Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Социобиогенные предпосылки развития личности инженера

Пиралова О.Ф. Ведякин Ф.Ф. Крючкина Е.С.
В последнее время в научно-популярной литературе появилась масса публикаций о компе-тентностном подходе в образовании. Обсуждается деятельность специалистов различного профиля, чаще всего учителей, психологов, экономистов, государственных служащих. Рассматривается большое число компетенций и компетентно-стей будущих специалистов различных уровней и направлений.

Одним из актуальных вопросов современного образования является вопрос о том всякий ли будущий специалист объективно в состоянии обрести в процессе обучения в техническом вузе социально-гуманитарную компетентность, и какие педагогические технологии могут обеспечить прогнозируемый результат?

Чтобы ответить на данный вопрос следует использовать теорию личностно-ориентирован-ного образования, которая позволяет обосновать возможность формирования заданных качеств у субъектов образования.

Традиционно в сферу понятия «личностный подход в обучении» включают стимулирование мотивации и внутренней активности личности, ориентированных на усвоение содержания образования; учет индивидуально-личностных особенностей обучающихся (мотивации, способностей и пр.) и обучающих (стилевых черт профессиональной деятельности); целенаправленное формирование социально значимых личностных свойств (воспитывающее обучение). В научно-педагогической литературе имеются разработки по проблемам становления личности, мотивации учения и профессиональной деятельности, методике актуализации индивидуальных особенностей учащихся, разработке индивидуального стиля педагога и т. д. [1-5].

При обсуждении технологических аспектов постоянно следует иметь в виду субъективный характер этого процесса. Речь идет о том, каким образом, через психологические механизмы, внешние по отношению к субъекту учебные воздействия, происходит формирование новых содержательных характеристик личности. Это обстоятельство весьма важно в свете современных представлений психологической науки о соотношении природного и социального в структуре личности, о генетически детерминированных возможностях индивида к интериоризации и генерализации нового социального и профессионального опыта.

В настоящее время практически во всех концепциях личности отводится определенная роль природным предпосылкам. Так, например, Я. Щепаньский утверждает, что «личность - это интегральная ценность биогенных, психогенных и социогенных элементов» [6]. Современной генетикой признается, что человек рождается с определенной генетически закрепленной зачаточной иерархией потребностей, сенсомоторными возможностями, интеллектуальными задатками, эмоциональными предпочтениями. Поэтому процесс социализации человека начинается не с нуля, а с определенной индивидуально различной величины [7].

Индивидуальные свойства личности принято подразделять на формальные и содержательные. Принципиальное различие между ними заключается в том, что формальные свойства -это такие системные качества, которые формируются преимущественно под влиянием конкретных социальных факторов, действующих опосредованно через внутренние биологические механизмы.

Такая трактовка генезиса формальных и содержательных свойств личности соответствует диалектико-материалистическому представлению, согласно которому психическое развитие человека понимается как единый системный процесс взаимного опосредования биологического и социального [8]. Разделение свойств личности на формальные и содержательные в реальном поведении - достаточно сложная задача, поскольку формальные и содержательные свойства являются недизъюнктивными [9], то есть опосредуют, взаимопроникают и взаимообуславливают друг друга, сливаясь в единый психический процесс. Несмотря на это на определенном уровне абстрактно-научного анализа такое разделение может быть выполнено исходя из представления о различных доминирующих механизмах формирова-ния формальных и содержательных свойств личности.

Из вышесказанного следует, что формальные свойства личности не существуют сами по себе, а включаются в более высокоорганизованные структуры личности, интеллект и характер, в качестве необходимых компонентов динамических свойств этих структур [9]. Понимание развития личности как единого системного процесса взаимного опосредования биологического и социального позволяет принципиально по новому подойти к одной из ключевых проблем по изучению имеющихся предпосылок (задатков) личности.

Очевидно, что не все и не любые способности являются обязательным условием какой-либо деятельности. Известно, что любая социально значимая деятельность детерминирована рядом субъективных и объективных условий, среди которых способности к этой деятельности являются важным, но не единственным фактором. Существенно объективной детерминантой определенного вида деятельности является общественная потребность в данной деятельности, а субъективной - мотивация личности. Способность же оказывается одним из потенциальных условий актуализации и оптимизации деятельности. Нереализованные способности ведут к субъективной неудовлетворенности, к неадекватному и даже асоциальному (девиантному) поведению. Деятельность, возможности и требования которой превышают способности личности, не дает ожидаемого результата и часто ведет к личностным флустрациям. На фоне имеющихся и апробированных методик выявления и идентификации некоторых способностей личности (например, отдельных профессионально значимых) стоит задача разработки целостных четких критериев обнаружения и оценки способностей, возможностей и дальнейшего ее развития.

Таким образом, становление личности происходит в постоянном развитии, движении и осуществляется посредством обретения, структуризации и освоения опыта. Характер опыта имеет важное значение для определения системы личностных приоритетов и ценностей, поскольку вновь приобретенный опыт самым решительным образом может поменять жизненную ориентировку субъекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Тимофеева Ю. Ф. Роль модульной системы высшего образования и формирования творческой личности педагога-инженера. / Высшее образование в России. - 1993. - №4. - С. 119-125.
  2. Татур Ю. Г. Высшее образование в России в XX веке (антропоцентрический взгляд): Вчера...Сегодня...Завтра... / Цикл лекций. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.
  3. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: «Логос», 1999
  4. Плигин А.А. Организационно-педагогические основы личностно-ориентирован-ной технологии образования в современных ус-ловиях: автореф. дис... канд. пед. наук, М., 1997
  5. Шоган В. В. Теоретические основы мо-дульной технологии личностно-ориентированн-ого образования: автореф. дис....д-ра пед. наук. -Ростов-на-Дону, 2000
  6. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969
  7. Анохин П. К. Социальное и биологическое в природе человека. / Материалы симпозиума по соотношению биологического и социального в человеке. - М., 1975
  8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005
  9. Брушлинский А. В. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека. - М., 1970.

Библиографическая ссылка

Пиралова О.Ф., Ведякин Ф.Ф., Крючкина Е.С. Социобиогенные предпосылки развития личности инженера // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 5. – С. 49-0;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=145 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674