Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

Феноменологический анализ профессионально-личностной направленности

Васягина Н.Н. Марчук Н.Ю.
Ключевую роль в профессиональном становлении личности играет профессиональная направленность. В современной психологии выделяются два различных понимания профессиональной направленности. Первый подход рассматривает профессиональную направленность как устремление, желание, потребность и возможность, способности индивида заниматься выполнением определенной деятельности (профориентационный подход). Второй подход рассматривает профессиональную направленность как сложную, системную характеристику личности, образованную системой смыслов, эмоционально-ценностных отношений, задающих устойчиво доминирующую систему мотивов, определяющую вектор жизненной активности и профессиональной деятельности индивида (личностный подход).

В рамках первого подхода профессиональная направленность рассматривается как подструктура общей направленности индивида, второй подход фактически представляет профессиональную направленность как конструкт более широкий, чем личностная направленность и включающий в себя направленность личности, специфически сформированную в условиях профессиональной деятельности. Первый подход имеет место в профориентологии - изучении профессионального самоопределения индивида и в исследовании его удовлетворенности (при соответствии профессиональной направленности и характера профессиональной деятельности) или неудовлетворенности (при несоответствии направленности индивида и характера профессиональной деятельности) собственным трудом. Второй подход имеет значение при изучении особенностей реализации профессиональной деятельности, достижении и оценке реальной успешности субъекта в профессии.

Следует подчеркнуть, что в современных исследованиях все большее значение приобретает второй подход к изучению профессиональной направленности, указывающий на то, что профессиональная направленность не сводима к подбору некоторых признаков (желаний, стремлений, мировоззрения, мотивов, целей, планов и т.д.), а представляет собой сложное, системное образование личности, включающее многообразие связей и зависимостей этих признаков как внутри феномена профессиональной направленности, так и во взаимодействии его с другими образованиями личности (волей, эмоциями, характером и т.д.). Сторонники такой позиции акцентируют внимание на интегративном характере профессиональной направленности и рассматривают еекак сложный процесс, неотделимый от развитияличности на самых ранних ее этапах (Е.Гинзберг, В.Гинзбург, С.Аксельраде, И.Херма); подчеркивают единство и взаимосвязь свойств человекакак личности и как субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, М.Л.Басов, Л.И.Божович,С.П.Безносов, Э.Ф.Зеер, Э.Э.Сыманюк,Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова, В.С.Мерлин, А.Р.Фонарев, Е.В.Шорохова и др.); единствопроцесса профессионального и личностного развития субъекта (Э.Ф.Зеер, Н.В.Кузьмина, А.КМаркова, Л.М.Митина, В.А.Ядов, С.А.Минюрова, А.Р.Фонарев, и др.). Таким образом, признается очевидным факт взаимного влияния личности субъекта профессиональной деятельности и особенностей реализации этой деятельности, который находит отражение в представлениях о профессиональной направленности.

Разделяя указанные выше представления, считаем целесообразным акцентирование внимания на тесной взаимосвязи личностных особенностей субъекта труда с его профессиональной направленностью посредством введения в психологический оборот нового термина обозначаемого нами как «профессионально-личностная направленность» (ПЛН).

Профессионально-личностная направленность определяется нами как системная характеристика личности, определяющая вектор реализации профессиональной и внепрофессиональной деятельности индивида и образованную иерархической структурой смыслов, эмоционально-ценностных отношений, установок профессионала, задающих устойчиво доминирующую систему мотивов. Данный конструкт включает сплетение личностных особенностей субъекта и специфику профессиональной деятельности (преломляемой в личных особенностях), а также их взаимосвязи. Собственно, выделить элементы личности, не подверженные влиянию профессиональной деятельности, т.е. исключенные из профессионального контекста, практически невозможно. При этом профессионально-личностная направленность качественно отличается от профессиональной и личностной направленности, обладая характеристиками, не сводимыми к сумме характеристик указанных конструктов. Представляя собой синтетическое образование в структуре личности, включающее структурные элементы личности, сформированные на основе интересов, установок, мотивов личности (в том числе, профессиональных) и под влиянием выполняемой ею профессиональной деятельности, ПЛН сохраняет единство и целостность, одинаково и целостно функционируя в профессиональной и внепрофессиональной сферах жизнедеятельности индивида, не расчленяясь на личностный и профессиональный компоненты. Следовательно, мы будем рассматривать ГШН как единую самостоятельную систему, обладающую собственной структурой, динамикой и значением в деятельности индивида и его личности.

В отличие от профессиональной направленности, вектор которой направлен на определенную профессиональную деятельность (а значит, будет одинаковым у индивидов, склонных и стремящихся к одной и той же профессиональной деятельности), вектор ГШН будет различным у профессионалов одного круга, отражая индивидуальность своего носителя. Направление этого вектора определяется личностными особенностями субъекта профессиональной деятельности и находит отражение в способах осуществления им профессиональных обязанностей, реализуемой модели труда и индивидуальной интерпретации собственного профессионального опыта. Опираясь на представленную С.Л.Рубинштейном структуру направленности, состоящую из предмета и источника направленности, мы можем заметить, что источником профессиональной направленности является личность субъекта (с ее мотивами, интересами, способностями), а предметом направленности -профессиональная деятельность; источником ГШН является взаимодействие личностных и профессиональных факторов, а предметом - определенная стратегия самовоплощения, самореализации в профессии. Следовательно, можно заключить, что ГШН является более глубоким и полным отражением профессионализации индивида. Именно осознание себя в качестве профессионала (даже на уровне представления, воображения еще до вхождения в профессиональную деятельность) позволяет профессиональной направленности прорастать на личностный уровень (Рубинштейн С.Л.).

Различие между профессиональной и профессионально-личностной направленностью можно изобразить схематично. Профессиональная направленность как вариант проявления, выражения личностных особенностей в самом общем виде может быть представлена следующим образом:

Л -> ПРОФ. (где Л. - личность; ПРОФ. -профессиональная деятельность; стрелкой указан вектор профессиональной направленности).

На представленной схеме отражен подчиненный характер профессиональной деятельности по отношению к личности субъекта, что указывает на то, что именно личность влияет на профессиональную деятельность посредством своих возможностей, способностей и потребностей. В соответствии с классификацией по предметному содержанию направленность личности может быть устремлена на другой предмет (например, на искусство как хобби в свободное от работы время), который никак не связан с профессиональной деятельностью. В этом случае на схеме должен быть изображен еще один вектор направленности, имеющий направление, отлич
ное от вектора профессиональной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев).

Профессионально-личностная направленность как конструкт более широкий, чем профессиональная направленность, включает особенности личностной направленности субъекта и специфику профессиональной деятельности (преломленную в призме личностных особенностей), а также двухсторонние взаимосвязи и взаимодействия личности и профессиональной деятельности, что выражено в определенных установках, профессиональных мотивах, ценностных ориен-тациях, смысловых отношениях, Я-коннепциии субъекта труда (выработанных в условиях вхождения в профессию - т.е. в процессе профессионализации). Следовательно, в этом случае все личностные особенности, интересы, склонности (в том числе, не связанные непосредственно с профессией, как хобби, например) также оказывают влияние на профессию и имеют в структуре профессионально-личностной направленности собственные связи с профессиональной деятельностью (А.А. Ершов, Э.Ф. Зеер, Э.Э Сыманюк)

Такой конструкт, представляющий собой слияние, сплетение личности (личностный блок) с профессиональной деятельностью (профессиональный блок) и является источником ПЛН индивида. Взаимный характер влияния блоков друг на друга, их взаимодействие определяет вектор самореализации индивида в профессиональной деятельности. Личностный блок определяется структурой личности индивида, ее базовой направленностью, т.е. совокупностью устойчивых личностных образований, задающих активность субъекта в любой ситуации вне фактора ее профессионализации, но подверженных некоторым изменениям под влиянием профессионализации индивида. Профессиональный блок ПЛН определяется особенностями профессиональной деятельности, интериоризи-рованными личностью субъекта.

Содержание ГШН отражает индивидуальные особенности личности субъекта деятельности, и определяет неповторимый, индивидуальный подход каждого специалиста к выполнению одинаковых профессиональных задач. Профессиональный блок ПЛН как отражение специфики конкретной профессиональной деятельности включает внешний и внутренний аспекты. Внутренним аспектом профессионального блока ПЛН является содержание профессиональной деятельности, ее особенности, которые определяют степень ее привлекательности для субъекта на этапе выбора профессии, позволяющие актуализировать личностный потенциал индивида; а также задают определенные требования к субъекту этой деятельности (Э.Ф. Зеер, В.Е.Орел). Внешний аспект представляет социально-профессиональный статус субъекта, т.е. положение, место, занимаемое субъектом в профессиональной структуре, отражающее уровень социально-экономического положения и признания в общественном сознании и в кругу коллег-профессионалов (А.Г. Асмолов, В.А. Петровский).

Профессиональный блок как совокупность социально-профессионального статуса и собственно внутренних особенностей профессиональной деятельности имеет такое значение в целостной структуре ПЛН, какое отражение он получил в структуре личности субъекта, его самосознании, самооценке, ценностно-смысловой сфере (Ф.Е. Василюк, В.А. Ядов).

Рассматривая личностный блок ПЛН, обратимся к описанию структуры направленности личности, представленной Э.Ф.Зеером, который включает в нее совокупность устойчиво доминирующих установок, отношений, ценностных ориентации, мотивацию, а также Я-концепцию индивида. Содержание личностного блока индивидуально у каждого индивида и является своеобразным фильтром, который определяет содержание входящей информации, ее переработку и инте-риоризацию, и моделирует активность субъекта в процессе реализации деятельности. Каждый из компонентов имеет индивидуальное значение в единой системе ПЛН субъекта, выполняя определенную роль в ее функционировании и динамике.

Наибольшая эффективность профессиональной деятельности достигается при оптимальном соотношении работы профессионального и личностного блока в рамках ПЛН. В случае выраженного дисбаланса в сторону профессиональных составляющих наблюдается такой вид профессиональной деформации личности, как трудоголизм, когда человек теряет интерес к любой внепрофессиональной активности, что вызывает оскудение его жизнедеятельности и способствует формированию негативных изменений в его личности (НЕ.Водопьянова, Е.С. Старченкова). С другой стороны, преобладание личностного компонента в структуре ПЛН является показателем недостаточной погруженности человека в профессию, слабой профессионализации, отсутствие стремления к профессиональному росту (Г.Г. Горелова, Л.М. Митина).

Итак, профессионально-личностная направленность как интегративное образование закреплено на разных уровнях структуры личности, выражая уникальное содержание ценностно-смыслового содержания и интенсивность мотивации индивида, установки и ожидания субъекта как отражение его профессиональной и жизненной позиции, а также опирается на Я-концепцию личности, составленную на основе самоанализа и оценок окружающих, профессионального статуса, собственных представлений о своей профессии, самом себе как субъекте этой деятельности. В связи с проникновением содержания ПЛН практически на все сферы личности данный конструкт является весьма устойчивым конструктом, которое в целом сохраняет свое направление и интенсивность на протяжении всей трудовой жизни индивида, подвергаясь лишь небольшим и/или временным отклонениям в случае значимого для индивида воздействия. Динамика профессионального развития субъекта осуществляется в рамках присущей ему ПЛН.

Учет ПЛН на этапе профессиональной подготовки позволит оценить профессиональный и личностный потенциал обучающегося, прогнозировать особенности его профессионального становления, предвосхитить возможные профессиональные деформации и своевременно их про-филактировать.


Библиографическая ссылка

Васягина Н.Н., Марчук Н.Ю. Феноменологический анализ профессионально-личностной направленности // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 6. – С. 19-0;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=170 (дата обращения: 18.07.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252