Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Туленкова Л.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Научная статья посвящена вопросам, которые касаются анализа понятия «личностных универсальных учебных действий», основываясь на Федеральном государственном общеобразовательном стандарте и Основной образовательной программе основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 41 г. Тюмени и путей их реализации и формировании. Проведенный автором анализ научной литературы позволил остановиться на личностных результатах освоения общеобразовательной программы обучения. На основе работ отечественных и зарубежных учений автором были проанализированы различные технологии, которые могут способствовать как формированию, так и развитию личностных универсальных учебных действий. Подвергнув рассмотрению педагогические источники, автор проанализировал роль различных технологий в образовательном процессе. В статье рассмотрены современные педагогические технологии, такие как информационно-коммуникационная технология, технология проектного обучения, кейс-технология, технологии уровневой дифференциации, модульное обучение, принцип интеграции, педагогика сотрудничества, для формирования личности и личностных универсальных учебных действий, был выделен ряд основных характеристик при определении данных понятий. Настоящая статья будет интересна специалистам в системе образования, исследователям в данной теме, педагогам и студентам педагогических вузов.
личные универсальные учебные действия
образование
формирование
технологии
стандарт
1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения: 24.08.2020).
2. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 74–76.
3. Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 41 города Тюмени (от 23.04.2015 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://school41-tmn.org.ru/sites/default/files/Doc/obrrazovatenayaprogramma-41-kopiya_zashifrovan.pdf (дата обращения: 24.08.2020).
4. Ставцева Ю.Г. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении // Гаудеамус. 2015. № 1 (25). С. 132–137.
5. Быкова Е.А. Формирование творческого мышления учащихся с использованием средств информационно-коммуникационных технологий: дис. … канд. пед. наук. 13.00.01. Самара, 2019. 186 с.
6. Соловьева Р.А. Педагогическое сопровождение формирования ИКТ-компетентности студентов в условиях регионального вуза: дис. … канд. пед. наук.13.00.01. Улан-Удэ, 2019. 163 с.
7. Лузанова Н.Н. Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы школьника в дистанционном обучении: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Томск, 2019. 176 с.
8. Якушева С.Д. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современной школы: Монография [под ред. С.Д. Якушевой]. Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2017. 164 c.
9. Пелагейченко Н.Л. Метод проектов. История возникновения и развития. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_5_2314.pdf (дата обращения: 24.08.2020).
10. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. Серия «Технологии работы с молодежью». Тверь: «СКФ-офис», 2015. 114 с.
11. Дидусенко Е.Н., Капичникова О.Б., Капичников А.И. Технология модульного обучения студентов бакалавриата / Саратовский гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, Саратовский гос. аграрный ун-т им. Н.И. Вавилова. Саратов: Амирит, 2015. 87 с.
12. Кочергина В.Н. Формирование интереса и желания учиться по В.А. Сухомлинскому // Символ науки. 2015. № 9–2. С. 171–173.
13. Педагогика сотрудничества. Отчет о встрече учителей-экспериментаторов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/archive/15485 (дата обращения: 24.08.2020).

С введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования парадигма образования изменяется: от традиционной трансляции знаний от учителя к ученику переходит на поиск необходимой информации или путей решения самим обучающимся. Главной целью введения Стандарта стало повышение качества образования путем изменений ролей участников в образовательном процессе. В первый раз Стандарт разрабатывался в роли целостной системы требований ко всей системе образования, а не к предметному ее содержанию путем внедрения различных новых приемов и моделей образования. Главной задачей Стандарта представляется как формирование новых установок, так и изменение уже имеющихся в образовательном процессе.

Можно говорить о том, что Стандарт – это социальный проект, внедренный с целью как формирования новой модели образования, способной отвечать социально-экономическим запросам современного общества, так и воспитания такого поколения, у которого будут сформированы интеллектуальные и личностные характеристики, необходимые для дальнейшего самоопределения. Усвоенные знания, умения и навыки в процессе воспитания и обучения обучающиеся должны активно применять не только на уроках, но и в дальнейшей жизни. Для лучшего усвоения учебного материала применяются различные инновационные педагогические технологии, которые являются одним из условий успешного усвоения знаний в процессе обучения. Важной отличительной характеристикой Стандарта представляется его деятельностный характер, который ставит перед собой задачу развить личность через различные виды деятельности. Результаты обучения уже определяются через личностные, метапредметные и предметные результаты [1].

Цель исследования: анализ реализации ФГОС через различные педагогические технологии при формировании личностных универсальных учебных действиях.

Материалы исследования: научные статьи, авторефераты диссертаций, диссертации, учебная литература, электронные ресурсы.

Методы исследования: анализ литературных источников, обобщение и классификация полученной информации.

Результаты исследования и их обсуждение

Личностные результаты включают в себя готовность саморазвиваться и личностно самоопределяться, самомотивироваться, ставить перед собой цели и строить жизненные планы и многие другие. Рассмотрим их на рисунке. Согласно педагогическим словарям, личностные результаты образовательной деятельности являются совокупностью ценностных отношений обучающихся и к себе, и к остальным участникам в образовательном процессе, а также к полученным результатам и самому процессу обучения. В отечественной психологии данные результаты трактуются через качественные новообразования в психике, проявляющиеся первый раз в различный возрастной период, что и формирует в сознании свое мнение и взгляд на окружающую среду. Оканчивая школу, обучающийся на выходе должен обладать следующими новообразованиями: личностным и профессиональным самоопределением, у него будут сформированы свое мировоззрение, личностная идентичность, умение саморазвиваться и др.

missing image file

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

Проанализировав Стандарт, мы пришли к выводу о том, что личностные результаты направлены на формирование следующих действий:

1) самоопределения (внутренняя позиция обучающегося, которая сосредотачивается на развитии самоидентификации, самоуважения, самооценки);

2) смыслообразования (наличие мотивации для различного рода деятельности);

3) ценностной и морально-этической ориентации (соблюдение морально-нравственных норм).

Данные действия помогают в осмыслении важности решения учебных задач, которые обязательно связываются с реальными ситуациями, формируют жизненные позиции к окружающему миру. Личностные результаты реализуются путем формирования личностных универсальных учебных действий. Они, в свою очередь, выступают как ценностно-смысловой, социальный и межличностный ориентир для обучающихся. Стоит отметить, что выделяют следующие виды действий: смыслообразование, которое понимается как формирование связей между целью учебной деятельности и мотивом; нравственно-этическое оценивание усваивания содержания, которое исходит из социальных и личностных ценностей [2].

Согласно Стандарту, учебная дисциплина «Иностранный язык» ставит перед собой цель не только достичь предметных результатов, но и сформировать личность ребенка, через толерантное отношение к другим культурам, оптимизм. А также развивает необходимые коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Что касается Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 41 г. Тюмени, то личностные результаты при усвоении иностранного языка представляют собой общие сведения об окружающем мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка в роли средства для общения с различными людьми. Предмет «Иностранный язык» направлен на формирование личности, «формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания» [3]. Стоит также отметить то, что происходит развитие коммуникативных универсальных учебных действий и, как следствие, формируются и совершенствуются иноязычная коммуникативная компетенция и познавательные универсальные учебные действия.

Чтобы сформировать и развить познавательную и творческую активность обучающихся в процессе обучения, применяются различного рода образовательные технологии, с их помощью повышается качество образования, эффективность использования учебного времени, самое главное, снижается доля репродуктивной деятельности. Данные образовательные технологии основываются на индивидуализации, применении дистанционного обучения и вариативности в образовательном процессе.

Стоит отметить, что использование педагогических технологий на уроках помогает мотивировать к обучению через формирование познавательных потребностей; развивать продуктивные приемы обучения; раскрыть индивидуальные особенности и способности; сформировать необходимые навыки в любой деятельности, такие как самоконтроль, самоорганизация, саморегуляция; усваивать социальные нормы.

Так, рассмотрим детально образовательные технологии, которые применяются для формирования личностных универсальных учебных действий.

В нашей стране с дидактической точки зрения компьютеризация в процессе образования рассматривалась А.П. Ершовым, А.А. Кузнецовым, Т.А. Сергеевой, И.В. Робертом; с методической точки зрения – Б.С. Гершунским, Е.И. Машбицей, Н.Ф. Талызиной; с психологической точки зрения – В.В. Рубцовым, В.В. Тихомировым, Е.И. Виштынецким, А.О. Кривошеевым, Е.С. Полатом; а о роли и месте ИКТ в системе гуманитарного обучения говорили Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова и другие ученые. В связи с этим информационно-коммуникационная технология является комплексом учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в образовательном процессе [4]. В процессе использования ИКТ всесторонне развивается обучаемый:

1) происходит формирование различных типов мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного и других);

2) развивается эстетическое воспитание через применение компьютерной графики и различных технологий мультимедиа;

3) формируются коммуникативные спо- собности;

4) реализуется навык быстрого применения решений в сложных ситуациях;

5) формирование информационной куль- туры, умений осуществлять обработку информации.

6) развиваются мотивы для познавательной деятельности;

7) происходит углубление межпредметных связей из-за применения средств информационно-коммуникационных техноло- гий [5–7].

Данная технология способствовала внедрению в педагогическую практику методических разработок, которые были ориентированы на введение инновационных идей в воспитании и образовании.

Технология проектного обучения представляет из себя такую технологию, которая ориентирована на развитие самостоятельности, различных компетенций посредствам практико-ориентированного продуктивного обучения через выполнение самостоятельной работы для приобретения необходимых знаний [8]. У обучающихся формируются различные умения и навыки, такие как коммуникативные, исследовательские умения и другие. Так, задачами данного подхода выступают: развитие проектного мышления; самостоятельное приобретение знаний; развитие мотивации к различным видам деятельности [9].

Кейс-технология впервые была применена в 1924 г. в Школе бизнеса Гарвардского университета. Данный метод имеет перед собой цель заинтересовать в изучении какого-то предмета или области знаний, что формирует навык сбора, обработки и анализа полученной информации. Актуальность данной технологии заключается в предоставлении обучающемуся информации о различных профессиях, что позволяет развить мотивацию к деятельности и различные личностные качества [10].

В.В. Фирсов, В.М. Монахов, В.А. Орлов заложили основы и принципы технологии уровневой дифференциации, а именно, усвоение материала по единой программе происходит на различных уровнях: базовом (обязательный уровень усвоения программы) и более высоких (освоив базовый уровень, обучающийся переходит к более высокому уровню в усвоении учебного материала). Обучающиеся по достижению одного из уровней могут изменять уровень усвоения материала на более высокий. Данное обучение направлено на вариативность содержания и форм обучения, что позволяет сформировать необходимые условия для развития возможностей обучающегося в образовательном процессе. В результате исследования, проведенного А.В. Матвеевым, было предложено четыре подуровня дифференциации работы обучающихся с информацией (таблица).

Подуровни дифференциации работы обучающихся с информацией (по А.В. Матвееву)

Подуровень

Характеристика

Репродуктивный

Характеризуется выполнением деятельности по заданному алгоритму: обучающиеся должны делать пересказ материала разной степени сложности и давать определения различным понятиям, законам, гипотезам

Конструктивно- описательный

Предполагает самостоятельное использование информации на базе усвоенного алгоритма: обучающийся должен уметь описывать явления, с выявлением их особенности

Конструктивно- аналитический

Представляет из себя навыки анализа, систематизации, обобщения, объяснения

Творческий

Понимается через творческую деятельность

Таким образом, дифференцированные задания – это такие средства обучения и воспитания, которые имеют своей целью сформировать и развить мыслительную и творческую активность обучающихся.

Модульное обучение представляет из себя структурирование необходимой к изучению информации в различные блоки или модули. Модуль является отдельным блоком, который содержит необходимый теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации для обучающихся [11]. Стоит отметить, что модуль соотносится с темой учебного предмета. Имеются следующие отличия: оцениваются все виды деятельности обучающихся: практическое задание, самостоятельная работа, посещение уроков, выполнение различного уровня контрольных работ. Содержание учебного занятия формируется из нескольких логически связанных между собой модулей, а выполнение заданий помогает формировать как предметные, так и личностные результаты.

Многие ученые говорят о том, что принцип интеграции означает некую взаимосвязь компонентов образовательного процесса. Согласно этому (А.С. Леонов), урок, основанный на технологии интегрированного обучения, должен содержать синтез необходимой информации из разных наук и искусств для обучающихся. В.А. Сухомлинский в свою очередь говорит о том, что обучающихся необходимо познакомить с каждой учебной дисциплиной в связи с другими [12]. Так восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность возникает при создании условий для развития личности, а этому способствует данная технология. Многие ученые считают, что использование технологии интегрированного обучения позволяет сделать процесс обучения полным, интересным и насыщенным. Одна из задач – пересечение различных предметных областей естественных наук для развития единого мировоззрения и мировосприятия. Необходимость в данной технологии обусловлена дифференциацией знаний обучающихся, возникает сложность в связывании разных понятий из различных наук в единое целое. Так, данная технология направлена на установление межпредметных связей, которые понятны учащимся, что способствуют развитию потенциала обучающихся, побуждению к активному познанию окружающей их действительности, к нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Рассмотрим педагогику сотрудничества. Педагогика сотрудничества – это система методов и приемов воспитания и обучения, которые базируются на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, и др.). Ученые (Е.Н. Ильин, В.А. Караковский и др.) выделили следующие положения данной технологии. «Обучение»:

1) это творческий процесс;

2) происходит без принуждения;

3) состоит из нескольких тем, объединенные в блоки;

4) происходит через самоанализ обуча- ющихся;

5) происходит через выбор необходимой информации педагогом;

6) происходит через формирование личности обучающегося;

7) через сотрудничество учителей и ро- дителей [13].

Педагоги могут использовать для реализации этой технологии интересные и увлекательные рассказы, различные беседы, адекватное непредвзятое оценивание, поощрение творческих успехов обучающихся, личный пример педагога, организацию встреч с интересными людьми и многие другие.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что внедрение и использование различных педагогических технологий в процесс обучения на любых ступенях образования дает возможность духовно-нравственного развития педагогов и самих обучающихся, усвоения содержания общеобразовательных дисциплин и формирования универсальных учебных действий.


Библиографическая ссылка

Туленкова Л.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 5. – С. 30-34;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11987 (дата обращения: 17.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074