1. Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. Питер, 2009. 448 с.
2. Fiedler F., Meuwese W. Leader’s contribution to task performance in cohesive and uncohesive group. Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963. № 67. P. 83–87.
3. Палаткина Г.В., Зайченко Е.А. Инновационные технологии формирования лидерства студентов вуза в пространстве социально-культурной деятельности // Психология и Психотехника. 2016. № 3. С. 290–297.
4. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 2001. 720 с.
5. Субботина А.Ю. Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза // Концепт. 2015. № 08. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/75129.htm (дата обращения: 28.10.2018).
6. Зайченко Е.А. Концептуальный анализ формирования лидерства студентов вуза в пространстве социально-культурной деятельности // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/62PDMN317.pdf (дата обращения: 26.10.2018).
7. Ионова М.С., Баляев С.И. Возможности развития лидерских качеств у студентов в условиях полиэтнической среды вуза // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. № 1. URL: http://mir-nauki.com/PDF/41PDMN117.pdf (дата обращения: 26.10.2018).
8. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Методология модернизации процессов формирования познавательно-профессиональной активности у студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 1. С. 71–80.
9. Касьянов С.А. Энциклопедия психологических тестов. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. 496 с.
10. Федотова А.В., Баева Л.В., Храпов С.А. Инновационные стратегии образовательного менеджмента (внедрение cdio в астраханском государственном университете) // Философия образования. 2014. № 1. С. 27–31.

Высшее медицинское образование в современных условиях в нашей стране приобретает значимую роль в воспитании и формировании лидерских качеств у студентов вузов.

Современное общество к выпускникам медицинских университетов предъявляет следующие требования, которым они должны соответствовать, а именно быть компетентными в своей сфере, конкурентоспособными на рынке труда, коммуникативными в общении и, главное, профессионалами. В своей будущей профессии врачу-педиатру ежедневно потребуется самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственной за их реализацию и исполнение, работать в коллективе и завоевывать авторитет среди коллег, и достигать успехов в своей профессиональной деятельности. Поэтому, студенты медицинских университетов должны развивать лидерские качества.

С конца 1960-х и начала 1970-х гг. в зарубежной и в отечественной литературе, педагогике и психологии активно изучали понятие «лидерство» и проблему лидерства в социальной среде молодежи [1; 2].

По данным литературы, существуют различные определения понятия «лидер».

Лидер (от англ. leader – ведущий, первый, идущий впереди) – это член группы, обладающий наиболее ценным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе [2; 3].

По данным различных источников, в современной психологии наиболее часто встречается определение лидера как члена группы, который выдвигается на роль руководителя в неофициальных условиях, и в конкретной значимой для группы ситуации. Функции лидера заключаются в обеспечении организации совместной деятельности людей для быстрого и успешного достижения общей цели [4].

Лидер – член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников [5; 6].

В работах отечественных ученых, А.С. Макаренко, Б.Д. Парыгина, А.П. Егоршина существенное внимание уделяется проблеме лидерства. А.С. Макаренко в своих научных трудах, данную проблему рассматривая в тесной связи с признаками коллектива, прежде всего с целями его деятельности.

Б.Д. Парыгин трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом.

А.П. Егоршин считает, что лидерство – это способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей [4].

Лидерство – один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями.

По мнению А.Ю. Субботина, лидерство – это особое качество, модель поведения человека или организации, которое обеспечивает передовые позиции [5].

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал, что психологи, педагоги все еще не пришли к единой концепции понятий «лидер» и «лидерство».

По определению Ф. Фидлера, лидер – это индивид в группе, перед которым поставлена задача руководить и координировать групповую деятельность, или тот, кто в отсутствие назначенного лидера несет основную ответственность за выполнение его работы [2].

В определении, сформулированном Фидлером, мы можем обратить внимание и на качества, которыми должен обладать лидер – совокупность знаний, навыков, умений из разных сфер жизни, позволяющих человеку собирать людей аккумулировать людей вокруг себя, формировать команду и эффективно управлять ею [2].

Сензитивным периодом развития, создающим наиболее благоприятные условия для формирования лидерских качеств в жизни человека, является студенческий возраст.

Студенческий период является центральным периодом преобразования и становления всей системы ценностных ориентаций и мотивации. В период юности молодой человек строит свои профессиональные и жизненные планы. В процессе учебы в медицинском вузе складывается студенческий коллектив, формируется мировоззрение, вырабатываются навыки и умения организационной работы, вырабатывается система работы по выработке профессионально значимых качеств личности. Студенческий возраст – это возраст объединения молодых людей в группы, которые заняты общим видом деятельности получением специального профессионального образования.

Таким образом, в период юности должны формироваться лидерские качества, особенно для будущих педиатров. Студент-медик должен обладать активностью, инициативностью, самостоятельностью и решительностью [5–7].

В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская в своих проведенных исследованиях выявили следующие понятия:

1) лидер – это член группы, который признается ею и, используя свои лидерские качества и способности, принимает оптимальное решение для достижения целей группы;

2) лидерство – это процесс реализации влияния лидера группы на ее членов в ходе достижения групповых целей [8].

Лидерские качества студента – это динамическое профессионально-личностное образование, которое формируется в процессе учебы в вузе и содержит следующие компетенции:

1. Личная эффективность – способность реализовать задатки лидера, мобилизовать свой индивидуальный потенциал, самопрезентация.

2. Коммуникативная эффективность – способность строить продуктивные и эмоциональные взаимоотношения, реализовать собственный лидерский потенциал и потенциал других.

3. Управленческая эффективность – способность влиять на других людей, умение ставить цели и определять пути их.

В западных странах с успехом используются на практике социометрические, психометрические тесты и методики, которые направлены на выявление качеств личности лидера, способностей организовывать работу коллектива, способностей управлять работой коллектива. Управление различными социальными группами, общественными организациями и обществом в целом представляет собой важнейшую теоретическую и практическую проблему. Это необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. В этой ситуации лидер играет особую роль в организации деятельности социальной группы [1].

Выстроенная образовательная и воспитательная система ТюмГМУ помогает стать «лидером» и обрести признание.

Таким образом, нами была сформулирована цель исследования: изучение развития лидерских качеств у студентов педиатрического факультета ТюмГМУ.

Реализация цели предопределила решение следующих исследовательских задач:

1. Изучить уровень развития и проявления лидерских качеств у студентов педиатрического факультета ТюмГМУ в процессе обучения.

2. Выяснить степень проявления лидерских качеств у студентов в зависимости от гендерного аспекта и влияния «социальной среды» (в зависимости места проживания: «деревенской» или «городской»).

Материалы и методы исследования

Нами проведено эмпирическое исследование лидерских качеств у студентов на базе Тюменского государственного медицинского университета. Основные методы исследования – анкетирование и авторский опросник «Диагностика лидерских способностей». В исследовании приняли участие 479 студентов первого, третьего и шестого курсов педиатрического факультета, из них юношей – 153 (31,9 %) и девушек – 326 (68,1 %).

Анкета состояла из двух пунктов:

I пункт включал общие сведения о респондентах: пол, курс, место жительства – «социальная среда» («городские жители», «сельские жители»);

II пункт содержал авторский опросник: «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий). Оценка результатов проводилась в соответствии с предложенным ключом и суммой набранных баллов: а) студенты, набравшие до 25 баллов, у них лидерские качества выражены слабо; б) обучающиеся, набравшие от 26 до 35 баллов – средний уровень развития лидерских качеств; в) респонденты, набравшие от 36 до 40 баллов – высокий уровень и г) студенты, набравшие свыше 40 баллов – развита склонность к диктату [9].

Результаты исследования и их обсуждения

Студенчество – социальная группа, которая характеризуется особым общественным поведением и связана со специфическими условиями жизни, труда и быта. Студенческую среду можно рассматривать как показательную для формирования лидерских качеств. Так как у молодых людей в период обучения в вузе могут проявляться новые социальные роли.

В ходе нашего исследования, анализа анкет были получены следующие результаты, которые отражены в таблицах. Из табл. 1, мы наблюдаем недостаточную сформированность лидерских качеств у студентов 1 и 3 курса. К шестому курсу увеличивается доля студентов с высоким уровнем проявления лидерских качеств, что объясняется необходимостью работы в команде, а также возрастающей ответственностью к самостоятельному принятию решений.

Таблица 1

Уровень развития и проявления лидерских качеств у студентов разных курсов педиатрического факультета ТюмГМУ (абс/ %)

Уровень проявления лидерских качеств

Низкий

Средний

Высокий

Склонность

к диктату

Итого

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

1 курс

46

9,6

78

16,3

51

10,7

5

1,05

180

37,6

3 курс

31

6,5

74

15,4

71

14,8

5

1,05

181

37,8

6 курс

2

0,4

33

6,9

73

15,2

10

2,1

118

24,6

Всего

79

16,5

185

38,6

195

40,7

20

4,2

479

100

Таблица 2

Проявление лидерских качеств в зависимости от гендерного аспекта (абс/ %)

Уровень проявления лидерских качеств

Низкий

Средний

Высокий

Склонность к диктату

Итого

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

Юноши

10

2,1

51

10,7

83

17,3

9

1,9

153

31,9

Девушки

69

14,4

134

27,9

112

23,4

11

2,3

326

68,1

Всего

79

16,5

185

38,6

195

40,7

20

4,2

479

100

sahar1.wmf

Проявление лидерских качеств в зависимости от «социальной среды» (в %)

Проведенные нами исследования, представленные в табл. 2, показывают, что юноши имеют более высокий уровень сформированности лидерских качеств в сравнении с девушками, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития девушек и юношей, разной степенью мотивации.

Данные на рисунке показывают, какая существует зависимость между лидерскими качествами студента и его «социальной средой».

Данные диаграммы доказывают, что студенты, проживающие в городе, обладают ярко выраженными лидерскими качествами, по сравнению со студентами, приехавшими из сельской местности.

На сегодняшний день студенческое сообщество Тюменского государственного медицинского университета динамично развивается. В вузе созданы организации, позволяющие активизировать различные стороны студенческой жизни. При наличии такого многообразия и свободы в действиях увеличиваются возможности каждого студента стать лидером. К таким организациями относятся: профсоюзная организация студентов, студенческий совет университета, студенческие советы общежитий, студенческое научное общество, спортивный клуб, студенческий клуб, редакция газеты «Медик». На педиатрическом факультете с первого курса студентов, приехавших из сельской местности, привлекают для работы в общественные организации для формирования у них лидерских качеств.

В процессе получения высшего медицинского образования студент приобретает основы профессиональной культуры специалиста (в процессе обучения осваивает знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин своей специальности, общения со специалистами во время учебной и производственной практики).

Основной целью в современном образовании является формирование и развитие человеческого капитала для выпускников медицинских университетов. К основным компетенциям, которыми должен владеть современный специалист, относят следующие умения:

1) «умение выстраивать стратегию и структуру межличностной коммуникации;

2) умение формировать эффективный коллектив; работать в коллективе; участвовать в росте и развитии коллектива;

3) умение быть лидером» [10].

В настоящий момент практическое здравоохранение, в лице основного работодателя, на современном рынке труда формирует разные требования к молодому специалисту – выпускнику медицинского вуза. Для эффективной трудовой деятельности успешного медицинского специалиста, по мнению работодателей, врач, особенно врач-педиатр должен обладать личностными характерологическими качествами: стрессоустойчивостью, коммуникабельностью, активностью и организаторскими способностями, ответственностью, мотивированностью на работу по специальности и профессиональное развитие, готовностью самосовершенствоваться и развиваться всю жизнь, аналитическим мышлением и лидерскими качествами, готовностью самостоятельно принимать решения.

Формирование лидерских способностей для педиатра в своей будущей профессиональной деятельности возможно только в социально-культурной среде медицинского университета. Для этого в медицинском вузе созданы все условия для подготовки уникального специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и эффективно функционирующего в рамках профессии: культурные, психологические, социальные и педагогические.

Таким образом, анализ результатов позволяет сформулировать следующие выводы.

Выводы

1. Образовательная среда в медицинском вузе для студентов играет ведущую роль и является условием для развития лидерских качеств.

2. Студенты медицинского вуза обучаются лидерству в процессе профессиональной подготовки в вузе для своего профессионально-личностного образования, с учетом требований современного рынка труда.


Библиографическая ссылка

Сахаров С.П. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 3. – С. 64-68;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11873 (дата обращения: 16.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074