Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ

Боркоев Б.М. 1 Aлимбеков А.А. 1
1 Кыргызско-турецкий университет «Манас»
Цель данного исследования – анализ и оценка истории, особенностей некоторых тенденций адаптации системы высшего образования Кыргызстана, в годы суверенитета к новым общественно-экономическим условиям. В этой связи анализируются структурные и содержательные изменения в системе высшего образования Кыргызстана начиная с эпохи суверенитета, проблемы, вытекающие из данного процесса и состояние их решения. Раскрыты этапы стандартизации высшего профессионального образования и особенности каждого из них. Представлен ход первых реформ в рамках стратегического проектирования в плане интеграции высших учебных заведений с международными институтами по внедрению принципов Болонского процесса, согласно которому дается оценка изменениям в учебной нагрузке студентов в учебных программах. Авторами были изучены составы компонентов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, виды профессиональной деятельности выпускников, требования, предъявляемые к основным образовательным программам и их трудоемкость. Для анализа документов отобраны официальные бумаги, относящиеся к системе высшего образования из числа официальных государственных директивных документов, опубликованных в Кыргызской Республике с момента провозглашения суверенитета до 2018 г. Вместе с этим анализируются некоторые проблемы, препятствующие развитию системы высшего профессионального образования. В этой связи наше исследование ставит своей целью заполнить пробел, существующий в научной сфере.
высшее профессиональное образование
развитие
стандарт
тенденция
проблема
1. Рыскулуева Ф.И. Становление и развитие высшего образования Кыргызстана: 1990–2007 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2009. 20 с.
2. Сабзалиева Э. Политика в сфере высшего образования в Центральной Азии и Афганистане. Доклад. [Электронный ресурс]. URL: https://sabzalieva.files.wordpress.com/2019/09/ippa-wp51-rus.pdf (дата обращения: 15.11.2019).
3. Абдырахманов Т.А. Системы образования Кыргызстана и мира ХХI век. (Кыргызстандын жана дүйнөнүн билим берүү системалары ХХI кылымда). Бишкек, 2013. 320 с.
4. Алимбеков А. Многочисленные проблемы стандартизации высшего профессионального образования в Кыргызстане // Состояние и будущего многоступенчатого высшего образования в рамках глобализации: материалы конгресса. Бишкек, КТУ «Манас». 2016. С. 5–6.
5. Образование и наука в Кыргызской Республике, 2009–2013. Статистический сборник. Бишкек, 2014. 315 с.
6. Оценка сектора (краткий обзор): образование. [Электронный ресурс]. URL: https://www.adb.org (дата обращения: 15.11.2019).
7. Кыргызстан в цифрах. Статистический сборник. Бишкек. 2017. 343 с.
8. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 23 марта 2012 года № 201 «О стратегических направлениях развития системы образования в Кыргызской Республике». [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92984 (дата обращения: 15.11.2019).
9. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 23 августа 2011 года № 496 «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в Кыргызской Республике». [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92802 (дата обращения: 15.11.2019).
10. Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012–2020 годы // Нормативные акты Кыргызской Республики. 2012. № 29. С. 10–32.
11. Стратегия развития образования Кыргызской Республики на 2012–2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://erasmusplus.kg/wp-content/uploads/2014/12/ %D0 %A1 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %8F- %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B7 %D0 %B2 %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %B8 %D1 %8F- %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B7 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %8F_2012_2020.pdf (дата обращения: 15.11.2019).
12. Торобеков Б.Т. О совершенствовании образовательных стандартов в Кыргызской Республике. [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com (дата обращения: 15.11.2019).
13. Закон Кырргызской Республики от 30 апреля 2003 года № 92 «Об образовании» [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1216?cl=ru-ru (дата обращения: 15.11.2019).
14. ОТЧЕТ о проделанной работе Аккредитационного агентства «Оценка народа» в 2018 году (январь-декабрь). («Эл баасы» Аккредитациялоо агенттигинин 2018-жылы аткарган иштери (январь-декабрь) боюнча ОТЧЕТУ). [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.kg/media/files/202771b8-4116-4dea-ae42-9b4346e0f2e1.pdf (дата обращения: 15.11.2019).

Как суверенное государство Кыргызстан имеет многоотраслевую систему профессионального образования. Высшее профессиональное образование обеспечивает развитие человеческих ресурсов, способных работать на реальном рынке труда, и непрерывно развивается в качестве субъекта мирового образовательного пространства. В определенной степени проблемы системы высшего образования в республике в различных объемах отражены в трудах авторов Т.А. Абдырахманова, Д.А. Айылчиевой, И.С. Болджуровой, Ж.К. Каниметова, В.Л. Ким, Л.П. Мирошниченко, В.И. Нифадьева, К.Д. Шаршекеевой и других. И вместе с этим указанными авторами специально не рассматриваются вопросы особенности развития и адаптации системы высшего профессионального образования республики к мировым и региональным новым общественно-экономическим условиям. Настоящая статья пусть и в небольшом объеме заполнит пробелы, которые имеются в сфере высшего профессионального образования.

Цель исследования: анализ и оценка истории, особенностей некоторых тенденций адаптации системы высшего образования Кыргызстана, в годы суверенитета к новым общественно-экономическим условиям.

Материалы и методы исследования

Это исследование в основном основывается на методе анализа документов. В данной исследовательской работе проанализированы такие нормативно-правовые документы, как программные документы, законы, постановления, инструкции, стратегии и планы мероприятий, связанные с высшим образованием.

Результаты исследования и их обсуждение

Процесс исследования адаптации системы высшего профессионального образования республики к мировым и региональным новым общественно-экономическим условиям дал возможность реконструкции особенностей развития в следующих направлениях: тенденции регионального роста количества высших образовательных учреждений; адаптация, развитие стандартов высшего профессионального образования к современным требованиям; интернационализация высшего профессионального образования; переход к независимой аккредитации, направленной к обеспечению качества.

Региональный рост количества высших образовательных учреждений. В эпоху суверенитета, т.е. начиная с 1991 г. количество учебных заведений резко увеличивается. Если до 1990 г. в Кыргызстане существовало только 10 высших учебных заведений (вуз), то к 2007 г. их число достигло 56, а количество обучающихся в них – более 250 тысяч [1–2]. Такой резкий рост заведений высшего профессионального образования в Кыргызстане связан с политикой регионализации обучения. На сегодняшний день почти во всех областных центрах Кыргызстана есть самостоятельные высшие учебные заведения. В некоторых областных центрах, если быть точнее, в центре Ошской области – 5, Джалал-Абаде – 3, в Иссык-Кульской области 1 университет. Региональные университеты открыли широкие возможности для некоторых молодых людей, не имеющих возможности обучаться в центре, и внесли определенный вклад в развитие и обогащение культурной среды областных центров. Но в последние годы в деле привлечения местной молодежи заметен спад. К примеру, статистическая информация на данный момент подтверждает, что более 70 % студентов отдают предпочтение обучению в университетах столицы республики – Бишкеке. В настоящее время общее количество высших учебных заведений (вузов) составляет 52. Из них 31 государственный вуз, 21 негосударственный вуз, функционирующий в услових самофинансирования. В настоящее время в Кыргызстане на 1 миллион населения приходится около 10 учебных заведений. В других странах показатели не так высоки. Например, на 1 миллион человек в России приходится 6 университетов, а в Англии – только 2 университета. Если посмотреть на это с другой стороны, то в Италии с 60-миллионным населением – 65, Испании с 45-миллионным населением – 60, во Франции с 63-миллионным населением – 41 университет [3–5].

В Кыргызстане большинство студентов учатся в государственных университетах. Студенты, обучающиеся в частных высших учебных заведениях по республике, составляют только 25,6 % от общего числа всех студентов.

За последние 10 лет в Кыргызстане уменьшается число высших профессиональных учебных заведений. Если начиная с 2003 г. на 10 тысяч населения приходилось 401 студент, то этот показатель в 2007 г. достигает 477, в 2015 г. уменьшается до 380 студентов [5–6].

Объективными причинами этого можно считать следующие обстоятельства:

1. Повышение порогового балла до 110 при поступлении в высшие учебные заведения. В действительности, ограничение доступа к обучению в высших учебных заведениях по результатам ниже 110 баллов общереспубликанского тестирования стало основанием для остановки негативного явления как «заплатишь контракт – открыты двери любого учебного заведения».

2. Повышение контрактной оплаты за высшее образование. В некоторых частных высших учебных заведениях оплата за обучение очень высокая. В высших учебных заведениях Кыргызстана более 80 % студентов обучаются на контрактной основе. На бюджетной основе обучается только 13 % от числа всех студентов.

3. В условиях рынка появилась необходимость овладения необходимыми профессиональными компетентностями за короткий срок. В связи с этим большинство молодёжи в целях сбережения семейного бюджета приостановили обучение в вузах и перешли на краткосрочные курсы приобретения профессии. По некоторым сведениям, в высших учебных заведениях число бросивших обучение в вузах в советский период составляло всего 10 %, а сейчас каждый третий студент бросает учебу.

Ещё одна важная проблема в системе высшего профессионального образования Кыргызстана – это тенденция акцента при выборе профессии на гуманитарные специальности. К примеру, по исследованию Азиатского Банка развития (АБР) 2011 г. 77 % от общего числа студентов, обучающихся в вузах, выбрали гуманитарные специальности. Из них 32 % обучались на педагогических специальностях, 26,5 % – на экономических, 14,4 % – право, 6 % – управление, а 21 % – в других отраслях. В области технических знаний 66 % обучаются на инженерных и технологических, 16 % – естественнонаучных, 13 % – медицинских, 4 % – агрономических специальностях [5–7].

Как видно из табл. 1, растет количество студентов дневного отделения высших учебных заведений. В результате политического развития в стране уменьшилось количество заочного обучения, увеличилось число обучающихся на дистанционной форме.

Адаптация стандартов высшего профессионального образования к современным требованиям. В Кыргызстане в направлении развития государственного стандарта высшего профессионального образования осуществлен ряд реформ.

Государственный стандарт высшего профессионального образования первого поколения разработан и внедрен в 1993– 1994-е гг. В данном стандарте рассматривались обязательный государственный и вузовский компоненты проектирования учебных планов. Обязательный общегосударственный компонент должен был составлять не менее 60 % и не более 80 % осваиваемой программы. Вузовский компонент позволял учитывать требования к подготовке кадров согласно региональным особенностям конкретных учебных заведений.

В 2001 г. Министерством образования и науки КР был предложен макет обновления и совершенствования стандартов, который стал функционировать с 2003 г. Этот стандарт основан на философии необходимости овладения будущими специалистами в высших учебных заведениях базовыми профессиональными знаниями, которые станут фундаментом обновления и совершенствования дополнительных профессиональных образовательных программ на протяжении всей жизни. Первое и второе поколение государственных стандартов высшего профессионального образования рассматривали в качестве основного приоритета значительное расширение академических свобод высших учебных заведений по определению образовательных программ. В связи с этим Правительство КР в 2011 г. утвердило постановление по переходу к двухступенчатому образованию в вузах и макету Государственного стандарта высшего профессионального образования нового поколения [8–11]. Согласно этому постановлению, начиная с 1 сентября 2012 г. вузы Кыргызстана перешли на двухступенчатую систему обучения: бакалавриат и магистратура. Основные параметры освоения стандартов двухступенчатого высшего профессионального образования определяются последующим образом: общая (4 года) трудоёмкость освоения стандартов высшего профессионального образования равна не менее 240 кредитам, годовая трудоёмкость – 60 кредитам, трудоёмкость одного семестра – 30 кредитам (зачетная единица). Один кредит (зачетная единица) равен 30 академическим часам учебной деятельности студента. В соответствии со сроком (2-годичный) магистерской программы общая трудоёмкость освоения стандартов образования составляет 120 кредитов. Недельная учебная нагрузка равна 54 академическим часам или 1,5 кредиту [12].

Таблица 1

Количество студентов вузов по годам и типам обучения*

Учебный год

Вузы

Общее кол-во студентов

Дневное

Перепод

готовка

Заочное обучение

Дистантное обучение

Учащися с высшим образованием

Выпускники

2009/2010

54

233605

130912

1940

100753

47375

38106

2010/2011

56

230379

128236

2557

99586

45112

37966

2011/2012

54

239208

131804

3552

103852

51809

41811

2012/2013

54

231562

125747

1473

97062

7280

33101

41679

2013/2014

55

223241

124748

1726

83863

12904

35414

41291

2014/2015

53

214410

122680

1826

71903

18001

31771

40839

2015/2016

52

199505

119336

1512

62931

15726

29848

41712

2016/2017

50

175430

107846

1539

45267

20778

29342

52781

2017/2018

51

161406

110165

1343

27764

22134

30315

48907

Примечание. *Данные получены по статистическим результатам 2014 и 2018 гг.

Интернационализация высшего профессионального образования. Под интернационализацией высшего профессионального образования мы понимаем широкий спектр научных исследований и образования, международной деятельности и феномен академической мобильности. Академическая мобильность – это перемещение студентов (магистрантов) или преподавателей и соискателей высших учебных заведений на определенный академический период времени (семестр или учебный год) с обязательным признанием внутри своего вуза или в другое образовательное или научное заведение (в пределах или за пределами своей страны) с целью обучения или проведения научных исследований (в том числе проведения учебных или производственных практик) по освоению образовательных программ в виде кредитов.

В настоящее время многие высшие учебные заведения Кыргызстана переживают процесс интеграции с мировым образовательным пространством. В связи с этим в целях повышения мобильности студентов в Республике первые шаги в данном направлении получают поддержку со стороны различных международных программ. Из них самые активные это «Эразмус Мундус», «Сократ», «Мевлана» и другие. В настоящее время свыше 200 студентов Кыргызстана получили возможность обучаться в европейских университетах. Вместе с этим выросло и количество иностранных студентов, обучающихся в Кыргызстане.

Сравнительно, количество иностранных студентов из Средней Азии, обучающихся в Кыргызстане, составляет 40 % всех студентов. С одной стороны, качество знаний кыргызских высших учебных заведений вызывает сомнения, с другой стороны, наблюдается рост числа студентов [2].

Переход к независимой аккредитации, направленной на обеспечение качества. Особую актуальность проблемы обеспечения качества образования в Кыргызской Республике подтверждают последние реформы по изменению состава комиссии высших учебных заведений и по внедрению механизма независимой аккредитации в системе образования и другие инициативы. Эти перспективы регулируются через «внесение изменений» в Закон «Об образовании» Кыргызской Республики, принятый 30 апреля 2003 года № 92 [13]. В системе образования в качестве нового субъекта образовалось независимое агентство по аккредитации. На сегодняшний день в Кыргызстане успешно проводят свою работу 7 независимых аккредитационных агентств. Только лишь аккредитационным агентством «Эл баасы» в 2018 г. были аккредитованы следующие учебные заведения (программы): вуз (бакалавриат) – 1 (1 программа), учебные заведения средне-профессионального образования (СПО): 11 учебных заведений (24 программы), из них 3 учебных заведения (7 программ) прошли условно на 1 год аккредитацию; учебные заведения начального профессионального образования (НПО): 20 учебных заведений, из них 1 учебное заведение (1 программа) прошло условно на 1 год аккредитацию. Ниже дан список данных учебных заведений, они внесены в реестр агентства и расположены на сайте [14].

Таблица 2

Количество иностранных студентов

 

2009/ 2010

2010/

2011

2011/

2012

2012/

2013

2013/ 2014

2014/ 2015

2015/ 2016

2016/ 2017

2017/ 2018

Всего

3431

3366

3099

3286

3467

4257

4257

4257

4257

Афганистан

87

73

74

54

66

107

123

148

169

Китай

601

539

433

385

255

267

187

269

273

Индия

497

581

788

1137

1709

2377

3917

4745

6828

Иран

18

17

21

25

2

7

7

2

1

Монголия

28

13

7

2

1

8

8

6

9

Непал

52

82

50

21

45

23

17

15

24

Сирия

22

27

24

43

7

15

16

14

16

Пакистан

911

955

928

778

628

559

413

390

579

Турция

1057

793

727

772

679

696

695

655

624

Грузия

11

5

4

3

1

2

1

-

-

и другие

147

281

43

66

74

196

243

276

358

Примечание. *Данные взяты из статистического сборника 2018 г.

К проблемам, которые мешают адаптации системы высшего образования Кыргызстана к новым общественно-экономическим условиям, можно отнести следующие:

Недостаточность финансирования не дает возможности для обеспечения учебного процесса компетентными научно-педагогическими кадрами. Если по лицензионным требованиям качественный показатель профессорско-преподавательского состава должен быть 30–35 %, то сейчас он не может подняться с 19,5 %. В этой связи объем учебной площади многих учебных заведений вместо требуемых 9 м2 составляют лишь 7 м2. Во-вторых, в высших учебных заведениях всё еще преобладают те, кто занимается не пониманием сущности и технологий Болонского процесса, а сохранением и руководством формальными критериями, т.е. имитацией.

Возьмем к примеру, практикующееся нами двухступенчатое высшее профессиональное образование в соответствии с формулой «4 + 2» выглядит так: молодёжь Кыргызстана, чтобы получить высшее образование, должна учиться 6 лет. Для кыргызского менталитета 6 лет для получения высшего образования это очень много. Во-вторых, учитывая, что 15–20 % обучающихся в магистратуре финансируются из бюджета, то большинство выпускников вынуждены начинать трудовую деятельность со степени «бакалавра». В-третьих, в результате этого Кыргызстан постепенно может превратиться в «страну бакалавров». Поэтому существует множество мнений, что объем программы бакалавриата следует сократить на 3 года (180 кредитов). Этот опыт был широко растпространен в Англии, Норвегии и Финляндии и дал хорошие результаты. Если мы так же как и некоторые страны Европы выберем формулу «3 + 2», молодежь за 5 лет будет овладевать степенью «магистра», то считалось бы, что мы вошли в Болонский процесс со статусом одинаковой степени.


Библиографическая ссылка

Боркоев Б.М., Aлимбеков А.А. ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6. – С. 77-81;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11928 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674