Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ ПО РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ: ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ

Иглин А.В. 1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Статья посвящена актуальной теме рабочего спортивного движения. В 2019 г. при поддержке Агентства стратегических инициатив в Казани прошел Международный чемпионат WorldSkills Championship, т.е. чемпионат по профессиональному мастерству, или соревнования по рабочим профессиям. Эти соревнования имеют интересную историю, поскольку связаны с политическими процессами государств и стремлением людей состязаться не только в спорте, но и других навыках. В основе указанных стремлений – повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. Становление спортивных соревнований в сфере рабочих специальностей обусловлено общемировыми процессами сближения профессиональных союзов и ассоциаций, стремлением к соревновательной деятельности людей и даже государств. Указанные обстоятельства необходимо учитывать при проведении современных соревнований в рамках движения WorldSkills. Субъекты этого движения сегодня призваны повышать стандарты профессиональной подготовки в 78 странах – членах WorldSkills, работая с молодежью, педагогами, правительствами и производствами, создавая трудовые ресурсы и рабочие таланты сегодня, чтобы помочь в трудоустройстве в будущем. Подобные соревнования могут стать площадкой для апробации новейших технологий и навыков, способствовать развитию компетентностного подхода к работе в условиях нового миропорядка.
история физкультуры
международное рабочее спортивное движение
рабочие профессии
спорт
соревновательность
1. Официальный сайт Международного некоммерческого движения Worldskills, учредительные акты, общая характеристика соревнований. [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.org/what/competitions/ (дата обращения: 25.05.2020).
2. Соломченко М.А., Пеленицина Т.А. История физической культуры и спорта. Курс лекций. Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2012. 84 с.
3. Официальный сайт Международного центра спортивных исследований, учредительные акты и общая характеристика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cies.ch/en/cies/about-cies/ (дата обращения: 25.05.2020).
4. Иглин А.В. Спорт и право (международный аспект). М.: Юрлитинформ, 2012. 296 с.
5. История спорта и физическая культура. [Электронный ресурс]. URL: http://sport-history.ru/ (дата обращения: 25.05.2020).
6. Информационно-аналитический портал об истории спорта, физическая культура новейшей эпохи. [Электронный ресурс]. URL: http://valver.ru/news/fizicheskaja_kultura_novejshej_ehpokhi/1-0-5 (дата обращения: 25.05.2020).
7. Соломченко М.А., Пеленицина Т.А. История физической культуры и спорта. Курс лекций. Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2012. 84 с.

В настоящее время набирает популярность соревновательность не только в профессиональном спорте, но и в рабочих профессиях. Так, WorldSkills – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. В рамках этого движения регулярно проводятся национальные, региональные и международные чемпионаты [1]. От традиционных ремесел до многопрофильных профессий в области промышленности и сферы услуг при поддержке партнеров, производств, правительства, волонтеров и учебных заведений WorldSkills оказывает прямое влияние на рост профессионального мастерства во всем мире.

Цель исследования: социально-правовое изучение и обобщение комплекса мероприятий по совершенствованию трудовых навыков с точки зрения их влияния на подготовку работников к международным соревнованиям.

Материалы и методы исследования

В предмете исследования – практика организационных механизмов WorldSkills. Дидактический материал рабочего движения, включая соревнования, составляет систему актов, которые позволяют интегрировать эти формы взаимодействия рабочих профессий в актуальные программы повышения физической активности всех людей. Сравнительно-правовой и аналитический методы, диалектика определили выбор конкретных способов исследования: компаративного и синергетического.

Результаты исследования
и их обсуждение

Первые организационные шаги на пути традиционного прикладного интереса к физической культуре до системного рабочего спортивного движения были сделаны в Швейцарии – традиционном центре общественных организаций, до сих пор считающемся штаб-квартирой таких организаций, как Международный олимпийский комитет, Всемирное антидопинговое агентство и др. Раннему развитию рабочего культурного и гимнастического движения в Швейцарии в значительной степени способствовало идейное влияние революций 1848–1849 гг. и не в последнюю очередь деятельность эмигрировавших сюда революционно настроенных рабочих и представителей мелкой буржуазии. В ее рамках возникли секции, которые в 1874 г. объединились во всешвейцарское гимнастическое общество. Также основы рабочего культурного и гимнастического движения были заложены в Соединенных Штатах Америки и Германии. Так, после разгрома революций 1848–1849 гг. и национальных восстаний довольно большое число немецких, австрийских, польских, чешских и венгерских ремесленников, служащих и рабочих было вынуждено эмигрировать за океан. Многие из них были связаны не только с левым крылом гимнастического движения Яхна, но и с Союзом коммунистов. За океаном землевладельцы хотели за счет неимущих европейских иммигрантов увеличить число так называемых белых рабов. Понятно, что объединенные общей трагедией, одинаково бесправным положением, политическими убеждениями и не в последнюю очередь знанием немецкого языка, иммигрантские группы стали самыми радикальными элементами антирабовладельческого движения [2, с. 30]. По примеру цинциннатской, а затем нью-йоркской и филадельфийской групп начиная уже с конца 1848 г. из гимнастических секций организаций по подготовке рабочих и оказанию им помощи как грибы стали расти самостоятельные рабочие гимнастические общества. Летом 1850 г. в Филадельфии было организовано первое гимнастическое празднество североамериканских рабочих, за которым последовало образование первого в истории международного рабочего спортивного движения регионального союза, который действовал в духе решений, принятых на состоявшемся в феврале 1850 г. в Лейпциге конгрессе Союза коммунистов. С 1851 г. он стал издавать газету, специально посвященную вопросам рабочего гимнастического движения, а с 1854 г. регулярно проводить свои гимнастические фестивали. Возрождение нового течения в американском рабочем спортивном движении началось лишь под влиянием экономического подъема, наступившего в первые годы XX века (1908) [3].

На территории Германии, игравшей определяющую роль в европейском рабочем гимнастическом и спортивном движении, первые самостоятельные общества были созданы в начале 1850-х годов. Аналогичные организации возникли в Англии, Бельгии и даже в Венгрии. Однако просуществовавшее короткое время движение взаимопомощи не выражало интересы рабочего класса и в борьбе с лассальянством распалось. Когда в начале 70-х годов XIX века грянул экономический кризис, а, соответственно, раскол в обществе (вкупе с антисоциалистическими лозунгами и даже нормативными актами), стало возможным развитие международного рабочего спортивного движения [4]. Далее в Германии в 1890 г. был отменен «исключительный закон», а в 1891 г. официально урегулирован вопрос о предоставлении еженедельного дня отдыха. В 1910 г. австрийское законодательство уже предусматривало оплачиваемый отпуск для служащих частного сектора. На основе решения генерального совета профсоюзов, поддерживавшего организацию самостоятельных объединений, рабочие-спортсмены, вышедшие из подполья, создали ряд физкультурно-спортивных организаций: в 1893 г. – Рабочую федерацию гимнастики, через два года – Рабочую федерацию велосипедного спорта, в 1899 г. – Австрийскую рабочую федерацию велосипедного спорта, а в самом начале ХХ века (в 1904 г.) еще две: Бельгийскую социалистическую федерацию гимнастики и Английскую рабочую спортивную федерацию. В органах печати рабочих партий стали публиковать информацию о спортивной деятельности. Благодаря самостоятельным гимнастическим и спортивным фондам немецких, швейцарских и австрийских организаций родилась рабочая спортивная пресса.

Следует отметить, что особенности «сражений» в Центральной и Восточной Европе за создание рабочего гимнастического и спортивного движения наиболее ярко проявились в присоединенной автономии к России – территории современной Финляндии, а равно в прибалтийских государствах, Польше, Чехии, Венгрии и Болгарии. Примечательно, что указанные «мероприятия» (по формированию рабочего физкультурно-спортивного движения) совпадали с таким же точно процессом в Западной Европе! Это стало явным и возможным, так как инициаторы создания (например, гимнастических, велосипедных и туристских объединений) брали за основу стандарты и нормативы Германии и Австрии. Отличия же были обусловлены тем, что, в силу ограниченности легальных возможностей, разрешения властей на деятельность рабочих кружков, а затем гимнастических секций и обществ удалось добиться здесь лишь несколько позже (1900–1910). Развитие затруднялось также тем, что общества «Сокол», носившие буржуазно-национальный характер, к этому времени утратили свою прогрессивность и стали выступать в качестве антиподов рабочего движения. В таких условиях физкультурно-спортивная деятельность, которая напрямую связывалась с рабочим движением, получила импульс к распространению преимущественно в рабочих кварталах ряда промышленных центров, а также в некоторых заводских и уличных командах, а также в туристических группах. Среди легитимных объединений дольше всего просуществовал организованный в 1897 г. на Путиловском заводе «Екатерингофский кружок любителей спорта». Примечательно, что ликвидирован этот кружок был спустя 4 года за «участие его руководителей в организации забастовок». Воспоминания, опубликованные в печати, свидетельствуют о том, что революционный подъем 1905–1907 гг. вызвал активизацию деятельности как уличных и заводских команд, так и туристических групп, которые служили прикрытием для нелегальных семинаров. Рабочие Москвы и других городов использовали загородные прогулки для занятий с целью овладения методами рукопашного боя и самообороны. В годы, последовавшие за разгромом революции 1905 года, либерально-буржуазные общества и администрации промышленных предприятий (например, заводов) пытались на западный манер создать на этих предприятиях свободные от политики объединения, чтобы отвлечь рабочих от организации своих рядов. Первым таким объединением был «Рабочий спортивный кружок Морозовских мануфактур» (в Орехово-Зуево – 1908 год). В начале же 1910-х годов часть рабочих спортивных кружков превратилась в легальные организации большевистской партии, находившейся в подполье [5]. Однако из-за полицейских преследований эти организации просуществовали в целом недолго.

Как об этом было заявлено в ходе обсуждения одного из пунктов повестки дня лондонского конгресса II Интернационала в 1896 г., «Воспитание и физическое развитие», рабочие спортивные объединения рассматривались как один из методов борьбы против капиталистического общественного строя и формирования человека социалистического общества. Руководствуясь этой целью, в рамках рабочего движения обрели популярность те области физической культуры, которые не были связаны с проведением соревнований, пробуждавших у их участников агрессивные инстинкты. Этим объясняется тот факт, что первоначально в немецких, швейцарских, голландских, бельгийских и французских объединениях на первый план в ущерб другим видам спорта вышла гимнастика. Однако в первые десятилетия XX века постепенно стало брать верх мнение, согласно которому в ходе борьбы за массы рабочее спортивное движение не может также уклоняться от деятельности, связанной с проведением состязаний. Возникшие в этот период объединения активно включились в деятельность профсоюзов и руководства рабочих общежитий, способствовавших организации пролетариата и обеспечивавших ему возможности культурного развития и развлечения. Рабочие спортивные организации добивались успехов благодаря тому, что знакомили широкие массы с достижениями современной физической культуры, вырывая тем самым значительные группы рабочих из-под влияния буржуазных объединений и заводских организаций. Одновременно зрело понимание того, что перед лицом бурного развития в международных масштабах спортивного движения рабочие спортивные организации, основные цели которых носили интернационалистический характер, должны преодолеть сепаратистскую замкнутость отдельных стран.

Высший орган международного рабочего спортивного движения возник под влиянием тех же факторов, которые способствовали образованию национальных федераций. Концепция спорта высших достижений, олимпизм, заинтересованность предприятий в рекламе, полувоенные спортивные организации – все эти явления, получившие развитие в рамках спортивного движения, означали существенный сдвиг в сторону его демократизации, однако не в такой степени, чтобы спортивные объединения средней и мелкой буржуазии, а также заводские общества и рекреационные движения решились пойти на активное вовлечение в свои ряды широких масс служащих и рабочих, у которых проснулся интерес к физической культуре. В то же время они стали достаточно сильными для того, чтобы привлечь на свою сторону представителей рабочего спортивного движения, часть рабочей молодежи, а также подчинить своему влиянию в качестве зрителей значительную часть колеблющихся масс.

К 1910-м годам становилось все более ясным, что только путем международного сплочения сил рабочего спортивного движения можно ответить на усиливающийся нажим со стороны занимающихся физическим воспитанием и спортом государственных учреждений и полувоенных организаций (Германия, Австрия, Франция), а также на все более угрожающий вызов фирменных спортивных объединений. Итак, фламандские, французские, немецкие и валлонские рабочие создали в Брюсселе и Кёльне Союз физической культуры, который в целях поддержания приграничных связей из года в год организовывал встречи, сопровождавшиеся большими или меньшими по масштабам фольклорными, песенными, театральными, гимнастическими и другими выступлениями. Параллельно с ростом интереса к физкультурным и спортивным показательным выступлениям и состязаниям эти встречи все больше приобретают характер демонстраций в защиту мира. На культурном и спортивном фестивале в 1910 г. бельгиец Бриду, француз Лэн и немец Клейнхоф договорились о том, чтобы по примеру буржуазного спортивного движения сделать более регулярными международные связи, наладить обмен публикациями, организовывать пропагандистские походы и соревнования в целях развития рабочего спортивного движения в Северной Франции. Их идеи были поддержаны руководителем центрального бюро II Интернационала Вайаном [6].

На Культурном фестивале в Рейнской области в 1912 г. было принято уже конкретное решение о создании рабочего спортивного интернационала. Вслед за этим Лэн через Вайана добился того, чтобы на заседании центрального бюро II Интернационала 11–12 августа 1912 г. его предложения были обсуждены и доведены до сведения рабочих спортивных союзов заинтересованных стран. Положительные ответы на этот призыв были получены от руководителей немецкого, австрийского, бельгийского, французского, английского и триестского рабочих спортивных движений. На основе полученных ответных писем бюро поручило Гастону Бриду и Жюлю Девлиежу организовать созыв в 1913 г. первого международного конгресса рабочих спортсменов. На Подготовительном конгрессе в Генте его участники договорились в целях координации спортивных связей создать в Брюсселе Центральное бюро «Международного рабочего культурного и спортивного союза». Брюссельское международное бюро начало своей деятельности берет в январе 1914 года в так называемом Народном доме [7, с. 32].

Кроме того, заслуживают внимания факты учреждения в 1913 г. первой международной спортивной организации рабочих – Социалистического спортивного интернационала; в 1920 г. в Люцерне (Швейцария) собрались представители спортивных рабочих организаций стран Западной Европы и приняли решение создать Люцернский спортивный интернационал. Эти организации известны во многом благодаря проводимым альтернативным олимпиадам в 1925, 1931 и 1937 годах. Смысл таких соревнований – политический: если в классических олимпийских играх принимали участие представители аристократических кругов, то указанные форумы приглашали и «рабочий класс». Представляется, что подобный подход не был лишен разумности, поскольку идеалы спорта презюмируют толерантность, справедливость, отсутствие дискриминации и шовинизма. Наконец, в связи с запретом МОК участвовать в олимпизме представителям проигравших в Первой мировой войне держав альтернативные состязания – «рабочие олимпиады» обрели популярность, например, среди традиционно сильных спортсменов Германии или СССР (который еще долго не получал признания МОК и не делегировал на международные старты своих спортсменов).

В настоящее время руководящим органом Международного рабочего спортивного движения является Международный рабочий спортивный комитет, который был создан в 1946 г. Однако его значение как организатора спортивных соревнований фактически сведено на нет. Каким же образом исследуемая система взглядов, методик, соревнований актуализируется? Как престиж рабочих профессий через призму физической активности можно возродить? Ответ прост: через конкурсы и выставки достижений! Так, например, в 1947 г. в Испании прошел первый национальный конкурс по профессионально-технической подготовке, который был призван повысить популярность рабочих специальностей и создать эффективную систему профессионального образования в стране, которая только начала восстанавливаться после Второй мировой войны. Первой на эту инициативу откликнулась Португалия, в результате чего в 1950 г. прошли первые международные Пиренейские соревнования, в которых приняли участие 12 представителей обеих стран. Три года спустя к соревнованиям присоединились конкурсанты из Германии, Великобритании, Франции, Марокко и Швейцарии. Наконец, в 1983 г. была сформирована организация по проведению конкурсов профессионального мастерства, выросшая в современное движение WorldSkills. Субъекты этого движения сегодня призваны повышать стандарты профессиональной подготовки почти в восьмидесяти государствах-членах WorldSkills, работая при этом с молодежью, педагогами, правительствами и производствами, создавая трудовые ресурсы и рабочие таланты сегодня, чтобы помочь в трудоустройстве в будущем. WorldSkills объединяет молодежь, производства и педагогов, чтобы научить молодых людей профессиональному мастерству и показать им, как стать лучшими в выбранной ими специальности. От традиционных ремесел до многопрофильных профессий в области промышленности и сферы услуг при поддержке партнеров, производств, правительства, волонтеров и учебных заведений WorldSkills оказывает прямое влияние на рост профессионального мастерства во всем мире.

В XXI веке движение WorldSkills реализует и следующие направления-задачи: A. Маркетинг Организации на основе глобальных усилий организаций-членов. B. Позиционирование конкурса Worldskills как главного мирового мероприятия по признанию и развитию навыков. C. Разработка новой современной идентичности и гибкой структуры для поддержки глобальной деятельности Worldskills International. D. Развитие стратегического партнерства с отдельными корпоративными, правительственными и неправительственными организациями в целях содействия достижению целей Организации. E. Распространение информации и обмен знаниями о стандартах профессиональной квалификации и оценках деятельности Организации. F. Содействие налаживанию связей между заинтересованными сторонами Организации в целях создания новых возможностей для развития навыков и инноваций. G. Поощрять передачу навыков, знаний и культурного обмена между участниками Организации и другими молодыми людьми во всем мире.

Для достижения этих целей Организация будет:

– Использовать конкурсы навыков, образование и профессиональную подготовку, продвижение навыков, исследования, развитие карьеры и международное сотрудничество для объединения промышленных, правительственных и образовательных организаций для реализации международной программы развития навыков, направленной на обеспечение экономической стабильности и роста для всех людей и свободы выбора для всей молодежи.

– Проводить конкурсы WorldSkills.

– Содействовать обмену идеями и опытом в области профессионального образования и подготовки путем проведения семинаров, совещаний и конкурсов.

– Содействовать связям и контактам между организациями профессионально-технического образования и профессиональной подготовки по всему миру.

– Поощрять обмен молодыми специалистами между членами.

Руководящими органами Организации являются Генеральная Ассамблея и Совет директоров. Постоянными комитетами Организации являются: Комитет по стратегическому развитию и Комитет по соревнованиям. Генеральная Ассамблея состоит из официальных и технических делегатов, представляющих членов Организации. Генеральная Ассамблея собирается один раз в год. Его возглавляет Президент. Полномочия Генеральной Ассамблеи включают: выборы членов Совета (включая Президента и Казначея); отбор организаторов соревнований и заседаний Генеральной Ассамблеи; утверждение годовой отчетности Организации и утверждение финансовой отчетности, проверенной аудитором; резолюции по докладам и предложениям Совета, решения о будущих конкурсах, резолюции, касающиеся арбитражных решений, и т.д. Совет, в свою очередь, состоит из восьми членов. Члены Совета избираются на четырехлетний срок на следующие должности Совета: Председатель и Председатель Правления, два члена Совета директоров, ответственные за руководство Комитетом по соревнованиям, четыре члена Совета директоров, отвечающие за руководство деятельностью Комитета стратегического развития; и Казначей. Выборы в правление проводятся раз в два года. Выборы проводятся на Генеральной Ассамблее в четном году между соревнованиями WorldSkills, причем половина должностей избирается каждый двухгодичный цикл следующим образом: А. Председатель и Председатель Совета, один член Совета Комитета по соревнованиям и два члена Совета Комитета по стратегическому развитию. B. Один член Совета Комитета по соревнованиям, два члена Совета Комитета по стратегическому развитию и Казначей. Совет проводит заседания не менее четырех раз в год (очные и видеоконференц-совещания). Эти совещания проводятся под руководством Председателя. Основные полномочия Совета включают: назначение Генерального директора; подготовка обновлений к Конституции, Постоянным приказам и Кодексу этики и поведения; подготовка стратегического плана и мониторинг связанного с ним плана действий генерального директора; мониторинг качества Соревнований; координация совещаний Организации, решения по годовым счетам; контакты с другими организациями; принятие новых членов; создание рабочих групп и др.

Теперь о стратегических перспективах в контексте глобализации. Согласно Стратегическому плану-2025, WorldSkills стремится трансформировать навыки мира – улучшить индивидуальное понимание и возможности, повысить организационные показатели и достижения, а также помочь повысить экономическую конкурентоспособность всех стран и регионов. Worldskills определила три общие стратегические цели своей работы на период до 2025 года, а именно: 1) повысить возможности для молодежи, работодателей и общества; 2) укрепить связи с рынками труда, работодателями и экономикой; и 3) укрепить организационный потенциал Worldskills и глобальную конкурентоспособность ее членов посредством навыков.

Наконец, о ближайших соревнованиях. В 2021 г. очередные соревнования WorldSkills пройдут в Шанхае с 22 по 27 сентября. Более 1300 конкурентов из более чем 60 стран и регионов – членов WorldSkills будут соревноваться в 56 навыках. Конференция Worldskills-2021, запланированная на 23–24 сентября, привлечет более 1000 преподавателей, министров, государственных должностных лиц, лидеров бизнеса и промышленности, а также молодежь для обмена передовым опытом и ознакомления с глобальными тенденциями и проблемами профессионального образования и подготовки, а также в сфере анализа навыков будущего. Наверняка в структуре соревнований будет отражена концепция и практика борьбы с коронавирусом. Представляется важным акцентировать внимание мировой общественности на новые приемы и методики борьбы с пандемией COVID-2019, тем более что ряд стран уже доказывают эффективность собственных актуальных разработок. Иными словами, соревнования могут стать площадкой для апробации новейших технологий и навыков, способствовать развитию компетентностного подхода к работе в условиях нового миропорядка.

Выводы

Таким образом, в основе указанных направлений деятельности – повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. Становление спортивных соревнований в сфере рабочих специальностей обусловлено общемировыми процессами сближения профессиональных союзов и ассоциаций, стремлением к соревновательной деятельности людей и даже государств. Указанные обстоятельства необходимо учитывать при проведении современных соревнований в рамках движения WorldSkills. Немаловажным обстоятельством является то, что организация Worldskills и ее члены вносят вклад в развитие совместных проектов и в сотрудничество с другими международными учреждениями и органами (например, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МОТ, Всемирным банком, ОЭСР и Комиссией ЕС) в целях поддержки изменений во всех странах и регионах, разделяющих их ценности и цели.


Библиографическая ссылка

Иглин А.В. СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ ПО РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ: ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 3. – С. 64-69;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11967 (дата обращения: 24.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074