Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

О ПОНЯТИИ «КУЛЬТУРА» В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Гусейнова М.Д. 1
1 Международный университет «Ала-Тоо»
Сегодня все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с культурой и ее ролью в современных обществах. Это зачастую связано с тем, что процесс глобализации, расширяя границы и открывая горизонты, дает возможность изучения разных культур, используя последние модели новых технологий. Как известно, общество состоит из представителей разных культур, а также происходит ежедневный обмен информацией, ценностями, коммуникацией между многокультурными обществами. В результате этого в социальной и общественной среде стало появляться множество новых исследований, которые сфокусированы на изучении и анализе таких понятий, как «культурная адаптация», «этническая культура», «доминирующая культура». Если обратиться к научной литературе, где так или иначе делается попытка определения культуры в целом, совершенно ясно становится исключительная многозначность интерпретации феномена культуры. Только в зарубежной литературе было отмечено существование свыше 200 определений культуры. В то же время в научной литературе все большее признание завоевывал подход, согласно которому культура рассматривается как универсальное свойство общественных явлений. Таким образом, актуальность данной статьи состоит в раскрытии сути такого понятия, как «культура», и его роли в системе культурологического знания.
доминирующая культура
культура
массовая культура
народная культура
элитарная культура
этническая культура
1. Кравченко А.И. Культура. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128603: article (дата обращения: 25.05.2020).
2. Новейший культурологический словарь. СПб.: Феникс, 2010. С. 411.
3. Исламгалиева С., Халин К., Бабаян Г. Культурология (конспект лекций). М.: Litres, 2017. С. 197.
4. Доминирующая культура. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1485565 (дата обращения: 25.05.2020).
5. Пронин А.А. Культурология в вопросах и ответах. М.: Directmedia, 2014. С. 189.
6. Драч Г.В., Штомпель Л.А., Штомпель О.М., Королев В.К. Культурология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2014. С. 384.

Как известно, феномен культуры сложился в древние времена, начиная с появления первого человека на земле. Первобытнообщинный строй, являющийся первым этапом формации развития человека (и, как известно, через этот этап прошли все страны и народы мира), также может считаться и началом возрождения культуры. Основная цель статьи заключается в анализе феномена культуры и его роли в культурологии Кыргызстана, а для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть определения понятия «культура» в научной литературе.

2. Выявить разницу между доминирующей культурой и этнической культурой.

3. Проанализировать место и роль культуры в многокультурном обществе Кыргызстана.

Материалами для написания статьи автор выбрал метод глубинного анализа и синтеза вторичных данных. Следует отметить, что данное исследование является актуальным изучением понятия «культура» в современной Кыргызской Республике.

Результаты данного исследования могут найти широкое применение в работах исследователей, аспирантов, студентов и организаций, занимающихся вопросами культуры в целом, а также в преподавании курсов по культурологии в вузах; в проведении конференций, посвященных культуре и культурологическому знанию.

Термин «культура» восходит к латинскому глаголу colere, означавшему: обрабатывать почву, усердно заниматься, украшать, почитать. Древние римляне пользовались выражением «культура агри» (от латинского agricultura) – «возделывание земли». Цицерон первым ввел понятие «культура аними» – «культура души», заботу о которой связал с философией. Греческий аналог латинского термина «культура» – «пайдея» – более сосредотачивался на одном из оттенков смысла, а именно на воспитании, и буквально означал «воспитанность», «образованность». Если обратиться к научной литературе, где так или иначе делается попытка определения культуры в целом, совершенно ясно становится исключительная многозначность интерпретации данного понятия. В то же время в научной литературе все большее признание завоевывал подход, согласно которому культура рассматривается как универсальное свойство общественных явлений. Наиболее завершенную интерпретацию этот подход получил в ряде работ Ю.В. Бромлея и Э.С. Маркаряна, рассматривающих культуру в качестве способа человеческой деятельности. Также существует большое количество зарубежной литературы известных людей науки, где детально рассматривается феномен культуры. Это работы Дж. Вико, Г. Гердера, В. Гумбольдта, Э. Кассирера, С. Пуффендорфа и др. Из российской научной литературы можно выделить работы Ю.В. Арутюняна, М.С. Кагана, А.И. Кравченко, С.В. Лурье, С.М. Широкогорова и др. В Кыргызстане исследования феномена культуры и культурологии можно найти в работах Г. Аалиевой, Р.А. Ачыловой, М.М. Эдиловой и др. Следует отметить, что существующих научных работ по культурологии в Кыргызстане все же недостаточно. Этим и обусловлена новизна данного исследования.

Видный российский ученый А.И. Кравченко описывает культуру так: «Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа» [1]. В новейшем культурологическом словаре культура определена следующим образом: «в наиболее обобщенном понимании культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, которые отражают активную творческую деятельность людей в освоении мира в ходе исторического развития человеческого общества» [2]. Часто словом «культура» обозначают определенные сферы человеческой деятельности – искусство, науку, образование, религию, философию, а также интерес к ним у какого-либо человека [3].

В современном Кыргызстане понятие «культура» обычно используется в повседневной жизни для обозначения различных традиций, обычаев, верований, ритуалов, и обрядов. Также под культурой подразумеваются области деятельности общества и институциональные образования, которые непосредственно занимаются развитием культуры и готовят специалистов в сфере культурной деятельности. Это такие институты, как министерство культуры, информации и туризма КР, Кыргызский государственный университет культуры и искусства им. Б. Бейшеналиевой, Кыргызская национальная консерватория, Национальная академия художеств КР, различные детские и юношеские центры и т.д. Ежемесячно издаются газеты, журналы, вестники, которые освещают самые интересные культурные мероприятия, организованные по стране. Хотелось бы отметить, что в связи с пандемией COVID-19 в кыргызском интернет-сегменте появилось большое количество YouTube каналов, где известные личности и деятели культуры делятся своими навыками и рассказывают о развитии культуры в Кыргызстане. Также необходимо добавить и онлайн семинары и вебинары, на которых проводятся национальные и международные конференции.

Можно заметить, что в культуру включают всё, что создано человеческим разумом и руками: одежду и книги, сигареты и прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты – а также всё, что делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться и т.д.

Понятие «культура» настолько многогранно, что оно используется практически во всех областях человеческой жизнедеятельности. На сегодняшний день существует множество различных «культур»: корпоративная культура, бизнес-культура, культура маркетинга, индустриальная культура, культура дипломатии, культура речи, медицинская культура, коммуникационная культура, политическая культура, экономическая культура, гражданская культура, организационная культура и т.д. Все эти виды подчеркивают важность и значимость феномена «культура» в современном мире.

Как известно, существуют три социальные формы культуры: элитарная культура, массовая культура, народная культура. Каждая из этих форм включает в себя как духовные ценности, так и материальные, и они отличаются друг друга по способу восприятия и применения. Например, к элитарной культуре относится все, что связано с классической музыкой, классической литературой и изящными видами искусства. Данная форма культуры создается профессионалами для людей, входящих в категорию элиты. Элитарная культура предназначена для высокообразованных или высших слоев общества, причем в каждой стране есть такой слой общества. В свою очередь, массовая культура, она также известна как общедоступная культура, производится ежедневно. Она не отличается особым изяществом или же не несет в себе глубокого аристократического смысла.

Массовая культура – полная противоположность элитарной культуре, она схватывает и реагирует на новые события, происходящие вокруг, стремясь удовлетворить запросы человека в данный момент времени. Как пример, это использование социальных сетей Instagram, Facebook, Tik Tok и т.д. Следует отметить, что образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность и очень часто сменяются другими веяниями моды. Также к массовой культуре можно отнести общеобразовательные школы. Если в элитарной культуре дети обучаются в престижных учебных заведениях, где им предоставляется огромное количество услуг, то в массовой культуре уже видится отличие даже в количестве обучающихся в классе. Сюда также можно отнести моду, рекламу, поп-музыку, развлекательные виды досуга и т.д., то есть все, что может отвечать сиюминутным нуждам и запросам человека. Можно сказать, что массовая культура предназначена для большинства населения. Большинство культурологов относят массовую культуру к «среднему классу», считая его стержнем индустриального общества.

Народная культура, третья форма, включает в себя духовные поиски человека, народа. Она производится неизвестными, анонимными творцами, которые не имеют определенной профессиональной подготовки. Примерами народной культуры являются легенды, мифы, народные сказания, сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, эпосы.

Кыргызстан является страной Центрально-Азиатского региона, куда также входят Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан. Население данного региона полиэтнично и представляет собой некий гибрид, в котором смешались культуры различных этносов, которые проживают здесь. Но, несмотря на некую общую культурную адаптацию этносов, например, Кыргызстана, все же следует выделить и доминирующую культуру.

Доминирующая культура – это совокупность верований, обрядов, обычаев, традиций и ценностей, которым следует большее количество людей данного общества. Доминирующая культура также известна как господствующая или национальная культура. Как отмечается в источниках, доминирующая культура достигает господства путем контроля социальных институтов, таких как учебные заведения, коммуникация, художественная культура, право, политический процесс и бизнес [4]. Другими словами, культура титульного этноса страны и является доминирующей в данном обществе и состоит из многих этнических культур, то есть культур представителей этнических меньшинств, проживающих в этой стране.

Этническая культура состоит из материальной и духовной культуры. К материальной культуре относятся артефакты, предназначенные для удовлетворения материальных (т.е. телесных) потребностей человека [5]. Духовная культура, в свою очередь, это процесс и результаты духовного воспроизводства (религии, философии, морали, искусства, науки и т.д.) [6]. Можно отметить, что в связи со сложившейся ситуацией пандемии во всем мире в 2020 г. материальная и духовная культура стали практически неразделимы. К примеру, сейчас возможно читать книги с помощью гаджетов; смотреть выступления оперных певцов или театральные постановки через планшет; рисовать, используя программы по графическому дизайну в компьютере.

В отличие от этнической культуры доминирующая культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Необходимым условием появления доминирующей культуры считается новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, рождением литературного языка и национальной литературы.

Будет уместно указать на большое влияние процесса глобализации как на доминирующую, так и на этническую культуру. Многие традиции и обычаи народов стали бесследно исчезать, либо видоизменились и намного упростились. Стала появляться некая общая культура, которая одинакова как на Востоке, так и на Западе.

В современном мире все сложнее становится придерживаться правил и норм, которые существовали в прошлом. Яркий пример – несоблюдение культурных традиций молодым поколением. К примеру, если раньше во многих культурах традиционным считалось приглашать гостей в дом, накрывать праздничный стол и даже предлагать им ночлег, то сейчас гостей приглашают в ресторан или в кафе. Люди в какой-то степени стали более практичными. Но данное изменение в традициях показывает, насколько люди стали отдаляться от своих истоков. Хотелось бы сказать и о резком разделении среди людей в финансовом плане. Если раньше на праздник приглашались все родные и близкие, то сейчас разделяют по материальному состоянию людей и приглашают обычно тех, кто имеет какой-либо достаток или влияние в обществе. Такой феномен наблюдается как в доминирующей, так и в этнической культуре.

Немаловажную роль в видоизменении культур народов также играют и межнациональные браки. Во многих культурах малых народов Кыргызстана межнациональные браки не особо приветствовались. К примеру, у ахыска турок, проживающих в Кыргызстане. Это маленький этнос, который живет здесь с 1944 г. и старается сохранять свою культуру по сей день. В старину ахыска турки считали, что браки должны совершаться только внутри своего этноса, иначе ассимиляция может пагубно сказаться на развитии всего народа. Так, невест искали не только в самом Кыргызстане, но за рубежом, в странах компактного проживания ахыска турок. Путем связей с родственниками находили невест для женихов. Обязательным условием была принадлежность к одному и тому же этносу. На сегодняшний же день картина совершенно другая. Молодежь сама выбирает свою будущую пару, и это не всегда представители ахыска турок.

Также одним из ярких примеров влияния глобализации на культуру в целом является распространение феномена гендерного равенства, а также развитие феминизма. Эти явления влияют на развитие доминирующей и этнической культуры как позитивно, так и негативно. Позитивным фактором гендерного равенства и феминизма можно считать защиту и развитие прав женщин в обществе. Женщины стали активнее практически во всех областях жизни. Это и экономика, и политика, и бизнес. К примеру, если раньше в бизнес-секторе Кыргызстана однозначно преобладали мужчины, то сейчас женщины также занимают передовые позиции. То же самое можно наблюдать и в политике страны. Также большим преимуществом гендерного равенства можно считать улучшение положения женщин в обществе. Но, несмотря на позитивные стороны данных феноменов, существуют и негативные. Ярким примером неготовности страны в целом принимать и воспринимать роль гендерного равенства и феминизма в обществе Кыргызстана стал мирный марш, который был организован активистами борьбы за права женщин 8 марта 2020 г. и который, к сожалению, был прерван задержанием активистов и участников марша милицией, а также нападением на них представителей националистического движения «Кырк Чоро». Данное событие стало резонансным в обществе и даже попало на экраны зарубежных СМИ. Этим маршем активисты хотели обратить внимание общества и государства на вопрос защиты прав и свобод женщин. Данная идея возникла в связи с тем, что в последнее время женщины все чаще страдают от домашнего насилия. Но, к сожалению, участникам марша не удалось провести до конца это мероприятие. Так, данный инцидент показывает не только то, что общество в Кыргызстане не готово принять гендерное равенство и феминизм, но и что данные феномены еще не изведаны для него. Тут хотелось бы отметить, что роль культуры восприятия изменений, приносимых глобализацией, и значимость предмета культурологии выходят на первый план.

Культурология как наука является важным источником для всего человечества. Изучение культуры, включающей в себя огромное количество ценностей, должно непременно преподаваться не только в вузах, но и в школах. Культурология не менее важна, чем социология, философия, экология. Во многих образовательных учреждениях культура лишь одна из тем плана на неделю. Это, к большому сожалению, совершенно не раскрывает полной сути понятия культуры и значимости культурологии. Обучающиеся лишены возможности в полной мере изучить данную отрасль науки и развить свои культурные знания и способности.

В современном мире человек должен не только знать новейшую историю и культуру, но обязательно должен знать историю, историю появления культур, цивилизаций. Культурная адаптация в многокультурном обществе является неотъемлемой частью развития самого общества. Напомним, что культурная адаптация – это приспособление социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и моделей поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни, направлений и технологий деятельности, а также механизмов коммуникации и трансляции социального опыта [2]. Таким образом, стремление к постижению культуры станет постоянным в любом обществе.

Заключение

Как выяснилось в результате анализа, феномен «культура» действительно многогранен и трактуется различными исследователями по-разному. На смену устаревшим традициям и обычаям в этнической культуре народов приходят новые. Доминирующая культура может приобрести форму этнической, в зависимости от развития самого общества, а элитарная культура во многих обществах заменяется массовой. А также культурология как наука все больше становится востребованной в цивилизованных обществах. Таким образом, культурология с самого начала формировалась как наука о принципиальных закономерностях культурно-исторического развития человечества, об универсальных законах развития культуры и их специфическом проявлении в конкретных культурах и является наиболее обобщающей дисциплиной сравнительно недавно, только в XX в. она стала самостоятельной научной дисциплиной.


Библиографическая ссылка

Гусейнова М.Д. О ПОНЯТИИ «КУЛЬТУРА» В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 4. – С. 13-17;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11970 (дата обращения: 22.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074