Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

Роль личности педагога в инновационной образовательной сфере аграрных вузов на примере учебной дисциплины «Химия»

Ермакова Л.А. Хилкова Н.Л. Прудникова Е.Г.
Современные социально-экономические условия развития общества требуют пересмотра системы профессионального образования в сторону усиления его практической и личностной ориентированности: важно не только то, что знает выпускник вуза, но и как он умеет реализовать свой личностный потенциал; важно не только выдерживать конкуренцию, но и побеждать. Поэтому главная роль в решении поставленных задач отводится личности преподавателя.

Для подготовки специалиста АПК необходимо, чтобы преподаватель учебного заведения владел инновационными технологиями обучения. Инновация предполагает зарождение, развитие нового внутри уже имеющегося, функционирующего. Инновационный подход в преподавании предполагает:

  • дифференциацию обучаемых по уровню подготовленности, углубление и расширение программы обучения для особо способных;
  • участие студентов в проектировании целей и определении конечных результатов, исходя из своих мотиваций и запросов;
  • вариативность методик, активизирующих умственную деятельность студентов: проблемные вопросы, тренинги, «кейс-стади» (обучение по конкретным учебным ситуациям), деловые игры, дискуссии, диспуты;
  • использование дополнительной литературы, новейших источников информации, компьютерных, информационных технологий;
  • применение перспективной системы оценки - рейтинга (студента, преподавателя) для дальнейшей корректировки учебной деятельности;
  • адаптивное взаимодействие, включающее взаимную адаптацию в системе отношений «преподаватель - студент», где преподаватель формирует интеллект с опорой на объективные и субъективные психологические и биологические законы развития психики и мозга [1].

Поскольку инновационные технологии существенно меняют сложившуюся систему обучения, затрагивая цели, содержание, формы, методы, то преподаватель должен активно самосовершенствоваться. Деятельность преподавателя должна быть направлена, прежде всего, на создание условий для сознательного выбора студентом «образовательной траектории», на уточнение целей, которые ставит перед собой студент; на помощь студенту в планировании своей деятельности; на консультирование по применению конкретных учебников, средств, приемов, методов обучения.

Химия как одна из основополагающих, фундаментальных и мировоззренческих дисциплин является методологической основой приобретения общепрофессиональных и специальных знаний, социально-профессионального опыта становления естественно-научной культуры специалиста АПК. Поэтому развитие существующих и поиск новых научно-методологических подходов в преподавании курса химии на различных этапах образования личности остается актуальной задачей общей и профессиональной педагогики.

Рациональное сочетание традиционных и новых форм подачи учебного материала позволяет активизировать творческий потенциал студента в открытой образовательной системе, сделать процесс обучения более самостоятельным, повысить уровень подготовки будущих специалистов.

Ведущая роль на современном этапе в сфере химического образования студентов аграрных вузов отводиться информационным технологиям обучения, таким как:

  • компьютер как средство самопознания, саморазвития, самообразования и контроля знаний;
  • мультимедиа-технологии как средство повышения эффективности подачи информации, усвоения учебного материала, вовлечения в активные действия при обучении;
  • лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования объектов и процессов;
  • Интернет - страницы с учебно-методическими разработками, рекомендациями и данными информационно-познавательного характера;
  • дистанционное обучение с помощью информационных и моделирующих автоматизированных систем [2].

Компьютерная мультимедийная система является важным составляющим элементом современной компьютерной технологии, которая все шире используется в учебном процессе. Широкое внедрение в учебный процесс вузов современных компьютерных технологий позволяет расширить арсенал методических приемов, что повышает эффективность педагогического труда, стимулирует познавательную деятельность студентов. Появляется возможность создания зрелищных компьютерных средств обучения с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, гипертекста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М., 1996.
  2. Ан А.Ф., Самохин А.В. Информационно-обучающая среда непрерывного физического образования // Высшее образование в России. -2007. - №7. - С.77-79.

Библиографическая ссылка

Ермакова Л.А., Хилкова Н.Л., Прудникова Е.Г. Роль личности педагога в инновационной образовательной сфере аграрных вузов на примере учебной дисциплины «Химия» // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 5. – С. 42-0;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=139 (дата обращения: 23.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074